Испанская зараза - 11
qebedo — 31.01.2020 Дорога на Трафальгар25 марта 1802 года в Амьене наконец был подписан мирный договор между Великобританией с одной стороны и Францией, Испанией и Батавской республикой с другой. Испанцы получали назад Менорку, но Тринидад остался у британцев. Однако этот мир был "мертворожденным ребенком", поскольку Буонапарте не собирался выполнять его условий - не вмешиваться во внутренние дела Гельветической республики (Швейцарии) и Италии. В 1802 году он стал президентом Итальянской республики, а в феврале 1803 года он объявил себя медиатором (посредником - главой государства) новосозданной Швейцарской федерации - и всё это в прямое нарушение договора. Глядя на это безобразие, англичане заявили, что они не рыжие (по крайней мере, не все), и не отдадут Мальту и колонии в Индии, хоть и по договору. Буонапарте закричал "Мальта или война!" - и Англия выбрала войну, объявив ее 22 мая 1803 года.
Взрыв фрегата "Мерседес"
Для Испании всё это было плохо, потому что Годой войны не хотел. Но тут уже сложилась ситуация, когда его не спрашивали не только в Париже (Буонапарте жестко настаивал, что для "прыжка льва" через Ла-Манш испанский флот просто необходим), но и в Лондоне - Англия тоже не была заинтересована, чтобы испанцы оставались нейтральными, потому что гораздо выгоднее "грабить корованы" из Америки. Что и продемонстрировала 5 октября 1804 года у мыса Санта-Мария, когда "среди бела мира" эскадра коммодора Грэма Мура под крики "всё равно Буонапарте вас заставит воевать, так хоть нам достанутся ваши золото и серебро!" атаковала эскадру бригадира флота Хосе де Бустаманте и Гуэрра на подходе к Кадису.
Бустаманте вез много золота и серебра из "обоих Америк", посему на четырех фрегатах имел 148 пушек и 1089 человек. Мур тоже атаковал на четырех фрегатах, но имел 184 пушки и 1110 человек. Сражение могло, конечно, получиться упорным и долгим, но через 10 минут после его начала взорвался пороховой погреб испанского фрегата "Мерседес" (а с ним, естественно, и весь фрегат), после чего оставшиеся корабли были принуждены к капитуляции. Муру досталось приблизительно на 900 000 фунтов добычи (на нынешние фунты - более 67 млн), из которой жлобское Адмиралтейтсво после нескольких лет судов согласилась выплатить экипажам 160 000 фунтов призовых.
Бригадир Бустаманте ("Ну, не шмогла!") и марискаль дель кампо Диего де Леон ("Один, совсем один...")
Случилась в этот день и большая личная трагедия, печальная даже по тем суровым военным временам. Известный картограф и географ, марискаль де кампо (генерал-майор) Диего де Альвеар и Понсе де Леон возвращался с семьей в Испанию после того, как 18 лет расчерчивал на местности границу между Бразилией и Парагваем. Сам он оказался на фрегате "Медея" (который уцелел и сдался), а его жена, четыре сына, четыре дочери и всё имущество - на "Мерседес"...
Годой, в принципе, даже после этого не хотел воевать. Но у него уже не было выбора - согласно соглашению с Буонапарте, Испания за каждый год без войны платила 72 млн франков (и англичане про это как бы даже знали, но всё равно решили напасть). И денежки на 1805 год как раз и вез конвой Бустаманте... Так что "как честный человек" Годой вынужден был, лья горючие слезы, согласиться на объявление войны Англии 4 декабря 1804 года.
Генерал-капитан Гравина и бригадир Чуррука
Ну а дальше случилось Трафальгарское побоище, о котором знает каждая собака, "умеющая в Интернет". Посему позвольте мне уклониться от нудного повторения общеизвестных вещей (а кому всё-таки очень хочется - прочитайте "Мыс Трафальгар" Артуро Переса-Реверте, наиболее завлекательный из достоверных рассказов о том дне, и не англофильский, что редкость; ну или А.Т. Мэхэна, если любите "только нон-фикш, только хардкор!"). Можно лишь отметить - испанские офицеры, во главе с генерал-капитаном флота (ну, это "адмирал-фельдмаршал", чтобы было немного понятнее) Федерико Карлосом Гравина и Наполи, превосходившие своих французских коллег на голову (а то и две) как профессионалы (французы-то с 1793 года маневрировали в основном у своих баз), были резко против всей этой затеи. Однако когда флот союзников из-за "гениальского" руководства французов поймали в "чистом море со спущенными штанами", треть французских адмиралов (целый один) попросту предпочла "сикануть" из боя, утянув за собой четыре линкора. А вот испанцы дрались честно - погибли и Гравина (от раны, полученной в бою), и прославленные бригадиры Косме Дамиан Чурукка Элорса и Дионисио Алькала-Гальяно и Пинедо.
Кстати, никто из англичан особенно не любит вспоминать о "втором Трафальгарском сражении" - 23 декабря 1805 года Гравина, перетянув оторванную в бою руку и наскоро подлатав оставшиеся корабли, вышел из Кадиса с четырьмя линкорами и несколькими легкими судами и напал на англичан, уволакивавших поврежденные и сдавшиеся испанские корабли (штормом эскадру Коллингвуда раскидало по частям). При их приближении экипаж линкора "Санта-Ана" поднял мятеж и перебил призовую команду, а потом отбивался от двух линкоров англичан, пока не подошел Гравина. "Санта-Ану" взяли на буксир и пошли обратно в Кадис. Но возобновившийся шторм потопил еще два линкора (но не "Санта-Ану", которая дошла до порта). Как говорится, не везет - так не везет...
Бригадир Алькала-Гальяно
Поражение при Трафальгаре было печально и само по себе, и потому, что навсегда поставило крест на испанском военно-морском флоте - никогда он с тех пор уже не был "намба ту" в мире. Потому что последующие события (война, оккупация, потеря колоний) уже не способствовали какому-нибудь намеку на возрождение. В практическом же плане это означало морскую блокаду и фактическую потерю сообщений (прежде всего торговых) с колониями. Правда, власть на местах оказалась куда крепче, чем англичане надеялись - экспедиция в Уругвай и залив Ла-Плата в 1807 году с треском провалилась, закончившись позорной капитуляцией десантного корпуса. И вообще, коварно-альбионские попытки "трубу шатать" в Америках особого успеха не имели вплоть до событий 1808 года. Но вот колониальные товары и американские золото с серебром как основа экономики Испании растаяли, словно утренний туман
|
</> |