
Историческая терапия


В этой логике Гитлер выходит из пространства рационального в пространство религиозное, превращается в божественную фигуру, в символ извечного, примордиального зла. Советский Гитлер - это не человек, не государственный деятель, не плоть от плоти столетней немецкой политики. Это Дьявол, вышедший на последнюю битву из разверзшегося Ада, выведший за собой адские легионы, превративший СССР в долину Армагеддон. Дьявол, ради Победы над которым не жалко ничего, и никакие цифры, доводы, личные описания человеческих страданий не могут переубедить религиозного советского фанатика, экстатически переживающего победу над Сатаной"
далее
Важно лишь ещё понять, что сам феномен нацизма и фашизма в Европе появился как реакция на коммунизм, пришёл к власти и был поддержан местными элитами именно как попытка защититься от большевитских революций. Даже собственно в коммунистической, а не псевдопатриотической советской идеологии это признавалось, с рассуждиями про реакционные силы последней стадии капитализма и империализма, но эта идея была незаметно выветрена и забыта по той простой причине, что если все негативные черты советской эпохи оправдываются в борьбе с "фашизмом", то не очень понятно, нафига нужно было вообще начинать эту борьбу, ведь понятно, что будь на месте СССР Российская империя или республика и не только не было бы оснований для Drang nach Osten, но и нацисты бы гарантированно не пришли к власти в том виде, в котором они пришли. Это гипотетическое утверждение как минимум имеет ту же прогноситческую силу, как и тот тезис, что при поражении СССР в ВОВ, мир был бы завоёван нацистами и славян бы истребили.
Коммунизм и фашизм/нацизм - это единый неразрывный феномен истории, если угодно, попытка пролетарской революции построить рай на земле и буржуазные стремления их оседлать, поэтому борьба в нём - это их внутренний процесс, который человечество пакетировано получает примерно так же, но много более болезненно, как противостояние республиканцев и демократов в единой системе американской буржуазно-представительной демократии. Не было бы коммунистов, не было бы и нацистов. Вторые - глубоко вторичные по отношению к первым и без них лишены всякого смысла и своего базового антикоммунистического пафоса.
Для справки - именно в противостоянии коричневых и красных развивалась основная повестка дня европейской политики первой половины XX века, тогда как красные появились и начали буянить ещё во второй половине XIX века, когда о коричневых и знать не знали. Если бы НСДАП не пришла к власти, к власти бы пришла не менее одиозная коммунистическая партия и помятуя о советском опыте, старые элиты Германии выбрали меньшее на их взгляд зло. Я честно говоря тоже не понимаю чем идея классовых чисток и уничтожения непролетарского населения принципиально лучше идеи расовых чисток, тем более, что например в Италии удалось обойтись без них, а в Испании фашист Франко вообще помогал евреям выживать и спасаться из Европы. В этой патологической дихотомии выбора из двух сортов вторичных продуктов, я бы предпочла ничего не выбирать, что кстати многие и сделали и в конечном итоге больше всего выиграли, будь то англичане, американцы, швейцарцы и пр.
Со временем, идея чудовищных советских жертв ради построения коммунизма разорилась и выветрелась. Коммунизм не построили ни к 1960-му, ни к 1980-му, ни к 2000-му году, а чем-то оправдать все эти ужасы было нужно, поэтому лишь с 1965 года День Победы стал нерабочим днём и за педалированием культа Победы, попытались спрятать все преступления большевиков. О лицемерии этой политики говорит хотя бы тот факт, что автомобилями и квартирами ветеранов Великой Отечественной войны соблаговолили обеспечить лишь в эпоху Путина.
Для нас в целом эти простые истины означают, что хотя Вторая Мировая была трагической и героической страницей нашей истории, однако она вовсе не оправдывает сопутствующий её исторический контекст, не позволяет сказать, что ГУЛАГ, коллективизация, классовые репрессии, тоталитаризм, нищета и заградотряды были необходимым злом, более того именно в силу этих аспектов ужасы ВОВ и были возможны. Не победи большевики в России и немцы не только бы не напали на нас, но и самой фашистской реакции не появилось бы. Люди, утверждающие обратное, могут с тем же успехом заявлять, что раз кровь наших предков обильно лилась на полях сражений Отечественной войны 1812 года, а тогда в стране было крепостное право и царизм, то значит наши предки умирали за крепостное право и царя, их нам следует во что бы то ни стало восстановить. Аналогия с коммунизмом здесь совершенно точная и наглядная, особенно если учесть историю с тильзитским миром и тем простым, но неприятным для нас фактом, что и Отечественной войны 1812 года можно было бы избежать, не напади мы перед этим на Наполеона в Европе и эта история в свою очередь ложится одновременно героическим штрихом на наше национальное прошлое и страшным позором на правительство и политическую систему того периода, что, представьте себе, может совмещаться.
Уж давайте как-нибудь оставим себе уважение истории и предков, но осудим как крепостное право царизма, так и тоталитарный "коммунизм". Попытка выписать ему неприкасаемость, объявить святым и заявить, что любые обвинения в адрес этой тоталитарной системы будут означать пересмотр итогов нюренбергского тринубала - откровенная ложь. Немцы от своих преступников избавились с огромными потерями, нашим же удалось выйти безнаказанными и это продолжает выходить боком для России, с её огромным псевдолевым креном, таким же, какой был бы в Германии в отношении нацистов, если бы не последовавшее их правовое осуждение и политика денацификации. Россия тоже из колхоза и нищеты вряд ли выйдет, если в стране не назовут вещи своими именами и не вырастут над прошлым, выйдя из этой ловушки оправдания всех наших чудовищных преступлений середины XX века, якобы имевших смысл ради Победы во Второй Мировой войне.
Вопрос о том, что пролетарская революция необходима, а ради строительства коммунизма нужна диктатура и массовые репрессии выходит из дискурса российского патриотизма и национальных интересов и находится в рамках марксистской философии, что как миниум - две разные темы и не нужно пытаться идеологией марксизма подменять собственно наши национальные интересы. В рамках последних защита от внешнего агрессора безусловно была необходимой, но ещё более необходимым было бы отсуствие большевитской революции и самой ВОВ (а перед этим и фервальской революции и предшествовавшего этому вступления России в Первую Мировую войну и ещё массы больших исторических ошибок в нашей истории, из которых любят делать фетиши с вполне реальными последствиями для настоящего и будущего), поэтому наши героические страницы победы над нацистами, освоение космоса и атомной энергии с индустриализацией (у американцев это почилось без массовых репрессий и тоталитаризма) вовсе не оправдывают преступной природы большевизма, как зарождение цивилизации не делает допустимым и желательным в современности практики людоедства и жизни голышём в пещерах или хотя бы восприятие этого как чего-то приемлемого. Между тем история и прошлое существуют в первую очередь для изучения и оценки предыдущего опыта, что в свою очередь актуально лишь как модель поведения для её воспроизведения.
Гордость за предков предусматривает лишь то, что этот героизм должен воспроизводиться в будущем. Самим, уже умершим предкам, абсолютно всё равно, что Вы о них думаете, как впрочем и живые до сих пор герои и мученники не перестанут таковыми быть, если Вы признаете, что они могли жить лучше и не мучится. Ни Ваше восхищение, ни Ваши проклятья их не задевают. Считать обратное - значит уходить в откровенную шаманскую некромагию и болезненное самодовольство. Героический ветеран войны не перестанет таким быть, если Вы признаете, что этой войны можно было избежать и обстоятельства вокруг неё были большой ошибкой. Героизм самоценен и достоин сам по себе.
Так же как даже если мы признаем в своих врагах достойных соперников, это не обязывает нас унижаться. Только люди с крайне заниженной самооценкой, могут считать неприемлемым признание своих или ассоциированных с собой ошибок. И в этом в общем то основная проблема вокруг эпохи СССР - если бы реформы 90-х годов не были бы такими бездраными и преступными, а наш уровень жизни сейчас реально соответсвовал ведущим мировым державам, то мы бы могли честно для себя признать где в прошлом наше правительство было не правым. Однако признать это сейчас, в условиях посредственного настоящего, для многих значит лишить себя всякой гордости и самоуважения, если ничего кроме эти призрачных исторических мифов в жизни и нет.
Но, если эти мифы из своей головы не вытрясти, то значит не получится идти вперёд, преодолев ошибки прошлого, мы так и останемя в заложниках у прошлого, ведь невозможно создавать альтернативную большевизму и работоспособную социальную систему, если большезим по прежнему идеализируется, а значит воспринимается как желательная модель. На все современные вызовы у советистов один простой ответ - "нам бы сейчас Сталина!". И эта модель в конечном итоге возрождается из призраков прошло в виде неуважения к правам и свободам человека, в виде приоритета интересов государства над личностью, в виде конфликтной внешней политики, бюрократизма и монстров госкорпораций с прочими прелестями государственного интервенционизма - а почему бы и нет, если это было приемлемо и достойно в прошлом?
Отказ от признания тех или иных действий в прошлом предосудительными и ошибочными, гарантирует, что Вы как минимум будете не против их повторения в будущем. Фактически же это означает, что положительные или отрицательные оценки конкретных фактов, вроде заградотрядов, приказа "ни шагу назад", коллективизации, раскулачивания, классовых чисток, массовых репрессий, насильственного захвата и удержания власти и пр. и пр. определяют то, будет ли эта политика повторяться в будущем и настоящем, пусть и в своих обновлённых, адаптированных формах.
С учётом того, что в России исторически были большие проблемы не только с демократией, но и хотя бы с элементарно коренной принадлежностью правящих групп (со времён Гольштейн-Готторпской ветви Романовых на троне (с 1762 года) Россией буквально правили немцы, а с ранними большевиками тоже известная проблема), то любые обвинения (или восхищения) правящей политикой, совершенно не задевают общенационального достоинства, сам народ эту политику не определял, а значит приписывать те или иные правительственные ошибки в вину предков, по меньшей мере, странно. Приказы и политику, пусть и изначально ошибочную, наши предки выполняли на отлично, ввязывась в европейские, а потом и мировые авантьюры и, как правило, выходя из них с победами, по крайней мере там, где это было физически возможно, даром что и бесполезно. В этом отношении нам можно только гордиться. Но зачем нужно гордиться (а значит и воспроизводить) политикой крепостного права, царизма, внешнеполитической агрессией, тиранией, классовыми чистками, насилием, узурпаторами власти, промывкой мозгов и пр. и пр. - вот это не понятно. Может растолкуете?
|
</> |