"Ирония судьбы" или причем здесь Хичкок?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Друзья, невероятно, но с большой долей вероятности, в комедии Э. Рязанова «Ирония судьбы» есть двойное и даже тройное дно и автор, судя по всему, тщательно замаскировав в сюжете фильма преступление, известное и обсуждаемое в то время всей нашей страной, и уж точно творческой ее частью. По сути этот фильм нечто иное, как слоенный пирог, где верхний слой всем известная новогодняя мелодрама, под ней, вторым слоем идет скрытая и местами точная цитата «Психо» Хичкока, а еще ниже, как главный приз, пытливому уму, спрятано и само преступление.
Имена героев, адреса, предметы интерьера, и многое другое в фильме не случайны, и приводят к самому неожиданному финалу. Подобно тому, как Рембрандт нагрузил свой «Ночной Дозор», символами и секретами, так и «Ирония» содержит в себе множество скрытых уловок, что делает этот фильм, пожалуй, самым загадочным и мистическим произведением советского киноискусства. Итак, меня зовут Алексей Базюк и вот мои размышления... Первое, что встречается нам в фильме -это безобидный и ироничный ляп в самом начале. Ошибка в титрах -пропущена буква «Л» в слове «исключительно»
![01. лÑп из ÑилÑма (обÑаÑиÑе внимание на Ñлово, где пÑопÑÑена «Ð») 01. лÑп из ÑилÑма (обÑаÑиÑе внимание на Ñлово, где пÑопÑÑена «Ð»)](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-3eb906.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/4472/4472_original.png)
Я утверждаю, что это сделано осознано и это вовсе не ляп -а
указание на слово «Ключ». Автор нам говорит, а точнее тычет
носом (ведь главная героиня Надя учительница русского языка, что
исключает словесные ошибки) — ищите ключ. Разберем фильм
поподробнее, сюжета я касаться не буду, уверен фильм все знают
наизусть. Уберем все «лишнее» из фильма и оставим четыре важных
звена - главный герой, страдает раздвоением личности
(Лукашин, превращается в Ипполита, затем обратно в Лукашина и так
далее по кругу),в фильме есть мать, к которой главный герой, уже
взрослый человек, сильно и по-детски привязан, есть знаменитая
сцена в ванной, и есть сцена с машиной, которая исчезает в
болоте, точнее под снегом. Ничего не напоминает. Это же
пересказ фильма «Психо» Хичкока. («Лучший друг мальчика - его
мама» -эти слова Нормана (главный герой из «Психо») мог точно так
же произнести и сам Лукашин). Весь фильм Рязанов водит зрителя
вокруг вещей, напрямую указывающих на Хичкока. Судите сами -вот
сравнение сцен в ванной. Интерьер очень похож. К моющемся без
спроса входят посторонние (Лукашин с Надей в «Иронии», Норман в
«Психо»), обе «жертвы» в итоге опускаются в сидячее положение.
![02. СÑена в ванной (много одинаковÑÑ
планов. ÐбÑаÑиÑе внимание на дÑÑ Ð¸ каÑелÑ, ÑÑекаÑÑÑÑ Ñ Ð»Ð¸Ñа водÑ) 02. СÑена в ванной (много одинаковÑÑ
планов. ÐбÑаÑиÑе внимание на дÑÑ Ð¸ каÑелÑ, ÑÑекаÑÑÑÑ Ñ Ð»Ð¸Ñа водÑ)](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-ec17ce.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/4987/4987_original.png)
Профессии Лукашина и Нормана Бейтса близки -там и там, кровь, медицинские инструменты, разрезание тканей. Один таксидермист, другой хирург. В «Психо» главный герой держит мертвую мать на руках. Вот мать Лукашина сидящая на кровати, она выглядят как манекен.
![03. ÑÑена Ñ Ð¼Ð°ÑеÑÑÑ (обÑаÑиÑе внимание на одинаковÑÑ Ð¿ÑиÑеÑÐºÑ (Ñ Ð¾Ð±ÐµÐ¸Ñ
еÑе еÑÑÑ Ð¸ бÑоÑÑ Ð½Ð° воÑоÑнике), план ÑÑемки (Ñо ÑпинÑ) и некоÑоÑÑÑ Ð±ÐµÐ·Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑи ÐÑкаÑина, в «ÐÑиÑ
о, как Ð¼Ñ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼ ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ ÑÑÑп») 03. ÑÑена Ñ Ð¼Ð°ÑеÑÑÑ (обÑаÑиÑе внимание на одинаковÑÑ Ð¿ÑиÑеÑÐºÑ (Ñ Ð¾Ð±ÐµÐ¸Ñ
еÑе еÑÑÑ Ð¸ бÑоÑÑ Ð½Ð° воÑоÑнике), план ÑÑемки (Ñо ÑпинÑ) и некоÑоÑÑÑ Ð±ÐµÐ·Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¼Ð°ÑеÑи ÐÑкаÑина, в «ÐÑиÑ
о, как Ð¼Ñ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼ ÑÐ¸Ð´Ð¸Ñ ÑÑÑп»)](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-9d8180.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/5567/5567_800.jpg)
Машину, я уже упомянул, повторюсь в одном случае ее скрывает вода, в другом снег и при этом внутри каждой из них находится человек. Можно разглядеть некую схожесть между домом матери и мультяшной картинкой в проекте архитектора (из заставки перед титрами). Особенностью «Психо» было большое количество зеркал и отражений героев, как указание на раздвоение личности Нормана. Поверьте, число различных отражений в окнах и зеркалах «Иронии» не меньше. Вот картинка для сравнения.
![04. ЧиÑло оÑÑажений в обоиÑ
ÑилÑмаÑ
болÑÑе деÑÑÑка 04. ЧиÑло оÑÑажений в обоиÑ
ÑилÑмаÑ
болÑÑе деÑÑÑка](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-9f6631.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/6077/6077_800.jpg)
И Психо и Ирония содержат одинаково сцены вуайреизма.
![05. «ÐодглÑдÑвание» в обоиÑ
ÑилÑмаÑ
05. «ÐодглÑдÑвание» в обоиÑ
ÑилÑмаÑ](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-a8b486.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/6245/6245_800.jpg)
Сумка и портфель с торчащими из них газетой повторяется неоднократно в обоих фильмах. Много телефонных звонков, в том числе из автоматов. Там и там рвется в клочья бумага (записка в «Психо» и фотография Ипполита в «Иронии»). Лукашин обнимается с собакой в лифте, Норман рассказывает о своей любви к таксидермии и поглаживает чучело птицы. Сцена с покорным одеванием сапог Нади Лукашиным по-своему эротична и говорит о сложной душевной структуре Лукашина и наличии определенных «нездоровых» фантазий. Вспомним, еще, Надя отбирает у полуголого Лукашина женское платье. Нормана, в конце фильма мы также встречаем переодетым в женщину. Да и имя Лукашина «Женя» условно можно отнести и к женским, и мужским именам. Камео Рязанова -он передает пьяного Лукашина случайному пассажиру. Мы знаем, что последний не может вовремя сесть в свой самолет. Всем известно знаменитое камео Хичкока - когда ему не удается попасть в автобус.
![Ðамео ХиÑкока Ðамео ХиÑкока](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-2d1300.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/6499/6499_original.jpg)
Местами в обоих фильмах довольно идентичные элементы интерьера. Вот один из примеров.
![06 ÐаÑÑинка Ñ Ð¿Ð°ÑÑÑником (Ñлева ÐºÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· «ÐÑиÑ
о», ÑпÑава из «ÐÑонии») 06 ÐаÑÑинка Ñ Ð¿Ð°ÑÑÑником (Ñлева ÐºÐ°Ð´Ñ Ð¸Ð· «ÐÑиÑ
о», ÑпÑава из «ÐÑонии»)](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-9ade18.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/6750/6750_800.jpg)
Парусник мы еще увидим в комнате матери.
Обратите внимание на идеальную построенную симметрию в фильме, которую автор и не скрывает. Москва и в ней - квартира , жених и невеста, друзья жениха и его мать. В Ленинграде -аналогичная квартира, жених и невеста, подружки невесты, мать невесты. Подружки путаются и называют Лукашина Ипполитом. В Москве друзья делают подобную ошибку и путают Надю с Галей. Одежда матерей очень похожа -на обеих нелепое старомодное жабо с брошью, прическа с пучком. Профессия Лукашина -врач, Нади — учитель, они оба признают, что их профессии схожи. Список можно продолжать, это и шумные гости с бутылками в руках, появляющиеся невпопад в обеих квартирах и симметричные картинки в мультипликации из начала фильма и даже в самой афише фильма симметрия сделана с хирургической точностью. И так далее.
![07.СиммеÑÑÐ¸Ñ Ð² каÑÑинкаÑ
из ÑилÑма и в аÑиÑе 07.СиммеÑÑÐ¸Ñ Ð² каÑÑинкаÑ
из ÑилÑма и в аÑиÑе](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-7db23e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/7422/7422_original.png)
еще
![08. СиммеÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð· 08. СиммеÑÑÐ¸Ñ Ð¸Ð·](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-d273e9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/8112/8112_original.png)
Тут же вспоминаем слова Хичкока о симметрии в своих фильмах (из интервью Трюффо).
«Здесь та же симметрия (о фильме - «Окно во двор»), что и в «Тени сомнения». На одной стороне двора пара Стюарт — Келли, где он неподвижен из-за своей ноги в гипсе, в то время как она свободно передвигается. На другой стороне — женщина, прикованная к постели, в то время как ее муж все время приходит и уходит»
Обратите внимание у Хичкока симметрия касается лиц противоположного пола. У Рязанова так же. Дальше в нашем расследовании начинается самое интересное. Хичкок в «Психо» воспроизвел Эдипов комплекс и психиатр в конце фильма доходчиво об этом рассказывает, объясняя мотивацию поступков Нормана, страдающего раздвоением личности. А это как известно по Фрейду вытеснение ребенком отца и замена его места, возле матери. Рассмотрим, как поступил с Эдиповым комплексом Рязанов. (я буду говорить терминами психоанализа «мать», «сын», «отец»). Обратите внимание на трансформацию личности Ипполита -В конце фильма он фактически превращается в Лукашина (алкоголик, принимающий душ). Потом идет мокрый на улицу «умирать». Когда Надя подбирает его фотографию из снега, на нас смотрит другой уже человек (это не очередной ляп, с ошибочной заменой фотографии, а прямое указание на его исчезновение).
![Ирония судьбы или причем здесь Хичкок? 09.](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-df04d6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/8312/8312_original.png)
Местами возникают странные диалоги о Ипполите, и они слишком зловещи.
-Зачем ты выбросил Ипполита.
-Иди подними Ипполита.
Фотография Ипполита, о которой идет спор -траурна.
![Ирония судьбы или причем здесь Хичкок?](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-79ca39.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/8681/8681_original.png)
08. «Траурная» фотография Ипполита
Постепенно место Ипполита занимает Лукашин (бреется его бритвой, представляется его именем). Совершенно очевидно, что Ипполит в фильме становится жертвой Лукашина. Уберите из фамилий Лукашина и Нади (Шевелева) две общие буквы «Л» и «Ш». В фамилии Нади останется три буквы -ЕВА.(об этом я как-нибудь в другой раз). У Лукашина «У» и «КАИН». «Каин» синоним убийцы. Вспомним еще сцену возвращения Лукашина домой, в конце фильма. Он идет мимо храма, поднимается в квартиру и обнимает мать, стоя на коленях. Классическое библейское «Возвращение блудного сына». Сцена раскаяния и прощения человека, промотавшего все и совершившего грех …
![Ирония судьбы или причем здесь Хичкок?](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-7105dc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/9258/9258_original.png)
![10. ÐÑкаÑин Ð¾Ð±Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¼Ð°ÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð½Ð° коленÑÑ
. СпÑава -Ðомпео ÐоÑÑим. ÐозвÑаÑение блÑдного ÑÑна. 10. ÐÑкаÑин Ð¾Ð±Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¼Ð°ÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð½Ð° коленÑÑ
. СпÑава -Ðомпео ÐоÑÑим. ÐозвÑаÑение блÑдного ÑÑна.](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-251a98.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/9586/9586_original.png)
Вернемся в квартиру Нади, когда она уезжает на вокзал. Здесь, на мой взгляд, происходит самая ключевая сцена в фильме -появление матери Нади Ольги Николаевны. Повторяю, Лукашин, к этому времени уже полностью вытеснил или более правильно заменил Ипполита. Он находится один в квартире, открывается дверь и в квартиру входит мать. Повторяю- я говорю о символах, в терминологии Фрейда, и мать Нади, для нас не более чем символ матери. Но все же сравните как похожа Ольга Николаевна внешне с настоящей матерью Лукашина - те же волосы в пучок, нелепое жабо и брошь на воротнике (не удивительно, ведь такой-же брошью обладала еще и покойная мать Нормана Бейтса). Заметьте, еще, что имя Ипполит -крайне редкое имя в советских семьях (при этом Ипполит является персонажем греческого мифа, откуда и собственно и Эдип). Итак, появление матери в квартире начинает эту странную и нелепую сцену, содержащую сплошные отсылки к Фрейду (здесь и вуайеризм и доминация и прочие «извращения»). Мать Нади открывает дверь и вместо дочери встречает постороннего мужчину Лукашина. Вопреки разумным и правильным действиям (например, вызов милиции), Мать классически ругает и унижает сына, а он с нескрываемым удовольствие выполняет ее указания. Ролевая игра в «маму и сына», продолжается, когда она запирает, его как маленького ребенка в комнате и кокетливо сбегает по коридору, что б понаблюдать через стекло двери - что он будет делать. И это происходит, вообще с человеком, который оказался вором, застигнутым в чужой квартире. (вряд ли мать Нади убедила нелепая «банная» история). На этом Эдипов комплекс завершает свой цикл- мама и сын распределили свои роли... На мой взгляд у Рязанова получилась лучшая демонстрация Эдипова комплекса в мировом кино (разумеется после Хичкока). И в этой ключевой сцене случается невероятное. Помните в начале я писал, про спрятанный ключ и сейчас он появится. Я всегда думал, как только начал нащупывать основную мысль своего анализа - где и как Рязанов напрямую, без обиняков, укажет на Хичкока и, следовательно, на тесную и прочную связь между Лукашиным и убийцей Норманом. Посмотрите внимательно — в волосах Матери, во время ее важного «унижающего» диалога скрыто чучело птицы.
![11. ЧÑÑело пÑиÑÑ Ð½Ð° полке 11. ЧÑÑело пÑиÑÑ Ð½Ð° полке](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-3e686b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/9881/9881_original.png)
Напоминает детскую игру -найди спрятанный предмет. Вспомним фильм «Психо» он просто забит чучелами птиц-они везде, в каждом углу гостиницы. Птицы на картинах, в имени героини. (потому мы и у Рязанова слышим -А Синицыны здесь живут?).
![Ирония судьбы или причем здесь Хичкок? 12.](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-a48664.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/10286/10286_original.png)
Это важнейший символ картины «Психо» и то что Рязанов помещает, этот в общем-то чужеродный и лишний предмет в обычную советскую квартиру (где все как у всех) и есть прямое и точное указание на Хичкока и, это заставляет нас внимательно задуматься о существовании связи между Лукашиным и Норманом.Не случайно через пару секунд у мамы появляется в руках ключ. Тайник открыт. Понятно, что Лукашин не убийца как Норман и эта ассоциация не более, чем символична -но все же режиссер как будто говорит –«горячо», вы на правильном пути –идите и ищите дальше. И это не просто дань уважения одного классика другому (как сделал, например, Иньярриту в своем «Выжившем», наполнив фильм цитатами «Тарковского»). Чучело птицы, без всякого сомнения, это тот самый ключ (потерянный в титрах), поскольку трудно представить более точного и явного указания на «Психо», ну разве, что, если б Лукашин переоделся в женское платье и ходил бы, в парике, с ножом по квартире. Без этого знака все вышеперечисленные сходства могли быть просто цитатами и оммажем Хичкоку, но столь явная конкретика в ключевой сцену несет все же больше, чем просто «снятие шляпы перед мастером». Вне всяких сомнений фильм скрывает что-то большее и скорее всего драму. Вооружившись этой находкой идем дальше. В фильме Хичкока как известно многие предметы, зачастую содержат «указательные знаки». Номер машины девушки, приехавшей в отель NFB-418. Точно такие же буквы составляют инициалы Нормана Бейтса —Норман Фрэнсис Бейтс . Перед подглядыванием в ванной Норман убирает со стены картину с библейским сюжетом на тему вуайеризма (Сусанна и старцы). Очевидно, что Рязанов внимательно изучавший Хичкока, поступает аналогичным образом. У нас в фильме есть телевизор и мы видим в нем две трансляции -Балет и «Соломенная шляпка». Никто не будет спорить, что картинка с балетом по ТВ -символ трагедии, а в «Соломенной шляпке» присутствует неадекватный и безумный ревнивец. Также в «Соломенной шляпке» имеется и потерянный предмет (собственно сама шляпка), едва не приведшая к кровавой развязке (дуэль и все такое). В квартире Нади можно увидеть круглую характерную коробку для шляп. Дальше рассмотрим песни и стихи из «Иронии», все они не случайны. Женское кокетство (на Тихорецкую), Измена (песня на стихи Цветаевой), поиск жены и обнаружение ее у друга (Я спросил у ясеня)), Смерть (Баллада о прокуренном вагоне). Ясно, что все это не случайно и речь идет о неадекватном ревнивце, допустившим кровавую трагедию. Первое, кто пришел мне на ум — режиссер Серый, снявший за два года, там же на Мосфильме «Джентльменов Удачи. Серый застал свою будущую жену у друга в квартире, (случайно там оказавшуюся), увидел забытые ею на столе часы, вскипел и забил друга молотком до полусмерти, сделал последнего навсегда инвалидом. Получив минимальный срок-3 года, он благодаря протекции влиятельных друзей, выйдя на свободу, продолжил заниматься кино на Мосфильме и, вопреки своему уголовному прошлому, снял крупный проект(Джентльменов) с привлечением главных актеров страны. Рязанов трудился тогда тоже на Мосфильме и очевидно был более чем достаточно осведомлен деталями этого довольно спорного продвижения, да и самой кровавой разборкой в той злополучный день. Трагедия, случившаяся в квартире Виталия (друга Серого) довольно туманна, но все же имеет нечто схожее с сюжетом «Иронии». Когда Ипполит приходит к Нади, он видит постороннего мужчину и снятые им (без всякого умысла) вещи, которые трактует по-своему и устраивает, как и Серый, сцену ревности. Пьеса «Иронии» была написана в 1969, как раз, когда по-видимому начиналась кулуарная подготовка, обсуждение и поиск актеров на Джентльменов. Что если Рязанов «зашифровал» именно эту трагедию в своем кино и кроме «Психо» поместил еще и несколько явных отсылок на «Джентльменов», чтобы связать эти три фильма воедино (и, следовательно, сделать скрытое указание на историю Серого).
Вспомним - в Джентльменах есть знаменитая сцена побега троицы со стройки в машине с бетоном. Адрес Лукашина и Нади -улица «3 строителей». Довольно близко. Можно найти сходство и в именах актеров (из «Джентльменов») с именами персонажей(«Ирония»). Савелий (Савелий Крамаров -актер из «Джентльменов») -производная от Савл, он же апостол Павел. Лука - сподвижник Павла, святой, автор одной из библий. Имя Савелий (Савл) вполне переходит в Лука или, в Лукашина. (про связь с Каином мы уже говорили). Много еще небольших отсылок, например, странная в обоих фильмах сцена в такси-пассажиры не знают куда ехать, чем озадачивают водителей. Причем сцены в такси -если подумать, имеет более глубокую связь — В Джентльменах герои бесцельно кружат по городу и ищут ориентир -раскидистое дерево (где ветви вверх) и памятник. Надя из «Иронии», аналогично, не может назвать конечную цель своей поездки и в итоге оказывается (после вокзала) в месте, где есть памятник и дерево, с торчащими вверх ветками.
![13. ÐеÑево Ñ Ð²ÐµÑвÑми 13. ÐеÑево Ñ Ð²ÐµÑвÑми](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-3e2996.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/10693/10693_original.png)
Обратите внимание -одна та же актриса играет мать Нади и завхоза детского сада. В обоих сценах есть разговор про деньги, которые нужно положить (на стол и в тумбочку) и есть комната, которую она в итоге запирает. Я не хочу, как в случае с «Психо» подробно и детально искать все «соответствия» с «Джентльменами» -поверьте их немало. Смотрите картинку.
![14. Слева 14. Слева](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-4a6bda.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/10935/10935_original.png)
Но «Джентльмены» как ни странно имеют, если мыслить терминами психоанализа, также и связь с «Психо» (пусть и случайную). Судите сами. Это и раздвоение личности главного героя (персонаж Леонова) и переодевание в женскую одежду в туалете и ковер, в который заворачивают Доцента (как Норман тело девушки).
![15. СÑена в ÑÑалеÑе (обÑаÑиÑе внимание на пиÑÑÑаÑÑ. ХиÑкок бÑл пеÑвÑм, кÑо показал ÑниÑаз на ÑкÑане в ÐÑиÑ
о и ÑнÑл ÑÐ°Ð±Ñ Ñ ÑÑалеÑнÑÑ
ÑÑен) 15. СÑена в ÑÑалеÑе (обÑаÑиÑе внимание на пиÑÑÑаÑÑ. ХиÑкок бÑл пеÑвÑм, кÑо показал ÑниÑаз на ÑкÑане в ÐÑиÑ
о и ÑнÑл ÑÐ°Ð±Ñ Ñ ÑÑалеÑнÑÑ
ÑÑен)](/images/main/ironiya-sudbi-ili-prichem-zdes-hichkok-2e2955.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/tofet/22584111/11247/11247_original.png)
И тогда, Рязанов «разглядев Хичкока» усложнил свою задачу и как
бы подхватил, эту странную игру с психоанализом, нагрузив свой
«Иронию» цитатами и оммажам из Психо. А используя принцип
зеркальной симметрии (см. начало статьи) показал трагедию Серого
наоборот, и ревнивец Отелло стал жертвой. Возможно без
этой многослойности фильм не был бы таким ярким и интересным. Свое
отношение к самой драме Рязанов высказал также предельно ясно
-в начальных титрах, при появлении «КЛЮЧА» с пропущенной «л»,
звучат слова песни- «и наш раздор необъясним,
мы оба мучимся мы с ним». Также можно найти авторскую позицию и
рассказе Лукашина про тост на свадьбе Павлика (ревность к невесте ,
далее ссора с другом на свадьбе и после, не смотря ни на что, они
вновь лучшие друзья )...
Если я прав, то почему режиссер ничего об этом не сказал в своих воспоминаниях -возможно фильм стал любимым новогодним украшением и вносить сумятицу ему не хотелось. Да и вряд ли такие игры с психоанализом бы понравились комиссии Госкино. Кроме того, насколько мне известно, все великие (и Бергман, и Тарковский) не особенно старались расшифровать свое кино.
|
</> |