
Интимная жизнь родителя в детской литературе


Читая детские книги ребенком, обращаешь внимание на сюжет и на главных героев – детей. Читая детские книги ребенку, замечаешь в них родителей и задаешься вопросами: откуда у них берутся деньги, почему они доверяют своих детей таким странным помощникам и т.д. После недавнего разговора о здоровой сексуальной жизни, у меня появились дополнительные вопросы к родителям литературных героев, тем более, что моя дочь на днях интересовалась, за кого выходят замуж зубные феи и кого они рожают – зубных фей или обычных младенцев?

У Астрид Линдгрен родители часто изображены именно как пара, что вообще не типично для произведений детской литературы: мама и папа Малыша, например, вспоминают, как мама рожала в дождливый день, и за многими другими репликами тоже угадывается полноценная супружеская повседневность. Папа Пеппи потерял жену и остался один, однако, мне кажется (возможно, это просто мое вечное желание всех «пристроить»), что капитан Длинныйчулок подолгу оставляет дочку в городе, чтобы навестить маленький остров, потому что там его ждет прекрасная креолка, которой сложно было бы адаптироваться в Швеции. Разве что родители Эмиля спят в одной комнате с детьми: у них нет супружеской спальни, в отличие от трех семейных пар из Бюллербю – не потому ли, что папа Эмиля автору менее симпатичен.
У родителей Муми-тролля спальни отдельные, что не характерно для их времени, места и круга. Отношения между ними теплые, но слишком целомудренные. Мама заботится о папе так же, как обо всех остальных обитателях Муми-дома – по-матерински. Обиднее всего, что в зимнюю спячку эти двое уходят по отдельности, каждый в своей комнате: наверное, действительно спят всю зиму.

Детские книги населены асексуальными взрослыми, чьи представления о человеческих отношениях подобны детским: они живут дружбами, соперничествами, обидами и напрочь лишены того, что отличает взрослых от детей в реальной жизни – интереса к противоположному полу. Разбойники из Кардамона, трое одичавших, холостых мужчин, мечтают о женщине в доме лишь затем, чтобы их вкусно накормили, и похищают для этих целей наименее сексапильную жительницу города.

Взрослые персонажи детских книг селятся однополыми коммунами, подобно разбойникам, гномам или матросам, или по одному, как, например, герои «Винни-Пуха»: Кенга, по всей видимости, ушла от мужа, Кролик не живет ни с одной из своих жен, а сова и ослик и вовсе остались холостыми.
Самые чувственные отношения – у родителей маленького Николя: так препираться друг с другом по любому поводу могут только те, у кого в спальне кипят страсти. Однако книга и писалась с расчетом на взрослых: маленький Николя целыми днями играет в футбол с друзьями, чтобы не мешать родителям.
|
</> |
