Искусство говорит о духе
volynko — 25.01.2022В предыдущем посте Выставка Аукционного Дома Литфонда на территории Винзавода среди работ выставленных на Аукционе дома Литфонда 5-е место в ТОПе-10 заняла работа Алексея Беляева-Гинтовта — «Портрет Лени Рифеншталь». Раскажу френдам и сам познакомлюсь с его творчеством.
В Московском музее современного искусства состоялось открытие знаменательной выставки русского художника Алексея Беляева-Гинтовта - «Х». Выставка называется «X» — латинская «десять», так как включает проекты художника, сделанные за последнее десятилетие, даже чуть больше. Невероятно много людей посетило девять широких залов выставки.
Однако размах картин позволяет каждому разглядеть детали, оттенки красок, настоящее сусальное золото: это и «Русский лес», и «Родина-дочь», и «Парад Победы 2937», а также «Братья и сестры» (Алексей Беляев-Гинтовт в 2008 году был награжден на премии Кандинского в номинации "Художник года" за серии картин "Родина-дочь" и "Братья и сестры" в советской "имперской" эстетике).
– Выставка называется "X". Здесь показаны ваши работы за последние десять лет. За это время красные звезды на золотом фоне стали очень узнаваемым авторским знаком, китчевым, если позволите.
– Нет, не позволю!
– Хорошо. Тем не менее, расскажите, что послужило отправной точкой для вашей для этих работ?
–Я отчаянно много экспериментировал с художественными техниками и материалами, изучая в МАрхИ академический рисунок во второй половине 80-х, параллельно исследовал основные направлениями русского авангарда, осваивал каждое из них за две-три недели. В результате получалась работы, сделанные согласно интуитивно понятой философской сути данного направления.
Теоретичекие обоснования в то время были малодоступны. Так я искал собственный метод художественного сообщения который позволит повествовать всесильно, и то же время избежать повторения существующих эстетических систем. Одержимый новым, добивался технического совершенства и целостности мироописания. Так, в числе прочего, появилась техника ручной печати.
Перебрав сотни советских плакатов, – я делал из них трафареты, а потом с их помощью нанося ладонями типографскую краску на любую гладкую поверхность, открывал то, что пряталось за условностью изображения. Некую таинственную структуру, неожиданного и для автора вида. Так я нашел пластический язык, который позволил мне добиться последней степени простоты, чреватой бездонной сложностью.
Царство Духа – альтернатива царству материи
Художник высказал также свое мнение о судьбе материализма после падения СССР. По его мнению, на самом деле именно сейчас как никогда прежде мы наблюдаем царство материи, в котором искусство больше не говорит о Духе.
«Вот уже скоро 30 лет как повержена материалистическая идеология в нашей стране, и почти все соотечественники принадлежат к каким-то конфессиям. То есть, нечто надмирное, сверхъестественное, казалось бы, должно было проявляться и в элитарных проявлениях культуры, и в массовых, - комментирует художник, - Но чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что именно сейчас материалистическая культура проявляет себя гораздо жестче, чем в последние годы СССР, которые я застал. Это материя, произведенная из материи, искусство, которое не говорит о Духе. Такое впечатление, что на каждой съемочной площадке находится комиссар в жесточайшем его измерении 1920-30-х гг. Мое предложение – евразийская альтернатива. Царство Духа в его порой проявлениях – а какие же могут быть еще?»
Настоящему художнику важно уметь смотреть в будущее, обращенное в прошлое. Эта, казалось бы, парадоксальная формулировка ловко воплощается в творчестве Гинтовта.
В одном зале вы можете увидеть Родину-дочь, в другом – смерть, в третьем – элементы цветущей сложности Евразии, а затем вы сталкиваетесь с элементами фантастики с шагоходами, напоминающими машины из армии Галактической империи «Звездных войн».
Все это - не выученное прошлое, и не запрограмированное будущее, но мечта, объединяющая в себе все сразу. И при этом весь калейдоскоп времен и идеологий смотрится очень органично, как часть единой Империи.
Художник Алексей Беляев-Гинтовт представил серию работ под общим названием «Парад 2937 года». Кремлевские башни, боевые мамонты, пирамиды и звездолеты. Красное на золоте. Имперская мощь в стилистике современного Евразийского движения, взгляды которого разделяет автор.
Источник: geopolitica.ru
Статья проиллюстрирована изображениями картин из Интернета.
|
</> |