Истинный смысл визита Жозепа Борреля в Москву
alex_leshy — 10.02.2021По поводу итогов трехдневной поездки верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности испанца Жозепа Борреля в Россию существует три между собой сильно расходящихся мнения.
Первое заключается в том, что глава иностранных дел ЕС выступил своего рода гонцом от нового хозяина Белого дома. После того, что Джо Байден и члены его команды наговорили про Россию за прошедшие три месяца, общаться с Путиным напрямую означает риск без обиняков узнать «куда вам следует пойти».
Не из какой-то личной обиды, российский лидер неоднократно показывал, насколько он выше личностных эмоций, просто новая американская администрация наглядно продемонстрировала зияющую глубину деградации своей геополитической договороспособности. А раз «пацаны не держат слово», то зачем с ними вообще о чем-либо говорить. Но как-то обмениваться мнениями все равно нужно, вот европеец и «повез послание».
Второе сводится к попытке Европы, при помощи России, а точнее, за ее счет, восстановить свою геополитическую субъектность. Если говорить по-простому, Америка вертит всем миром, а Европа – «строит» Россию.
По третьему мнению, Боррель пытался за кулисами выторговать у Путина хорошие условия почетной капитуляции Евросоюза. Мол, невозможность геополитической самостоятельности в Брюсселе понимают, но и сдаться «просто на милость» приемлемым для себя не считают. По крайней мере, пока представляют из себя важнейший для России экспортный рынок.
Как ни странно, все три точки по-своему верны. Но истина, как водится, лежит «где-то посередине». И очень далека от «капитуляции». Во всяком случае, сдаваться ЕС собирается вовсе не русским. Тут, скорее, речь о попытке Евросоюза стать своего рода «ценным специалистом по региональному управлению» в новой корпоративной структуре глобального «американского» правительства.
На днях США, пусть и в завуалированной форме, предложили Китаю нечто вроде сделки. Америка отказывается от претензий на остальной мир, возвращается к нормальной двусторонней торговле и даже делает вид, что не особо возмущена «вопросом китайской экспансии в Южно-Китайском море», в общем, на соглашение Китая «отдать Америке Европу». В смысле прекращения туда китайской экономической экспансии.
Договорились стороны или вопрос еще находится «в процессе», на данный момент ясности нет, однако общая неизбежность именно такого разделения мира неизбежна. А значит, Европа становится в любом случае «охотничьим призом». Остается понять – чьим именно.
Судя по попытке европейской дипломатии «приструнить Москву», Брюссель не желает быть просто подстреленной куропаткой. Он пытается предложить Вашингтону свои услуги в качестве «смотрящего за Россией». Мол, у вас ведь с этим все равно ничего не получается, а задачу тем или иным образом решать надо. Ну, так вот ее возьмемся решать мы. Не бесплатно, конечно. Наш райдер вот, просим ознакомиться.
Судя по итогам визита, Боррелю в Москве четко указали на его место. И на место Евросоюза в целом. Особенно наглядно – через «случайно совпавшую» с его визитом высылку трех европейских дипломатов «за деятельность, несовместимую», а точнее, за участие в незаконных протестах «навальнят». С демонстративным игнорированием всех европейских возмущений и угроз по этому поводу. По итогу визита ЕС будет принимать решение о возможном введении санкций? А нам… «у нас в поле очень большое войско» (с).
Если Европа не в состоянии понять преимущество стратегического партнерства с Россией, если она упрямо, даже уперто, настаивает на отношении к России только как к конкуренту и сопернику, если ее представления о едином пространстве от Владивостока до Лиссабона основываются на убеждении, что править им должен только Брюссель «в одно лицо», то такой европейский интеграционный проект Москве абсолютно не интересен. С учетом совершенно любых политических или экономических последствий.
Вот с этой плюхой европейский «главный по иностранным делам» восвояси и отбыл.
Для европейской правящей элиты это поражение, превращающее Евросоюз в корм для транснациональных корпораций США. Но и от России этот шаг также требует определенных перемен во внешней политике.
От вежливого согласия признавать любой результат внутриполитической борьбы в Европе нам следует переходить к активному участию в его формировании. Ибо, если Европа не субъект процесса, значит она его объект. Двух мнений здесь быть не может. Если общеевропейский интеграционный проект явным образом ведет к усилению европейской русофобии и цивилизационного высокомерия, то… «Карфаген должен быть разрушен».
России следует перейти к активной поддержке оппозиционных ему европейских сил, от политических партий до общественных движений. И не стесняться признать, что возврат Европы к уровню независимых самостоятельных национальных государств в нашем представлении является лучшим вариантом европейского будущего.