Иранский клон Як-130 ?


Полноразмерный макет иранского учебно-боевого самолета Borhan (с) mashreghnews.ir
Как можно судить, самолет Borhan является дальнейшим развитием иранского проекта легкого боевого и учебно-боевого самолета Shafagh ("Сумерки"), разрабатывавшегося в Тегеранском авиационном университете с 2000 года при участии российского ОКБ имени А.С. Яковлева и группы российских специалистов во главе с Ф. Мухамедовым (ранее главы созданного в конце 1980-х годов в Таджикистане филиала ОКБ Микояна). Самолет Shafagh основывался на разработанной Ф. Мухамедовым концепции применения дисковидного в плане крыла, использовавшейся автором в предлагавшихся его группой в СССР и России в 1980-1990-е годы аванпроектах боевых самолетов «Витязь-2000» и «Рассвет». Ф. Мухамедов не нашел поддержки отечественных авиационных специалистов (по некоторым сведениям, продувки не выявили никаких серьезных преимуществ его идеи при сложности ее реализации), после чего он заключил контракт с иранской стороной.
Shafagh являлся фактически реализацией «Витязя-2000» и проектировался при содействии HESA в качестве учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки с вариантом легкого тактического истребителя. Самолет планировался к оснащению одним российским двигателем РД-5000 (предлагавшийся бесфорсажный вариант двигателя РД-93). Сообщалось о переговорах относительно приобретения Ираном «небольшой партии» двигателей РД-5000. Полноразмерный макет самолета Shafagh был построен в 2002 году, и тогда же выкатка прототипа заявлялась на 2008 год. Однако ирацы в итоге не потянули столь авангардный проект и в конце 2006 года стало известно о замораживании работ по Shafagh (в дальнейшем работы по нему если и велись, то вяло).
Судя по опубликованной фотографии, Borhan представляет переработку Shafagh в сторону "обычной" аэродинамической схемы, с крылом умеренной стреловидности с наплывами и с одним большим вертикальным килем, что придает ему большое сходство с Як-130. Однако иранский самолет декларируется легче и меньше, чем Як-130, и является однодвигательным. Неизвестно, оказывали ли ОАО "Яковлев" или Ф. Мухамедов содействие в разработке Borhan.
Как и в случае с прочими иранскими авиапроектами, существуют серьезные сомнения в способности Ирана довести проект самолета Borhan до чего-то реально серийного и боеспособного.

Полноразмерный макет разрабатывавшегося ранее иранского учебно-боевого самолета Shafagh с круглым в плане крылом по проекту Ф. Мухамедова (с) mashreghnews.ir
|
</> |