Исторический музей. Оформление залов.
moscow_i_ya — 23.10.2023Приступая к нелегкой задаче дать хотя бы минимальный комментарий к своим фотографиям Исторического музея, я должна кое-что предварительно объяснить.
Во-первых, информация в сети, которую мне удалось найти, безобразно неполная. Я пользовалась в основном сайтом музея, а также публикацией Софьи Багдасаровой. Если кто найдет что-то получше, буду благодарна и постараюсь дополнить.
Второе. Залы меняли свое название и содержание экспозиции (смена названий и тематики залов - сама по себе тема для любопытного исследования). Не менялись (надеюсь) номера залов, я на них в основном и ориентируюсь.
Третье. К открытию музея были готовы первые 11 залов, потом добавлялись новые. Второй этаж я даже снимать не стала: настолько беднее первого он был.
Жалею, что сняла очень мало, это лишь небольшая часть богатства интерьеров Исторического музея.
2.Зал 4. Бронзовый век. Автор оформления Александр Попов, который несколько лет руководил оформлением залов в целом. Он отобрал рисунки орнаментов из раскопок на территории Российской империи. Так, утки - с браслетов, найденных в курганах в Санкт-Петербургской губернии
3.
5.Зал 5. Скифы, старое название - Железный век. На чужих фото очень много красивых деталей, но у меня только одно фото.
Где-то в этих залах должны быть картины Генриха Семирадского "Похороны руса в Булгаре" (1883) и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году (Ночные жертвоприношения)" (1884). Их фото я нашла, но желания копировать они не вызвали. А вот описание примечательно и я его частично скопирую
Картины предназначались для зала Х века - "эпохи железа", предшествующей принятию христианства и должны были изображать жестокость древних языческих обычаев и обрядов, неотделимых от убийств людей и животных, что подводило зрителей к идее необходимости христианизации как безусловного блага. Картинам Семирадского в общей концепции музея отводилась очень важная роль: они фиксировали конец дохристианского развития страны и закономерно подводили к следующему этапу ее истории, связанному со становлением православного государства.
Сюжеты для картин "Славянского цикла" (1881-1884) были предложены Семирадскому графом А.С. Уваровым, который разрабатывал идеологию экспозиции и внутреннего оформления музея.
Сюжет эскиза "Похороны руса в Булгаре" основан на свидетельстве арабского путешественника и писателя Ахмада ибн Фадлана первой половины Х века, который в качестве секретаря участвовал в посольстве халифа аль-Муктадира. Летом 922 года Ахмад ибн Фадлан стал свидетелем похорон знатного воина-руса в городе Булгаре на Волге. Описание обряда изобилует множеством жестоких подробностей.
Кстати, указанных в Википедии работ Репина, Серова и Айвазовского я пока не нашла
6.Зал 6. Создан на основе раскопов Крыма.
7-8. Зал 9. Древнерусский город, старое название - Новгородский зал. Для украшения этого зала была приглашена артель палехских мастеров во главе с художником-реставратором Николаем Софоновым, которые изготовили копии фресок собора Спаса на Нередице в Великом Новгороде (сами фрески погибли во время войны).
8.
9-10, а также верхнее фото. Бывший Владимирский зал, убранство коиторого выполнено на основе слепков рельефов Дмитровского собора Владимира.
10.
Залы с 11 по 13-й оформлял Петр Бойцов, известный архитектор и бесподобный оформитель интерьеров, к наследию которого я только подбираюсь. Чтобы понять, кто такой Бойцов, достаточно посмотреть оформление ресторана ЦДЛ и особняка, где он находится, а до самой интересной его работы я как раз не доехала неделю назад из-за плохой погоды :(( Кроме того, по данным Википедии, он же руководил оформлением музея в целом в 90-е годы, после смерти Попова.
11-12.Зал 11, Суздальский (старое название). В его основе - оформление Георгиевского собора Юрьев-Польского, а также других соборов Владимира и Суздаля
12.
13.12-й зал полностью поменял тематику и почти полностью - оформление: был Ростовским, стал - про татаро-монгольское нашествие. Откуда взялась картина, мне выяснить не удалось
14-16.13-й зал - Московский (и сейчас по сути тоже, только название длиннее). Сайт музея характеризует оформление Бойцова как одно из самых интересных среди всех залов. В его основе - оформление собора в Звенигороде (на Городке) и Свято-Троицкого собора в Сергиевом Посаде. В росписи потолка использованы узоры Шапки Мономаха. Картина "Утро на Москве-реке" была написана в 1947 году
15.
16.
17.Зал 15. Потолок выполнен в 30-е годы XX века и имитирует перекрытия итальянского зодчества. Оформление зала должно было символизировать связи Ивана III с Европой.
18.Птичка из 16-го зала. Возможно, они выполнены на основе белокаменной резьбы Теремного дворца в Кремле
19-20.Зал 18. По первоначальному плану музея, Ивану Грозному было посвящено целых три зала, и это - самый красивый из них. Зал оформлен в 1898-1903г. Использованы архитектура и росписи собора Василия Блаженного.
20.
21-22. Зал 20, оформлен, как и 18-й зал, в 1898-1903г. (пол - в 80-е годы, вообще полы делали раньше всего остального). Потолок - на основе узоров рукописей XVI-XVIIв, узоры арок скопированы с Царь-пушки
22.
Всего на этаже 21 зал, который рассказывает об истории до Петра Первого. На втором этаже (до конца XIX века) ничего похожего в плане оформления нет.
|
</> |