Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

топ 100 блогов zhivopis_vl08.02.2024 Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Видимо, первая фотография Сфинкса, хотя и указаны фотографы C. & G. Zangaki и годы съемки 1880-1900. Но снят Сфинкс, безусловно, раньше.
Фотографы снимали Египет в 1860-1890-х годах, но на многих фото еще и 1850-60-х годов состояние Сфинкса в задней его части гораздо "новее", задняя часть отреставрирована. А здесь состояние Сфинкса и стелы говорит о том, что это САМОЕ РАННЕЕ фото Сфинкса делалось в 1850-х годах. Стела Тутмоса IV не на месте, есть только верхняя часть. Ее только что привезли. После этого фото ее водворят на окончательное место и придадут окончательный вид.



Зад Сфинкса, одна из четырех тумб строительного мусора и бракованных блоков, еще даже не соединялась с остальными в единое туловище.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

В 1867 году эта якобы природная скала продолжала дополняться твердеющей смесью, кирпичами и мусором.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

В 1870 году ее продолжали наращивать тем же хламом.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Стела в натуре на всех следующих фото стала такой.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Так заканчивалось строительство на Гизе.

*

Подтверждения тому, что к 1802 году объекты Гизы - пирамиды и Сфинкс, еще не были достроены, перед глазами уже два века.

И оставил их не кто иной, как Доминик Виван, по титулу барон Денон (1747-1825).
Участник Египетского похода Наполеона 1798-1801; опубликовал "Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту" (1802). В 1802 назначен генеральным директором музеев Франции: Центрального музея искусств Республики (ныне Лувр), Версаля, Монетного и медальерного двора и др. Руководил пополнением французских коллекций во время войн.

Великий подлог Великих пирамид в египетских альбомах Денона



Как ни странно, самому выдающемуся месту Египта, Гизе с Великими пирамидами и Сфинксом, посвящено всего две с небольшим страницы. Пренебрег ученый чудом света.

В Библиотеке Университета Гейдельберга можете полистать его книгу.

Странички.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Пирамиды набросаны наспех. Так нарисует ученый, приехавший знакомить мир с Египтом, величайшую постройку мира? Нет.

Ракурс Великих Пирамид находится не без труда.
Слева направо - Микерин, Хефрен, Хеопс.
Но у Хефрена, который выше Хеопса, нет шапки, две из трех пирамид Цариц еще не построены. А Нила здесь нет и не было, он к востоку от Гизы.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Для понимания. Взгляд гравера направлен на север, сам он к югу от Великих пирамид. Нил далеко на востоке, течет параллельно направлению взгляда.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Это именно набросок, представление, не более. Автор не видел Пирамиды Гизы там и такими, где и какие они сейчас, не знал, что Хефрена украсят шапкой.

Но план туннеля и погребальных камер уже есть. Значит, они были готовы, но песок еще не досыпали, блоками, формованными на месте, не обкладывали.

Вход в пирамиду Хеопса рисован с натуры. Его высота 15,6 м. Рядом фото 1867 года.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Сейчас ракурс этого рисунка невозможен. Его можно получить только вися в воздухе.

С приближением наблюдателя к высокому объекту его пропорции меняются: нижняя часть увеличивается относительно верхней.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Можно еще и так показать высоту глаз Денона в сравнении с современным снимком с дрона.
Дрон чуть левее и дальше, но лучшего ракурса не нашлось.

Во времена Денона не было фотографий и дронов. Художник мог только стоять на строительном грунте.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Зарисовка 1803-04 годов, автор Johann Adam Bergk (1769-1834). Та же точка художника, ныне висящая в воздухе. Зная, что картинка невозможна, издатель отзеркалил ее.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

*
Картинка со Сфинксом - единственная у Денона.

Фото головы с севера до 1931 года, когда ее серьезно изменили при реконструкции, делались редко.

Есть два фото неточного ракурса 1900 и 1906 гг и самый корректный ракурс на фото 1920-х годов: 1 , 2 , 3 .

Под точкой съемки последнего фото раскопан и принимает туристов восточный некрополь Гизы , гробница царицы Мересанх III. Холм срыт.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Гробницу открыл археолог Джордж Рейзнер 23 апреля 1927 года. После этого фото Сфинкса с этой точки съемки невозможно. И бессмысленно после реставрации 1931 года, когда голова Сфинкса была существенно изменена, долита грива, доделана левая верхняя часть головы и т.д. Но и этих хватит для вывода: Денон не мог рисовать своего Сфинкса с натуры.

Эскиз у него был. Тот же, что у строителей. Для основателя Лувра, видевшего недоделанные объекты Египта и таскавшего античные шедевры со всей Европы, это не удивительно. Но строители серьезно отошли от него, особенно с наклоном и задней частью головы.

Смотрим верхнюю часть головы. Она целая, хотя стала такой только в 1931 году.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

И - улыбнуться. Как виделся Сфинкс современникам похода Наполеона в Египет. Рисунок 1799 года, где он олицетворяет Францию (в одной версии), силу, довлеющую над наукой (в другой версии). Видели ли вообще французы Сфинкса?

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

*

Есть в альбоме довесок с якобы Гизой.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Даже в Гугле не вывернуть 3d-картинку, чтоб получилось так. Чистое творчество, которое не может принадлежать человеку, видевшему пирамиды Гизы.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Этот рисунок в книге "Описание Египта" 1810 года - еще одно свидетельство рисования по эскизам и фантазиям. Пирамиды при Деноне были еще в стадии куч грунта.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Хефрен без шапки (автор не знал, что она будет), ракурс невозможен. Максимум, что видно с южной стороны Сфинкса, это Хеопс и Хефрен, но не в профиль Сфинксу, как на рисунке, а в полу-анфас, с юго-востока. Чтобы было понятно, где что:

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Микерин, Хефрен и Хеопс в ряд, как на рисунке, возможны только при взгляде с востока, относительно Сфинкса - строго анфас.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

*

Вспомним изображение Великой пирамиды Пушкина после общения с египтологом Гульяновым и его записями-зарисовками в 1831 году. Поэт набросал ее близкой к готовности, но все еще римской формы; других пирамид никто не видел. Прикиньте скорость строительства от высоты входа в 1798 году до основания вершины в 1831 году.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

*

И самое интересное.

В конце гейдельбергского издания автор, отрисовав все объекты, возвращается на Гизу и дополняет альбом двумя страничками с планом Великих пирамид и видом с северо-востока - теперь уже нормальных пропорций и расположения, только без шапки Хефрен, а Хеопс засыпан по вход; см. тут .

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Идем в NYPL. В тамошнем издании труда Денона этих страничек нет.

Знакомо, правда? Одни экземпляры не знают ничего про объекты, и есть экземпляр с объектом. Видели этот фокус. До постройки Стоунхенджа шел идентичный вброс, поэтому в энциклопедии Дидро-Даламбера есть экземпляры 15 тома со Стоунхенджем и без. И старинные изображения Стоунхенджа столь же мало похожи на оригинал, как и изображения Великих пирамид.

Труд Денона ценен тем, что зафиксировал памятники Египта, сделанные создателями истории к концу 18 века. Объекты на Гизе в их число не входили. Их достраивали до эры фотографий. Абу-Симбелл и вовсе достроят через 10 лет после гизских, и строители оставили автографы до откапывания его учеными из песка.

Опалубный грунт строителей истории на первом фото Великой пирамиды



Нашлось первое фото Великой пирамиды. Акватинт 1842 года с дагерротипа 1839 года.

Уровень песка ближе к вершине, чем к основанию. На песке канувшие в лету хибары строителей и отвал брака. Такие же городки были при всех памятниках Египта, и еще жили почти век, до самой Пальмиры, поселок строителей коей Тадмор ликвидирован в 1930-х годах.

На камере 1839 года нет никакого зума, но ряды и отдельные блоки, коих не увидишь и нынешним зумом, хорошо видны - их до 50 (всего в пирамиде 203 ряда). Сектор обзора и угол пирамиды также исключают любые съемки издали. Верх снят с близкого расстояния.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Сравнение с фото 1890 года.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Совместить с последующими фото 180-летний снимок нельзя; аналогичный ракурс возможен лишь с точки высоко над землей. На фото с поверхности и угол пирамиды другой, и расстояние до вершины больше. Кромка вполне узнаваема в нижней части; чем выше, тем больше пойдут расхождения по законам геометрии.

У меня получилось так. Старый поверх менее старого. Разница высоты происходит от разницы ракурсов. Фотограф 1839 года находился на высоте примерно в пол-пирамиды и значительно ближе к вершине, нежели фотограф 1890 года; это неизбежные искажения.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Крупно кромка.
Низ совпал один в один. Дальше рядков двадцать были выше в 1839 году; или просели в песок еще в первые полвека, или осыпалась большая партия. Дальше вполне сносно накладывается, хотя сильно растут искажения из-за разницы точек съемки на высоте в пол-пирамиды в 1839 году со строительного грунта и с нынешнего уровня в 1890 году.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Это строительный грунт. Который за десяток лет до первофото, при жизни Пушкина, напомню, был вообще на уровне тогдашней готовности объекта, еще не имевшего верхушки.

Когда строилась Великая пирамида



С финалом постройки Великих пирамид более-менее ясно.
А когда началось строительство?

Мастаба, ядро пирамиды, начата еще в 16 веке. Описана в книге 1591 года венецианского консула, ботаника Проспера Альпини (в Египте жил в 1580-83 гг). Но пирамиды и топография - фантазия из головы. Воспользуемся пересказом Вайса: "Самые известные три построены на песчаной возвышенности, в пяти итальянских милях восточнее Каира. Третья отдалена от других двух приблизительно на милю. Наибольшая, к которой сначала приближаются, составлена из каменных блоков такого огромного размера, что, по мнению многих, все горы Европы едва ли могли поставить материал для ее сооружения. Он наблюдал, что по мере возрастания к вершине, которая является площадкой в 10 шагов, каменные ряды числом 125 к вершине понемногу уменьшались; поэтому он заключил, что Пирамида была высотой 125 шагов. Он говорит, что каждая сторона основания длиной 150 шагов"... Мера длины шаг - 0,71 м и сейчас такая.
"Вторую он описывает как располагающуюся на расстоянии броска камня, или скорее меньше, от Большой Пирамиды; ее стороны были гладкими и без каких-либо ступеней, по которым на нее можно было бы подняться... Третья Пирамида была намного меньшей, также затворенной и без ступеней. Он наблюдал много других пирамид, но их он не мог описать, поскольку их не обследовал..."

Григорович-Барский путешествовал по святым местам в 1723-47 годах. Оставил 4 тома записей и 137 рисунков, изданных в 1778 по инициативе Потемкина. Третье издание "Путешествия" тут .
В 1727 году он 8 месяцев жил в Каире.
Много описывал здания, улицы, базар, упомянул пирамиды одной фразой. За которой следует другая, очевидная глупость: построены фараонами для спасения от разливов Нила.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Из чего ясно, что нынешних пирамид при Барском не было.
Они и сейчас видны из любой точки старого Каира, невозможно не видеть их.

Иллюстрируя книгу, Барский нарисовал панораму Каира с противоположным берегом и не нашел места пирамидам. Мечети и храмы, возвышающиеся над городом, описал весьма подробно, крепость в самом высоком месте города. Пирамид нет.

В Александрии отметил на плане города колонну Помпея и иглы Клеопатры - единственные в тот момент готовые памятники Древнего Египта в городе, объекты несоизмеримо малые в сравнении с пирамидами. Копировал древнеегипетские письмена. А величайшие постройки мира описал одной глупой фразой, между упоминаниями о достопримечательностях - биржей Каира и крокодилами. Это фараоновы горы, сделанные, чтобы пережидать наводнения.

И в одах современника Ломоносова есть пара упоминаний про пирамиды без подробностей.

Иными словами, в 1760-70-х годах в проекте пирамиды были, насыпи подвид гор на их месте делались, ключевые фигуры цеха создателей истории про них знали и вклинивали их в текущие документы эпохи. Но представления о готовых объектах не имели.

Два слова о фоне публикаций. Именно в эти годы шло монументальное вписывание российской истории Татищева-Ломоносова в имевшуюся античную, сиречь мировую. В 1749-62 гг. Тредиаковский выпустил в 10 томах перевод труда Роллена "Древняя история" 1730-38 годов выхода, компиляцию Геродота, Плиния, Страбона... В 1763-64 гг. вышла в свет история Геродота переводчика Нартова. В 1774-75 гг. - 6 томов Диодора Сицилийского... В этой комплектности и делались пирамиды, сначала, как водится, в литературе.

*

В труде Роллена в переводе Тредиаковского два измерения.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

С первым ясно. Ширина сторон и высота 800 ft - это 244 м. Реальные стороны - 230 м, высота 138 м. Это та же пирамида Цестия.

Второй раз Роллен и Шазелль намеряли стороны в 110 сажень - это близко, 234 м; и 77 3/4 сажени высоты - 166 м, это опять пирамида Цестия.

Про самые мелкие блоки в 30 ft (9 м), списанные еще со "свидетельства Геродота" (ниже о нем), помолчим.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

*

Английский антиквар, астроном, математик, путешественник в Египет в 1639 году Джон Гривс смело и подробно показывал это в книге Pyramidographia: or, a Description of the pyramids in Egypt в 1646 году.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

*

Ну а в самом первом проекте пирамиды Мемфиса строили не фараоны, а евреи в плену египетском.
Это включили в книгу Хождение в землю святую в 1582-1584 годах Радзивила Сиротки, литовского князя, якобы осматривавшего пирамиды Каира, все 17))) , в 1583 году.

Любуемся, что означенный князь самъ видѣлъ.
300 локтей, сторона и высота самой большой пирамиды - 126 м. 70-80 локтей третьей пирамиды блудницы Родоппы - 29-34 м.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

В 1635-37 годах писатель-купец Василий Гагара прожил 2 года 3 месяца в Каире, но пирамид не видел, а передал, что знал, в книге Житие и хождение в Иерусалим и Египет. В литературе их все еще делали евреи, коротая египетское рабство, в описании они являли собой вольную фантазию.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

В Рассказе и путешествии по святым местам Даниила, митрополита Эфесского между 1493 и 1499 гг, изданном в 1747 году по списанной копии рукописи, которую переписчик не видел, пирамиды, которых неопределенное множество, впервые переданы египтянам. Хотя это все еще житницы Иосифа, сына Иакова, но до этого были гробницами.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

А вот в Путешествии Кира Бронникова мы видим вполне реальное свидетельство достройки, увиденное в 1820 году.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Пирамиды видны в любой точке старого Каира. В 1820 году в малоэтажном Каире узнавать дорогу можно было только к пирамидам меньше пушкинской 1831 года.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Сфинкс не доделан - гривы нет, нос есть, подземный ход до сих пор в проекте. Третьей великой пирамиды Микерина еще нет, ее делают, паломников в лагерь строителей не водят.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Немалая площадка побольше пушкинской 1831 года.
Вход съ самой земли - на той же высоте, на какой был Денон.
Подписи любопытныхъ странниковъ дожили до эры фотографий - смотрите на полном фото.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Спуск от входа и подъем в центр пирамиды были и в 17 веке.
В месте Камеры Царя еще покои изъ мрамора сдѣланные с гулким эхом, и естественный свѣтъ проведенъ съ боку.
Камеру Царя из искусственного гранита еще предстояло сделать на оставленной под нее площадке - в покоях из мрамора предыдущего проекта.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Высота палат едва ли не въ половинѣ высоты означает, что на тот момент было готово примерно 70 м пирамиды.

Облик Великих пирамид до и после постройки



Упоминания в письменных источниках и последующая постройка в натуре - обычный алгоритм создателей истории.

Библейские Вавилон и Ниневия, как и Египет, были литературными образами, затем их сделали и открыли.

Стоунхендж точечно вбрасывался в литературные источники, затем сделан в натуре.

Саксайуаман, мало похожий на реальный, достроенный к началу 20 века, вбрасывался еще за три века до этого в книгу де ла Вега.

Так же и пирамиды точечно упоминались и рисовались до постройки.

Начиная с еврейских житниц на мозаиках Сан-Марко якобы 12 века, в кои библейский Иосиф собирал хлеб и из коих раздавал.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Посмотрите эту отличную подборку пирамид. Их рисовали для своего времени в текущей литературе и фабрикуя литературу прошлых лет. Практически все они похожи на пирамиду Цестия в Риме и не похожи на реальные.

Тут об этой гравюре.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Тут об этой.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Любоваться без слов!

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Такие же пирамиды от Цестия стали известным знаком в 1776 году при написании Декларации независимости США и украсили доллар в 1778 году.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

С начала 18 века пирамиды врисовывались в картины старых мастеров на библейские темы, и эта процедура оставила - спасибо блогеру nezvanov! - cледы. Сквозь пирамиды просвечивают детали пейзажа и зданий))

Цампьери Доменикино. Пейзаж с бегством в Египет. Ок. 1605

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Ян ван Скорел. Мадонна с младенцем. 1530-1531

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Николя Пуссен. Нахождение Моисея. 1651

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Себастьяно Риччи. Обретение Моисея. 1711.
Нет слов.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Этьен Аллегрен. Ландшафт со спасенным Моисеем. К. 17 в.
Просвечивает не только газон и тумба, но и шагающая фигура.

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

И так далее. Тут о других дорисовках.

Все это означает, что образец, пирамида Цестия, был к началу этих вбросов; Рим - старый объект, к рубежу 16-17 веков уже был готов. Гизские пирамиды и Сфинкс еще не были готовы.

Это подтверждается и картой в альбоме Денона 1802 года, где вместо Сфинкса нарисовано незнамо что в другом месте, и самим Сфинксом на первофото, где он еще сложен из стопок бракованных балок и литья, пока не закрытых "реставрациями фараонов".

Исторические объекты Гизы в свидетельствах, графике и живописи и в реальном

Битва у пирамид. Хроника достройки Гизы



Так называемая Битва у пирамид 21.07.1798 - сражение выдающееся. 29 убитых, 260 раненых на 20-тысячную армию французов, 10 тысяч убитых, раненых, утонувших, взятых в плен у соединенной армии мамлюков, арабов, янычар и др., захваченный обоз, полный разгром. Его увековечили многие современники, включая прямых участников. Например, тот же Денон.

С него и начнем. Вот какие замечательные пирамиды, на гизские мало похожие, а рядом незнамо какие (ближайшие пирамиды Саккар

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Предложение скандально известного главы набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрия Крупнова о «размосквичивании» России не так маргинальна и глупа, как может показаться на первый взгляд. Дело, разумеется, не в перенаселённости московской агломерации, не ...
Московские поисковики и сайт "Бессмертный полк" помогли томичке узнать судьбу своего деда, который буквально с начала Великой Отечественной войны значился без вести пропавшим. Останки солдата в августе будут доставлены со Смоленщины и преданы земле в Томске. История, где медальон бойца ...
Датский художник Йенс Ханнинг взял у музея современного искусства KUNSTEN 534 тыс. датских крон (около $84 тыс.) и не стал их возвращать, назвав это "произведением искусства". Об этом сообщает датский телеканал DR. Ханнинг взял деньги для того, чтобы воспроизвести в музее свою более ...
В воскресенье наблюдал   картину   -  100 процентный племенной   козел  заводил шашни с молодыми козочками. Он бурской - породы, так что   спортом занимается в сотом поколении. И сам   хорош - есть на что посмотреть и есть что ...
Вы упали, вас окатили водой? Кошка написала вам в ботинки, вы купили просроченное молоко? Не расстраивайтесь и не считайте себя неудачником десятилетия , потому что история знает более нелепые случаи невезения. 1. Отвергнутая Джоан К. Роулинг 12 издательств отвергли рукопись ...