Ирвин Ялом "Когда Ницше плакал"
sari_s — 11.07.2020В эту книгу я прыгнула сразу - как только поняла, что действие, разворачивающееся на ее страницах, происходит в Вене.
Начинается история с того, что к видному и очень успешному доктору Йозефу Брейеру обращается молоденькая очаровательная (и очень напористая!) незнакомка. Помощь нужна ее близкому другу, перспективному философу. У него депрессия и суицидальные настроения. Он на грани безумия. Проблема в том, что лечить его нужно так, чтобы пациент не понял, от чего именно его лечат и кто за этим стоит. К тому же он дико замкнут и из него невозможно вытащить даже слова о том, что его тревожит.
К такому незаурядному пациенту нужен и незаурядный подход. В поисках решения Брейер придумывает настоящую авантюру: он будет лечить Ницше от мучительных мигреней, а Ницше пусть разберется в хаосе мыслей самого доктора. Да, на самом деле у благоразумного и респектабельного врача целый склад собственных тайных душевных проблем.
Пустота. Усталость от обыденности. Ощущение бега по кругу. Ощущение ловушки. Старая душевная боль и болезненная реальность. Страх завтра. Страх смерти.
Сегодня он этом можно поговорить, пойти к психологу. Проговорить, если удается, свои страхи, узнать, что ты такой не один. Никто не воспримет в штыки "кризис среднего возраста". Профессиональное выгорание - тоже вполне известное понятие. В этом нет ничего зазорного. Обратиться за помощью нормально.
Но что было делать людям конца 19 века, когда психоанализ еще не придумали?
Про Ницше мы все знаем. Но в этой книге и все остальные персонажи реальные. Kак оказалось, про всех есть большие статьи в Википедии. Брейер – великолепный диагност, один из лучших венских терапевтов своего времени, стоявший у истоков психоанализа. Пауль Рэ - немецкий писатель и философ. Лу Саломе - муза и великая беда Ницше, юная интеллектуалка, свободная и властная, сводившая с ума мужчин, вызывая то ненависть, то восхищение окружающих. Тут я добавлю, что мне лично никогда не были симпатичны "роковые женщины", вроде Галы и Лили Брик. В этой книге роковых женщин сразу две.
Юная Берта Паппенхейм, оказывается, тоже реальный персонаж - защитница прав женщин и основательница немецкого Иудейского союза женщин. Именно ее случай послужил для Фрейда началом разработки его теории истерии, а впоследствии и психоанализа.
Отдельной гранью – Зигмунд Фрейд, молодой аспирант, друг и ученик Брейера, еще только пытающийся сформулировать свои идеи. В книге получился такой милаха, симпатичный еврейский парень Зиги, который обожает венские пирожные из кондитерской "Демель".
Да, при всей прекрасности книги были моменты, когда я просто тонула в монументальности философских диспутов между Ницше и Брейером. Иногда мне казалось, что в этом омуте самокопания у меня заходит ум за разум.
Интересно, как после каждого раунда разговора шли отчеты одного и второго. Как же по-разному мы воспринимаем одни и те же фразы! Потрясает, насколько даже в откровенном разговоре люди не понимают друг друга или понимают совсем не так.
Несмотря на океан эмоций, которые наполняют книгу, это чтиво скорее "мужское", чем "женское".
Да, мне эта книга показалось особенной еще и потому, что погрузила меня в обстановку юности моего дедушки! Он учился, слушал, внимал в тех же аудиториях Венского универа, только на полвека позже. Именно в этой "венской школе" он научился обширным обследованиям в самых разных сферах медицины, став прекрасным терапевтом и диагностом. Он, как и Брейер, мог вести всеобъемлющий прием пациента 45 минут, час - расспрос, осмотр, проверки, разговор.
"Все, что нас не убивает, делает нас сильнее". Знаменитые слова Ницше, с которыми можно соглашаться. Или спорить. Я верю, все получится. Только бы Б-г дал силы изменить то, что мы можем изменить.
За рекомендацию книги большая благодарность lorique.
|
</> |