Иран 1/3

Исламская революция в Иране представляет собой уникальное явление: впервые в мире, проект вестернизации рухнул с таким громким треском.
А ведь до этого, Земля увидела реформы Мейдзи в Японии в 19 веке, тогда американский миноносец пинками выгнал Японию в мир, и она запустила у себя программу развития взяв за образец западную организацию производства, бюрократию, систему образования. В 20 веке Азия снова показала пример внедрения западного способа производства: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг («азиатские тигры») демонстрировали впечатляющие темпы экономического роста показывая тем самым, что копирование западного - как минимум хорошо и правильно, ибо приводит к росту благосостояния народа. На Ближнем Востоке самый главный пример вестернизации – Турция.
Но в Иране что-то пошло не так, и, хотя в 1962 году шахиншах довольно бодро начал т.н. Белую революцию, призванную порвать с феодализмом, засильем духовенства, сформировать современную промышленность, но, спустя 17 лет, развитие страны по западному образу прекратилось и власть в стране взяло шиитское духовенство, которое в идеологическом плане установило курс на духовность и соборность (в шиитском исполнении), сделав упор на собственном, уникальном исламском пути. Для ответа на вопрос, почему же проект вестернизации Ирана потерпел крах, нужно проследить путь развития страны начиная со средних веков, но особый упор необходимо сделать на 20 веке.
Сефевидская Персия 16 века стала одной из трех мусульманских пороховых империй, так называли страны мусульманского мира освоившие порох и начавшие производить огнестрельное оружие в промышленных масштабах (две другие - Моголы в Индии и Оттоманская империя).
Столетиями Персия довольно успешно противостояла более сильной Оттоманской империи, но тут помогли не столько боевые качества персов, сколько местность: основная зона столкновения двух империй находилась в Ираке, земли здесь были довольно пустынными, из-за чего, оттоманы не могли в полную мощь развернуть свою вендервафлю – конницу янычар. Сколько раз османы ни пытались дойти до Персии, сил у них не хватало. Дойти удалось только до Багдада и побережья Залива. В итоге, на долгие годы линия противостояния между империями закрепилась на данном рубеже. С Моголами персы установили довольно неплохие отношения, персидский язык даже стал основным языком мусульманской знати Индии: на нем писали приказы, законы, научные труды, стихи.
С начала 19 века на Персию начали наступать с двух сторон: с севера – Российская империя, которая откусила от Персии огромный кусок Кавказа и Средней Азии, с юга – Британия которая стремилась обезопасить индийские владения и создать буферную зону на пути русских (см. ниже две карты с пояснением). Со второй половины 19 века страну практически поделили на две части: на юге заправляли англичане, а на севере русские, центр Персии представлял собой как бы нейтральную территория. Персия полностью лишилась свободы во внешнеполитических делах, даже ее валюту печатали англичане. Обе империи навязывали персам кабальные договоры, втюхивали кредиты под конские проценты, заставляли давать приоритет собственным товарам в ущерб персидским, в общем имели Персию как хотели. Это безусловно травмировало нацию оставив открытую рану не заживавшую многие поколения, а также поселив в людях чувство ненависти к инородцам, именно на этом, спустя годы, будут играть шииты во главе с Хомейни.

и

Казалось бы, может ли быть еще что-то более унизительное для империи сроком годности в две с половиной тысячи лет, чем это? Оказывается, может. В 1909 году правящая династии Каджаров совсем захворала: в стране начались бунты, народ требовал всего, сразу, и как можно больше, поэтому для стабилизации положения и сохранения своих активов, Россия ввела на территорию Персии войска.
Может ли быть еще что-то более унизительное, для империи чьи предки застали динозавров, чем оккупация? Оказывается, может. Пользуясь слабостью Каджарской династии, британцы начали двигать наверх своего человека. Им оказался гарный хлопец из Казачьей бригады - Реза-шах Пехлеви. В 1921 году этот женераль занял пост военного министра, в 23 году – премьер-министра, а в 25 году он перестал церемониться, сместил Каджаров, основал свою династию Пехлеви и объявил себя шахиншахом (впрочем, династия оказалась короткоживущей и состояла всего из двух штук Пехлеви).
Реза-шаху очень импонировал другой военный – Ататюрк и его преобразования в Турции, поэтому он немедленно начал перестраивать Персию по западному образцу, начал он с внедрения западной одежды (также были запрещены всякого рода вуали для женщин), но разумеется этим он не ограничился. Реза-шах лишил духовенство многих привилегий, в частности отобрал у них главные кормушки: образование и юриспруденцию, вместо шариатских судов где заправляли кади (исламские юристы, обучавшиеся в мечетях), Реза-шах ввел западную юридическую систему где работали гражданские служащие, а вместо школ при мечетях, открыл государственные.
В начале 1920- х годов, пользуясь британскими деньгами, советниками, новейшей техникой в виде авиации и бронеавтомобилей, Реза-шах перестроил армию и начал успешно нагибать многочисленные племена обитавшие в Иране, ибо те, пользуясь слабостью Каджаров, совсем распоясались.
Заодно Реза–шах захватил богатое нефтью арабское шейхство с оригинальным названием - Арабистан (ныне иранская провинция Хузестан). Британцы были не против, чтобы эта территория вошла в состав Ирана, поэтому интеграция прошла спокойно. А учитывая тот факт, что на этой земле находится 80% нефтяных запасов Ирана, современные иранцы должны через день вспоминать старого генерала добрым словом.

После революции 1917 года большевики денонсировали все царские соглашения с Ираном и таким образом освободили страну от множества кабальных договорённостей, навязанных ей Российской империей.
Однако британцы никуда не делись. Они как клещи впились в иранскую нефть и не отпускали трубу - ведь от иранской нефти заводился весь британский флот, так что черного золота требовалось много. Британцы развернулись во всю ширь английской колонизаторской души, с каждым годом Англо-персидская компания добывала все больше и увеличивала свой доход стахановскими темпами. Англичане отгрохали самый крупный в мире нефтеперегонный завод в Абадане. Нефтяной сектор Ирана насчитывал 20 000 сотрудников, однако он был полностью изолирован от иранской экономики: рабочих, по большей части, нанимали в Индии и платили им рупиями, а товары для них покупали на западе, т.о. нефтянка Ирана походила на чужеродное тело, которое иногда выплевывало небольшую денежку в казну Ирана. К 1931 г. прибыль Англо –персидской нефтяной компании составила 200 млн фунт, Иран получил - 10 млн.ф. (хотя по контракту должен был обогатиться аж на 32 млн.ф.)
Британцы не спешили делиться с шахом прибылями не только из жадности. Им была невыгодна индустриализация Ирана, поскольку в случае масштабного строительства иранской промышленности потребовалась бы нефть, что безусловно уменьшало бы ее экспортное количество (позже американцы, сменившие британцев, станут вести себя точно так же).
Понимая, что британцы фактически душат его страну, забирая все деньги и ничего не оставляя для развития Ирана, шах принялся искать нового союзника - сильную державу, способную бросить вызов бритам.

Реза-Шах папа в молодости
Теми самыми ребятами оказались светловолосые бестии из Третьего рейха. Они принялись помогать шаху достраивать трансиранскую железную дорогу и вписались в еще множество других проектов. В Иран толпами повалили немецкие инженеры и советники, закупалось немецкое оборудование, к 1939 г. Германия стала основным торговым партнером Ирана.
Британцы это терпели, поскольку не желали обострять отношения с Германией, однако нападение на СССР все изменило. Иран стал жизненно важен для Британии и СССР - через него было удобно доставлять оружие в СССР. В августе 1941 г. в Иран ввели советские и британские войска, шаха выпнули из страны, трон занял его 21 летний сын - Мохаммед Реза-Шах Пехлеви.

Продолжение в следующем посте.
|
</> |