Иссечение гнойника или попытка "бежать от будущего гнева"?

Решение архиепископа Евлогия о
судьбе руководства Свято-Боголюбского монастыря и епархиальной
школы-пансиона в Михалях оставило у меня крайне двойственное
впечатление.
Направление на покой архимандрита Петра (Кучера) и зачисление за
штат игуменьи Георгии (Курчевской) являются не то, что
своевременными, а, можно сказать, давно назревшими и, я бы сказал,
перезревшими мерами. То, что о.Петр направлен не за штат, а на
покой, и при этом с правом проживания в монастыре, я считаю
совершенно правильным проявлением христианского милосердия к очень
пожилому священнику. Разлучать в глубокой старости священника от
его духовных чад-монахинь, с которыми он связан уже более 20 лет,
было бы чрезвычайно жестоко. Я уж не говорю о том, что принимать к
о.Петру более сильные прещения без законного церковного суда было
бы абсолютно несправедливым. На мой взгляд, даже если о.Петр будет
запрещен в священнослужении или извергнут из сана в ходе законного
церковного разбирательства, что я по ряду причин считал бы вполне
справедливым, он все равно должен иметь право быть не разлученным
со своими монахинями и с обителью, на восстановление которой он
потратил много сил и привлек очень большие объемы средств
православных меценатов.
Однако, не забегая вперед с вопросами церковного суда и возможным
уголовным разбирательством, в случае, если обвинение в адрес
о.Петра, которое высказывается его бывшими воспитанниками и
воспитанницами подтвердятся, я не устаю удивляться демонстративной
запоздалости решения владыки Евлогия отправить о.Петра на
покой.
Эта явная запоздалость решения владыки, вместе с "симметричными"
наказаниями о.Виталия Рысева и с попыткой выдать Боголюбовский
конфликт за "личный" конфликт о.Виталия с о.Петром и матерью
Георгией, производит на меня впечатление того, что архиепископ
Евлогий вместо того, чтобы, наконец, начать наводить порядок в
епархии, просто пытается по-бюрократически "прикрыть себе спину",
издав решение в стиле "ни нашим, ни вашим, и чтобы дома было
тихо".
Особое беспокойство вызывает у меня решение о закрытии пансиона при
школе в Михалях. Ведь это означает, что те дети из бывшего
Боголюбовского приюта, которые категорически не хотели туда
возвращаться, могут быть "переданы родителям". А так как их
родители являются "верными чадами" о.Петра, при этом часть этих
родителей - бомжами или бродягами, а другая часть
- "трудниками" или "трудницами" при Боголюбском монастыре, и
при этом также бомжами, но уже по милости о.Петра, то "возвращение
к родителям" означает помещение этих детей в один из Боголюбских
псевдо-"скитов".
Некоторую ясность в этот вопрос, впрочем, вносит о.Савва Тутунов,
настаивающий на том, чтобы на детей не оказывалось давление ни той,
ни другой стороной конфликта, и предлагающий, по крайней мере, на
время следствия и судебного разбирательства, поместить их в один из
московских православных приютов.
Это решение представляется мне разумным. Хотя я не понимаю, почему
бы детям не остаться в Михалях, где, как они заявляют, к ним
впервые в жизни нормально относятся. Но, в любом случае, я не могу
согласиться с о.Саввой в его утверждении о том, что обе стороны
конфликта оказывали давление на детей, и что приглашение этих детей
на ток-шоу является такой же формой давления, как и проведение
митингов и пикетов рядом с их местом жительства.
Неужели о.Савва не понимает, что о.Виталий вынужден был обратиться
к СМИ только по той причине, что о.Петр твердо потребовал вернуть
всех детей ему. А епархиальное начальство, несмотря на
многочисленные обращения, не оказало о.Виталию никакой помощи от
насильственного похищения детей. А разбирательство в Москве, что по
церковной, что по уголовной линии неизбежно является долгим и
гарантий против похищения детей не дает.
Но, так или иначе, я рад тому, что процесс принятия решений по
Боголюбскому конфликту, наконец, начался. Однако здесь чрезвычайно
много зависит от того, кто именно будет назначен на ныне вакантные
должности духовника и настоятельницы Свято-Боголюбской обители. И
если на эти должности будут назначены верные ученики о.Петра, это
будет означать, что архиепископ Евлогий просто использует стратегию
"заметания мусора под ковер", стремясь не к разрешению
проблемы, а к тому, чтобы, как я уже говорил, "дома было тихо".
Впрочем, есть чудесный способ избежать всех этих проблем.
Свято-Боголюбская обитель - очень важный в духовном плане, да и не
только в духовном, для нашей Церкви монастырь. И если владыка
Евлогий больше 10 лет не может справиться с происходящими в этом
монастыре нестроениями, то что мешает перевести монастырь из
епархиального в ставропигиальный? И тогда Святейший мог бы
назначить туда действительно верных и надежных людей, имеющих и
опыт молитвенного монашества, и опыт организационной работы. В
аппарате Святейшего Патриарха трудится много опытных иеромонахов в
разных чинах, способных быть духовниками обители и монахинь,
способных быть наместницами. Достаточно назвать того же о.Савву
Тутунова или матушек Фотинию (Братченко) и Ксению (Чернегу). И это
отнюдь не единственные кандидатуры.
И, наконец, самое главное. Давно пора дать церковную оценку как
"мировоззренческим особенностям" о.Петра и его последователей, так
и их "аскетическим и педагогическим практикам". Потому что без
принятия церковных решений по этим вопросам, тихо
точно уже не будет. Ни при каких условиях.
В.Милитарев
http://militarev.livejournal.com/1357280.html