Исторический музей. Оформление залов.

топ 100 блогов moscow_i_ya23.10.2023 Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165517a.jpg

Приступая к нелегкой задаче дать хотя бы минимальный комментарий к своим фотографиям Исторического музея, я должна кое-что предварительно объяснить.
Во-первых, информация в сети, которую мне удалось найти, безобразно неполная. Я пользовалась в основном сайтом музея, а также публикацией Софьи Багдасаровой. Если кто найдет что-то получше, буду благодарна и постараюсь дополнить.
Второе. Залы меняли свое название и содержание экспозиции (смена названий и тематики залов - сама по себе тема для любопытного исследования). Не менялись (надеюсь) номера залов, я на них в основном и ориентируюсь.
Третье. К открытию музея были готовы первые 11 залов, потом добавлялись новые.  Второй этаж я даже снимать не стала: настолько беднее первого он был.
Жалею, что сняла очень мало, это лишь небольшая часть богатства интерьеров Исторического музея.

2.Зал 4. Бронзовый век. Автор оформления Александр Попов, который несколько лет руководил оформлением залов в целом. Он отобрал рисунки орнаментов из раскопок на территории Российской империи. Так, утки - с браслетов, найденных в курганах в Санкт-Петербургской губернии
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165041.jpg

3.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165108f.jpg

5.Зал 5. Скифы, старое название - Железный век. На чужих фото очень много красивых деталей, но у меня только одно фото.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165207f.jpg


Где-то в этих залах должны быть картины Генриха Семирадского "Похороны руса в Булгаре" (1883) и "Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году (Ночные жертвоприношения)" (1884). Их фото я нашла, но желания копировать они не вызвали. А вот описание примечательно и я его частично скопирую
Картины предназначались для зала Х века - "эпохи железа", предшествующей принятию христианства и должны были изображать жестокость древних языческих обычаев и обрядов, неотделимых от убийств людей и животных, что подводило зрителей к идее необходимости христианизации как безусловного блага. Картинам Семирадского в общей концепции музея отводилась очень важная роль: они фиксировали конец дохристианского развития страны и закономерно подводили к следующему этапу ее истории, связанному со становлением православного государства.
Сюжеты для картин "Славянского цикла" (1881-1884) были предложены Семирадскому графом А.С. Уваровым, который разрабатывал идеологию экспозиции и внутреннего оформления музея.
Сюжет эскиза "Похороны руса в Булгаре" основан на свидетельстве арабского путешественника и писателя Ахмада ибн Фадлана первой половины Х века, который в качестве секретаря участвовал в посольстве халифа аль-Муктадира. Летом 922 года Ахмад ибн Фадлан стал свидетелем похорон знатного воина-руса в городе Булгаре на Волге. Описание обряда изобилует множеством жестоких подробностей.


Кстати, указанных в Википедии работ Репина, Серова и Айвазовского я пока не нашла

6.Зал 6. Создан на основе раскопов Крыма.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165156f.jpg

7-8. Зал 9. Древнерусский город, старое название - Новгородский зал. Для украшения этого зала была приглашена артель палехских мастеров во главе с художником-реставратором Николаем Софоновым, которые изготовили копии фресок собора Спаса на Нередице в Великом Новгороде (сами фрески погибли во время войны).
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165333f.jpg

8.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165433f.jpg

9-10, а также верхнее фото. Бывший Владимирский зал, убранство коиторого выполнено на основе слепков рельефов Дмитровского собора Владимира.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165554f.jpg

10.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165540f.jpg

Залы с 11 по 13-й оформлял Петр Бойцов, известный архитектор и бесподобный оформитель интерьеров, к наследию которого я только подбираюсь. Чтобы понять, кто такой Бойцов, достаточно посмотреть оформление ресторана ЦДЛ и особняка, где он находится, а до самой интересной его работы я как раз не доехала неделю назад из-за плохой погоды :(( Кроме того, по  данным Википедии, он же руководил оформлением музея в целом в 90-е годы, после смерти Попова.

11-12.Зал 11, Суздальский (старое название). В его основе - оформление Георгиевского собора Юрьев-Польского, а также других соборов Владимира и Суздаля
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165639f.jpg

12.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165654f.jpg

13.12-й зал полностью поменял тематику и почти полностью - оформление: был Ростовским, стал - про татаро-монгольское нашествие. Откуда взялась картина, мне выяснить не удалось
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165730f.jpg

14-16.13-й зал  - Московский (и сейчас по сути тоже, только название длиннее). Сайт музея характеризует оформление Бойцова как одно из самых интересных среди всех залов. В его основе - оформление собора в Звенигороде (на Городке) и Свято-Троицкого собора в Сергиевом Посаде. В росписи потолка использованы узоры Шапки Мономаха. Картина "Утро на Москве-реке" была написана в 1947 году
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165749f.jpg

15.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165800f.jpg

16.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165806f.jpg

17.Зал 15. Потолок выполнен в 30-е годы XX века и имитирует перекрытия итальянского зодчества. Оформление зала  должно было символизировать связи Ивана III с Европой.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_165950f.jpg

18.Птичка из 16-го зала. Возможно, они выполнены на основе белокаменной резьбы Теремного дворца в Кремле
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_170017f.jpg

19-20.Зал 18. По первоначальному плану музея, Ивану Грозному было посвящено целых три зала, и это - самый красивый из них. Зал оформлен в 1898-1903г. Использованы архитектура и росписи собора Василия Блаженного.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_170047f.jpg

20.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_170109f.jpg

21-22. Зал 20, оформлен, как и 18-й зал, в 1898-1903г. (пол - в 80-е годы, вообще полы делали раньше всего остального). Потолок - на основе узоров рукописей XVI-XVIIв, узоры арок скопированы с Царь-пушки
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_170139f.jpg

22.
Исторический музей. Оформление залов. 20231013_170147f.jpg

Всего на этаже 21 зал, который рассказывает об истории до Петра Первого. На втором этаже (до конца XIX века) ничего похожего в плане оформления нет.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня жду вечером гостя. Люблю готовить для кого-то. Когда живешь одна (или как в моем случае в полтора человека), гастрономически не извращаешься. А тут есть повод блеснуть умениями. Гость возжелал мясо по-французски, простой салатик из капусты. Легко! А вот с развлекательной ...
Утро. За окном поднимается туман. Небо все ещё затянуто тучами, и порой с него что-то накрапывает. Отправляемся в турагенство. По пути останавливаемся, чтобы попить сока. Морковно-апельсинового, конечно. Приходим в контору, там начинаем выяснять – чем бы нам заняться сегодня. Первым ...
Оригинал взят у коллеги dambiev в Полевая мечеть для военнослужащих армии России Фото (с) группа ВКонтакте " Военный осведомитель " На учениях "Каваказ-2016" ...
А вот я вас спрошу - вы когда-нибудь показывали свой диплом при поступлении на новую работу? Я ни разу. Хотя закончил институт уже больше 10 лет назад. И это при том, что диплом у меня отличный, а Вуз самый лучший в нашем городе и крае. Все дело в том, ...
Какая-то дата ни в куда: 46. Даже ассоциаций никаких в голову не приходит. Посему чисто жрательный пост. У всякого уважающего себя сталиниста на праздничном столе должно быть хотя бы одно красное блюдо. Сегодня это будет свекла с арахисом и ...