Иран: работа авиатехников Ту-154

топ 100 блогов avro_live06.01.2022 Иран: работа авиатехников Ту-154

Текст новосибирца Виктора Тура 2002 года про работу инженеров ИАС авиакомпании "Сибирь" в Иране 1999-2001 годов. Про выполнение сложных регламентов ТО Ту-154 на персидской земле и местные особенности. Фото Ту-154М EP-MAZ с ёлкой выше - со страницы в ВК Вадима Захарова, пилота "Сибири" - S7.

«Нас встречает Машхад красотой диких гор» - такими словами начинается песня Иранского альбома бортинженера авиакомпании «Сибирь» Дмитрия Смирнова. В жизни сложилось так, что я в силу обстоятельств был участником событий, связанных с организацией и закрытием участка тяжелых регламентов в городе Мешхед (он же Машхад - avro) республики Иран, о чем и хочу поделиться с читателями.

Командировка в Иран

Весной 1999 года руководство авиакомпании «Иран Эйр Тур» поставило перед российской стороной задачу организовать участок по техническому обслуживанию самолетов Ту-154М через каждые 300 часов налета (раньше через эти же 300 часов самолет должен был летать на техобслуживание в Новосибирск). Местом организации участка был выбран Мешхед, где уже несколько лет существовала база оперативного технического обслуживания (ТО) самолетов этого типа. Она была создана при непосредственном участии авиакомпании «Сибирь».
В Авиационно-техническом комплексе (АТК) авиакомпании в «Толмачево» сразу же начали подготовку к организации этого участка. Была проделана огромная предварительная работа. Часть оборудования была закуплена, часть изготовили своими силами. Но летом того же года стало известно, что инициативу перехватил Внуковский авиаремонтный завод №400. Они начали работать в Иране, но примерно через три месяца отказались от этой идеи. Как мы думаем, у них многое не получилось, да и пререканий по качеству было достаточно.
Во второй половине октября подготовительные работы в АТК возобновились. Часть оборудования уже была отправлена в Мешхед летом. Основная масса оборудования прибыла на большегрузном автомобиле в начале декабря.
Мы прибыли в Иран 10 ноября. Объем стоящих перед нами задач был велик, но сразу же включиться в работу было нельзя, т.к. требовалось пройти формальности, установленные законами Ирана. В середине ноября были получены необходимые документы, разрешающие работу. Помещение, где нам нужно было оборудовать технический офис, помещением назвать можно было условно. Это отгороженный металлическим забором в автогараже участок 10х10 метров, где постоянно гуляет ветер, висит пыль и выхлопные газы. Но выбора не было, да и рассчитывать на помощь иранской стороны не приходилось, скорее наоборот. Времени до первого запланированного ремонта оставалось немного, всего две недели.
Перед началом ТО надо было оборудовать участки для мойки фильтров, текущего ремонта самолетных агрегатов, диагностики, зарядки аккумуляторов, лабораторных проверок и решить множество технических проблем. Не один раз персы, удивлялись нашей находчивости и смекалке, умению найти выход из трудного положения. В то же время и препятствий иранская сторона нам ставило немало.
Приведу простой пример: мы загрузили необходимые инструменты и оборудование для работ и все это не могли занести на территорию аэропорта в течение трех суток и таких примеров можно привести множество. Работали не считаясь со временем. К назначенному сроку большая часть подготовительных работ была выполнена и участок практически был готов к сертификации. В дальнейшем мы многое доработали, изменили, улучшили. И постепенно наш технический офис стал приобретать респектабельный вид.
Люди, работающие на участке, поначалу были из разных российских авиакомпаний. Общий язык нашли быстро, т.к. все были высококлассными специалистами. Позднее участок начал комплектоваться инженерно-техническим составом из авиакомпаний «Сибирь» и «Кавминводыавиа». Хочется отметить высокий уровень подготовки инженерно-технического состава из Минвод. Несомненно, по уровню подготовки и опыту сибиряки и минводчане были лучшими. Тому можно привести массу примеров.
С иранскими авиаинженерами, которые принимали у нас самолеты, было много недоразумений и непонимания. В большинстве случаев мы все равно находили общий язык (хотя разговаривали на разных языках). Судить об уровне подготовки иранских специалистов очень сложно, наверное, потому что перед нами стояли разные задачи.

Проживание и быт

Жили все российские авиаспециалисты в гостинице «TORGABE GRAND HOTEL» «…где горы спереди и сзади, но, в общем, ничего себе…». Здесь же размещалось все руководство авиакомпании в Иране. Это большая гостиница за городской чертой и, наверное, по иранским меркам высококлассная. Обстановка в номерах спартанская: две кровати, тумбочка, журнальный столик, кресло, небольшой холодильник и телевизор, встроенный шкаф для одежды. Следует отметить, что всегда была горячая и холодная вода. Когда мой знакомый увидел все это на видео, то первое, что он сказал: «А вы что там, в казарме жили?».
Как я отмечал выше, гостиница расположена за городской чертой в деревне Торгабэ – отсюда и ее название. Быт проживающих простой: книги, телевизор, видео, походы в гости друг к другу. Вид из окна номера довольно унылый: желтовато-серые горы, лишенные растительности. Со стороны парадного входа разбит небольшой парк, где за деревьями и цветами ухаживают садовники. Это как оазис на лунной поверхности.
Меню и качество пищи в ресторане, где нас кормили, заслуживает отдельного рассказа, но мнение русских едино: это же надо уметь испортить хорошие продукты… По мере возможности готовили сами, хотя это было запрещено.
Постоянно в гостинице дежурит охранник-секьюрити, который одновременно выполняет роль координатора. Так что смотрели за нами постоянно, да и нередко проверяли личные вещи в наше отсутствие.

Иран: работа авиатехников Ту-154

От гостиницы до аэропорта на микроавтобусе езды примерно 30-40 минут. Правила дорожного движения в Иране – для нас загадка, местами водители как-то умудряются разъезжаться на перекрестках. Опять же приведу цитату из песни Смирнова: «Переход проезжей части здесь всегда сулит волненье,/И в безумии машинном состраданья не найти./Надо просто свято верить в эффективность торможенья,/А иначе вам дорогу никогда не перейти». По началу от такой езды становилось жутковато, но потом привыкаешь, хотя до конца расслабиться в машине нельзя. Дороги в Мешхеде хорошие, без привычных нам ям, развязки продуманы, все улицы хорошо освещены. Нам остается этому позавидовать.
Несмотря на отсутствие дождей в Мешхеде достаточно много зелени и цветов (все это поливается каждый день, иначе все высохнет).
Архитектурных достопримечательностей практически нет, за исключением громадного комплекса мечетей Имам-Реза. Говорят, что это второе святое место в мире.
Традиции и жизненные устои понять очень сложно, так как жизнь у местного населения скрыта за высокими каменными заборами. Общение очень ограничено, только по служебной необходимости, да и языковой барьер этому не способствует. Хотя, при внимательном наблюдении, можно увидеть много любопытного. Невольно приходят в голову слова из песни еще одного нашего барда-летчика Вадима Захарова «У них совсем другой расклад,/У них совсем другой уклад,/У них язык совсем другой и даже лица./У них и год совсем другой,/И месяц вовсе не такой./У них тут в пятницу зачем-то воскресенье…».

Сворачивание работ

Когда я летом 2001 года приехал снова в Мешхед, все технические организационные работы по функционированию участка больших форм были решены. Шла спокойная плановая работа по обслуживанию закрепленного за нами самолетного парка. Однако в начале октября нам зачитали письмо, в котором говорилось о том, что мы должны размонтировать оборудование и закрыть участок. О причинах такого решения и вывода персонала «Сибири» из Ирана нам оставалось только догадываться, так как все работы мы делали на самом высоком уровне. Жаль было разрушать созданное своими руками. Тем не менее, задача была поставлена и мы с ней успешно справились. Позволю себе сделать из всего увиденного и пережитого некоторые выводы.
Авиакомпания «Сибирь» располагает высококачественным, опытным, хорошо обученным и подготовленным инженерно-техническим составом, которому по плечу решить сложные технические (и не только) задачи в различных климатических условиях. В таких ситуациях ярко проявляются лучшие черты характера наших людей: взаимопомощь, взаимовыручка, умение поддержать человека в трудную минуту, сообразительность и смекалка, умение найти выход из трудного положения.
Закончить это небольшое повествование хочется очередными словами из песни Дмитрия Смирнова про тот город, где «Сибирь» отработала много-много лет: «Есть на севере Ирана среди гор старинный город./Для Ирана он не старый, хоть ему за тыщу лет./И когда-то был он центром кругосветных караванов./Кто зовет его Машхадом, кто зовет его Мешхед/Про эпоху караванов все давно уже забыли./И теперь предпочитают здесь воздушное такси…»
Немного жаль, что я уже, наверно, не попаду на эту далекую, непознанную и не совсем гостеприимную землю, где я оставил маленький кусочек своей души.

Виктор Тур,
цех №4 АТК (авиатехнический комплекс авиакомпании "Сибирь", Толмачево, Новосибирск)

Карта полетов иранский авиакомпаний из одного авиажурнала 2010-х.

Иран: работа авиатехников Ту-154

ПС. Ту-154 "Сибири" работали в Иране с новосибирскими экипажами в 1992-2002 годах. 6 мая 2002 года завершавший программу лайнер Ту-154М прибыл на базу в Толмачево.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня все девушки захотят быть красивыми (впрочем как и всегда). А знаете как это делается: "Сперва жрешь-жрешь, потом спишь-спишь, а потом-раз и красавица")). Это когда идет превращение из гусеницы в бабочку. Жаль, что у нас такое практически невозможно, а то бы сейчас, в Масленицу, ...
Вроде всё идёт, как надо, Только пахнет как-то странно, Не того ждал аромата - Наступил опять в гуано. Чайка постаралась тоже, Пролетев, обдав зарядом, Это - к денежкам, похоже, Вроде всё идёт, как надо... 22 мая 2024 (С) Карен Маркарян Иллюстрация сгенерирована ИИ fusionbrain ...
Водитель Паджеро АА2379МТ учит водителя копейки 9489*** уступать дорогу. Со стороны примыкающей дороги часто собирается пробка и водители понемногу ползут-вливаются в поток создавая неудобства тем кто со стороны потока пытается занять первый ряд для поворота на следующем съезде развязки че ...
Привет, друзья искусства! Если вы любите кошек, то вы попали по адресу. Серия комиксов без слов «Пушистая свобода» (Pussloose) от художника из Нидерландов Роба ван Барневельда отправит нас в приключения вместе с очаровательным котом Хоббсом, живущим своей лучшей жизнью. Барневельд ...
Фото кликабельно Юсуповский дворец — одна из самых старых гражданских построек Москвы. Возведение здания относят к XVII веку или началу XVIII, хотя есть подвергаемые сомнению ...