Испытания смешанного нитридного топлива для проекта "ПРОРЫВ"


Вчера появилась новость:
Главный технолог проекта «Прорыв» Владимир Троянов сообщил о результатах послереакторных исследований первой комбинированной экспериментальной тепловыделяющей сборки (КЭТВС-1) со смешанным нитридным топливом.
Проектное изображение опытного центра с реактором БРЕСТ-300-ОД.
МП - модуль переработки ОЯТ, МФР - модуль фабрикации/рефабрикации
нового топлива производительностью 14,7 тонны топлива (по СНУП) в
год.
Первые послереакторные исследования, проведенные в Государственном научном центре - НИИ атомных реакторов (ГНЦ-НИИАР), с точки зрения ученых дали феноменальные результаты.
«Не обнаружены нарушения в целостности топливного столба, очень порадовала низкая деформация оболочек», - сообщил Владимир Троянов.
Совокупность полученных экспериментальных данных показывает, что
состояние твэлов с нитридным топливом удовлетворительное и их
ресурс далеко не исчерпан.
Три года назад ГНЦ-НИИАР изготовил комбинированную
экспериментальную ТВС, в состав которой вошли четыре
экспериментальных твэла с нитридным топливом производства АО
«ВНИИНМ им. академика А.А.Бочвара». Сборка была загружена в
реактор БН-600 на Белоярской АЭС. После того, как она отработала
заданный ресурс, ее извлекли из реактора и на полгода поместили во
внутриреакторное хранилище для снижения тепловыделения до
допустимого уровня. Затем эта экспериментальная ТВС была возвращена
в НИИАР для проведения послереакторных исследований. Первый цикл
исследований был завершен в конце октября 2015 года. В целом,
программа всех послереакторных исследований первой
экспериментальной тепловыделяющей сборки со смешанным
нитридным топливом рассчитана до середины 2016 года. Она
предусматривает различные, в том числе разрушающие
исследования.
В настоящий момент шесть полностью изготовленных в АО «СХК»
экспериментальных тепловыделяющих сборок со смешанным нитридным
топливом находятся на испытании в реакторе БН-600. Кроме того,
специалисты СХК приняли участие в изготовлении четырех
комбинированных экспериментальных сборок.
Полученные результаты исследований лягут в основу лицензирования
обоснования работоспособности нитридного топлива в быстрых
реакторах. Результаты работ будут использованы при реализации
проекта создания опытно-демонстрационного энергокомплекса в составе
реакторной установки «БРЕСТ-ОД-300» и пристанционных модулей
по производству плотного топлива и переработке облученного плотного
топлива на площадке АО «СХК».
==================================================================================================
Хочется прокомментировать. Для начала надо напомнить, что одно из
ключевых слов здесь - "нитридное": вместо стандартного диоксида
урана UO2 тут планируется использовать нидрид урана UN и
плутония PuN. Оксиды известны вдоль и поперек, наработав миллионы
ТВС-лет в реакторе. Нитриды известны гораздо хуже, причем со всех
сторон - как сделать порошок нитрида, топливную таблетку, как она
ведет себя в реакторе, как взаимодействует с конструкционными
материалами и теплоносителем и т.п. Почему они используются в
"Прорыве"? Нитриды урана-плутония имеют большую плотность, а значит
бОльшее удельное содержание делящихся материалов в активной зоне,
меньше потери нейтронов и больший коэффициент воспроизводства
плутония. С помощью нитридов Кв >1 можно получить для зоны без
воспроизводящих экранов, что заметно упрощает эксплуатацию. Злые
языки говорят кроме того , что нитриды выбраны потому, что оксиды
всплывают в свинцовом теплоносителе, что не айс при разрушении
твэла :)
Итак, в рамках проекта прорыв планируются обширные исследования
поведения нитридного топлива, в том числе путем изучения
физико-химических характеристик облученного топлива.
Для чего планируется изготовить множество экспериментальных ТВС,
какие-то из них будут нужны для определения поведения топлива
"вообще", какие-то - для отличий в поведении топлива в будущих ТВС
быстрых реакторов ПРОРЫВа от "вообще".
Верхняя строчка - и есть та ТВС, которая успешно была облучена в
реакторе до 6% выгорания, потом "отлежалась" (ВРХ) и прошла
послереакторные испытания (ПРИ). За ней следуют еще 4 совсем
опытные КЭТВС, а затем и уже более приближенные к рабочим ТВС
БРЕСТ-300 и БН-1200 на нитридном топливе ЭТВС-3...15
8% т.а. означает, что 8 процентов плутония в ТВС распадется (при
этом из U238 наработается примерно равное количество свежего
плутония). Это весьма немало - вдвое больше, чем в современных
реакторах с водой под давлением. В то же время, это всего половина
от стартовой загрузки плутония в ТВС (17% тяжелого металла,
остальное - U238) - и это одна из важнейших причин, почему быстрые
реакторы нежизнеспособны без радиохимической переработки: уж
слишком низкое топливоиспользование.
Как мы видим, выгорание на ЭТВС будет набираться постепенно, от ТВС
к ТВС. Такие уровни дозовых повреждений достигаются непросто:
распухает таблетки, охрупчивается и распухает материал оболочки, в
твэле накапливаются газообразные продукты деления. Как исследуют
эти воздействия на топливо, что происходит при загадочном ПРИ?
ТВС после облучения очень и очень
радиоактивны. Поэтому все исследования ведутся дистанционно, в
горячих камерах. Для начала ТВС разбирается или распиливается, что
бы можно было достать отдельные твэлы. После этого начинается
неразрушающее и разрушающее исследование твэлов.
Смотрим, нет ли деформации и повреждений.
Делаем рентгеновский снимок облученного топлива.
С помощью гамма-спектрометра выясняем распределение продуктов
деления плутония вдоль твэла. Почему он имеет такую форму? Потому
что интенсивность ядерной реакции неравномерна вдоль твэла:
Теперь нам нужно узнать следующий важный параметр - насколько
ядерное топливо подвержено распуханию и растрескиванию. Прокалываем
твэл и измеряем газовый состав внутри:
Отлично, всего 5% газообразных продуктов деления вышли в объем
твэла, остальное заперто в матрице топлива. Режем твэл,
фотографируем и измеряем формоизменение таблеток:
Топливо потрескалось... но насколько оно распухло? Измеряем
геометрию
Видим, что изменение объема довольно прилично. Такое распухание не
даст получить выгорание выше 4,5-5%. Однако оно имеет две природы -
появление газовых пор внутри топлива и распухание кристаллической
решетки за счет радиационного повреждения. Первое менее опасно, чем
второе. После измерения объема образцов в жидкости, видим
Основной эффект привносит пористость, т.е. газообразные продукты.
Что ж, возможно технологические изменения на этапе приготовления
топливного порошка, прессования и спекания таблетки дадут лучшие
результаты.
Примерно так, а порой и более хитрыми и сложными методами исследуют
все новое топливо, сравнивая результаты с моделированием.
Сложность, длительность, дороговизна таких исследований во многом
определяет длительность и дороговизну любых разработок ядерной
энергетики. Поэтому очень радует, когда видишь, что подобная работа
в проекте Прорыв выполняется в соотвествии с графиком и результаты
радуют создателей.