Иранская стратегия России

Снятие санкций с Ирана и его выход на нефтяной, а в перспективе - и на газовый рынок - создает для России сложную ситуацию, так как интерес Ирана связан с возвращением в первую очередь на европейский рынок. Китай и без того находится с Ираном в очень теплых отношениях в плане торгового партнерства, поэтому выпавший в результате санкций рынок Европы - главная цель иранцев. Столкновение наших интересов в Европе объективно, причем для России именно сейчас крайне болезненно: мы потеряли Украину, у нас серьезные проблемы, связанные с европейскими санкциями, российское руководство дальновидно и мудро сейчас уничтожает все достижения предыдущих десятилетий по выстраиванию отношений с Турцией. Плюс Россия упустила из-под своего контроля Туркмению, во всяком случае, существенно упустила - а это тоже весьма неприятный факт, который выстрелит - но несколько позже. В общем, десятилетие правления друзей Путина в ключевых отраслях России принесло вполне ожидаемый эффект - то, есть, глубоко отрицательный.
Иран в данном случае усугубляет обстановку, которая и без того для России носит критический характер. Станет ли он последней соломинкой - неизвестно, но то, что на нашем верблюде и без того горами лежат тюки с проблемами - факт.
С другой стороны, Иран, получив доступ к ресурсам, замороженным на Западе и включившись в гонку на нефтяном рынке, получает в руки существенные и дополнительные возможности, которые могут позволить ему интенсифицировать свою политику в Ираке и Сирии. Она зашла в тупик и стагнирует, что подтверждается стратегическим военным тупиком на фронтах Ирака и Сирии. Бравурные сообщения о захватах "ключевых" и "стратегических" деревень и городков не отменяют того факта, что обстановка никак не меняется - ни в Сирии, ни (что особенно важно для Ирана) в Ираке. Исламское государство остается важным фактором идущей войны, и трудности, которое оно испытывает, ничуть не мешают его устойчивости. Кроме того, Шура ИГ довольно грамотно играет на противоречиях своих противников, в результате чего они постоянно вынуждены воевать не столько с самим Исламским государством, сколько опосредованно - друг с другом.
В итоге нам и невыгодно, и выгодно усиление Ирана - что создает противоречие, которое и можно использовать для проведения своей политики в регионе. Иран объективно заинтересован не только в поражении ИГИЛ (что, кстати, совсем не факт, так как после поражения кто-то должен брать на себя ответственность за суннитские территории Ирака и Сирии - иначе любая победа над ИГИЛ очень быстро превратится в поражение), но главное - Иран объективно заинтересован в поражении своего главного противника - Саудовской Аравии. Прямое столкновение между ними исключено, а для ведения "прокси-войны" ИГИЛ подходит как нельзя лучше: жесткое противоречие между двумя ваххабитскими образованиями неразрешимо в принципе.
Иран может развернуть ИГИЛ на юг - если сумеет подорвать его позиции на севере Ирака и существенно - в Сирии. Ресурсная недостаточность оставит ИГИЛ один-единственный коридор в регионе - строго на юг, к нефтяным полям Гавара в Восточной провинции Саудовской Аравии. Есть, правда, еще один "коридор", который ИГИЛ сейчас усиленно готовит - в Ливии. Именно сейчас в Ливии "вилайет Трабулус" активизирует свои действия в районе нефтяного бассейна Сирт и прибрежных терминалов отгрузки в Бреге, Рас-Лануфе, а также "пробует на зуб" и прочность позиций на западе Ливии в районах отгрузки нефти.
Естественно, что такая политика Ирана может иметь успех лишь в координации усилий с Россией, которая продолжает вести очень странную войну в Сирии, воюя за сугубо тактическую цель - сохранение прибрежной полоски в Латакии под контролем нынешнего правительства Сирии, причем при этом же Россия вступила в сговор с Западом, конечным итогом которого может стать оформление сдачи Сирии и создание на ее территории крайне неустойчивого конгломерата слабых государств-территорий.
Кроме того, для разворота ИГИЛ в сторону Саудовской Аравии необходима ликвидация ливийского проекта ИГИЛ, как запасного варианта в случае поражения ИГИЛ в Сирии и Ираке. Без России эту задачу выполнить невозможно даже теоретически.
Весь комплекс проблем ставит перед Россией и Ираном задачу по координации политики во всем регионе, а главное - в повышении уровня вовлеченности наших стран в идущем конфликте, причем нужно понимать, что Запад и аравийские монархии не будут смотреть на эти упражнения сложа руки. Риск многократно возрастает, однако и цена победы гораздо выше - развернув ИГИЛ на Саудовскую Аравию, Россия и Иран смогут существенным образом изменить всю региональную обстановку в свою пользу.
Вопрос остается прежним - есть ли у России национальные интересы и есть ли силы, которые готовы отстаивать их. Это серьезный вопрос, который интересует и Иран - и без четкого ответа на него иранцы не будут даже пытаться координировать свою политику с Кремлем на таком уровне. Если мы не сможем найти с Ираном общий язык по этому вопросу, мы не сможем использовать возможности, которые возникают сегодня при создании противоречия, вызванного выходом Ирана из режима санкций. А значит - упустив возможности для развития, мы будем продолжать деградировать и далее.
|
</> |