Интервью журналу #PORTE
miumau — 05.09.2017Дала интервью бумажному журналу #PORTE.
Обычно журналы радуются подробным ответам, но тут я погорячилась, и ответы целиком не влезли. Поэтому я тут опубликую (нередактированную) версию того, что им отправила. А урезанный вариант сейчас вышел у них. :-)
1. С одной стороны, Яна Франк – это имя, которое говорит само за себя. С другой – существует определенный шаблон: писатель, иллюстратор, дизайнер, блогер... А как вы можете сами себя представить? Кто такая Яна Франк?
Я давно не дизайнер, я иллюстратор. В остальном так и представляюсь в последние годы: иллюстратор, автор книг, блогер. На визитке у меня написано "Guerilla Muse", что переводится как "Муза-партизан". Это возникло из шутки, когда мне кто-то сказал, что я к людям подкрадываюсь, и неожиданно и незапланированно вдохновляю их на разные безумства, вроде смены профессии, или на творческие подвиги.
2. Ваши иллюстрации не спутаешь ни с чем! Как сформировался ваш собственный стиль? Что скрывается за этой обманчивой простотой?
Надо признаться, что вот этот стиль у меня сформировался довольно рано и быстро. И потом он не очень сильно менялся. У меня с очень раннего возраста (лат с 12-13) было очень четкое представление о том, как я хочу рисовать. При этом нравились самые разные образцы, я на них смотрела с восхищением, изучала, пробовала, чтобы понять, как это сделано. Но это все как бы существовало отдельно от меня. А было то, как я хочу уметь.
Началось все с моего столкновения (в детстве) с работами Таданори Йокоо. Его плакаты попались мне в одном из журналов по дизайну. Он был очень популярен в 60-70-е годы, но его стиль и работы до сих пор пользуются большим успехом. И именно эти плакаты впервые вызвали у меня вот это отчелтивое понимание: "я вот так хочу тоже". Собственно, его влияние до сих пор заметно.
3. С чего вообще начинается иллюстрация? В чем ее смысл, миссия?
Ответ на этот вопрос содержится в названии: иллюстрации иллюстрируют. Все что угодно - от личных переживаний автора, его взгляда на мир, до литературы, художественной или деловой, рекламы. Есть в иллюстрации даже жанр "сторибординг", где иллюстратору просто дают описание, что будет в будущем рекламном ролике или фильме, а он, для начала, все это рисует. Чтобы клиенты, и все, кто будет работать над фильмом, лучше себе представляли, как там что будет, кто где будет стоять, как все будет располагаться в кадре. Так тчо иногда иллюстрации визуализируют непосредственно какой-то текст, точно и подробно. А иногда они призваны отобразить настроение, образ, метафору.
4. Каких основных принципов придерживаетесь в работе?
Я стараюсь не стоять на месте, и все время пробовать и изучать что-нибудь новое. Природа человека так устроена, что он все время пытается "устроиться поудобнее", делать то, что у него точно хорошо получается, и не перетруждаться. Но если человеку никогда не трудно, не происходит никакого роста. А если нет роста, обязательно будет движение в другую сторону - наступит деградация. Этого я боюсь, и этому стараюсь противостоять. Поэтому все время ищу каких-то новых испытаний и сложностей, пытаюсь чему-нибудь новому учиться.
5. Что вам ближе – цифровое или «ручное» творчество? Существует ли для вас эмоциональная разница между рисованием на бумаге и на планшете?
В работе я давно все делаю на планшете. Просто потому что это - практично. Все же в этом жанре вечно меняются пожелания, требования, одни и те же иллюстрации используются в разных местах. То она нужна отдельно от фона, то фон просят перекрасить. То вдруг решают где-то напечатать картинку в технологии, где количество цветов ограничено, или от работы вообще нужен только контур. Тыт нельзя выжить с бумажными работами. Нужно, чтобы все было на отдельных слоях, в любой момент можно было изменить какие-то части иллюстрации.
Работа с живыми материалами более отвественна: капнул на картинку краской, или покрасил не тем цветом. и все. Вся сделанная до этого работа "испорчена", нельзя сделать шаг назад. Это меняет отношение ко всему процессу. Тут приходится лучше планировать. И тут можно тренироваться в чем-то вроде фатализма: надо понимать, что в результатах будет гораздо большая доля сюрприза, и во многом придется жить и мириться с тем, как оно вышло.
6. В Ваших работах много эротических мотивов. По крайней мере, так было раньше. С чем это связано? И что преобладает сейчас в вашем творчестве?
Это было связано с тем, что я сначала столкнулась с жанром эротических историй в картинках, и проявила чисто-детское любопытство. Мне первым делом попались работы Маркиза Фон Байроса. Это - очень тонкие и красивые иллюстрации в стиле рококо. И я пыталась их копировать, мне хотелось умудриться нарисовать так же. При этом я местами совсем не понимала, что же делают герои на картинках, и зачем это нужно. :-) А потом я обнаружила необычно сильную реакцию публики на такие картинки. На "простые" работы все реагируют совершенно иначе. А это - другой жанр. В нем есть что-то от запретного плода. Что-то, чего все немножечко стесняются, но всем дик интересно. Все это затянуло меня на время, и мои первые деньги в Германии я зарабатывала именно рисованием эротических комиксов. Однако со временем эта (все же довольно узкая) тема себя исчерпала, и я начала пробовать другие вещи. Мне очень понравилось иллюстрировать всякие книги по психологии, потому что там авторы много работают с метафорами, в иллюстрациях нужно отобразить очень много вещей, которые непросто изобразить. Там частенько по-настоящему ломаешь голову! Как нарисовать эмпатию? Как изобразить недоверие? Уверенность? Я люблю такие задачки, благодаря им моя работа превращается в приключение.
Ну и потом - я начала писать собственные книги. И у меня, конечно, есть дольше преимущество: любой текст я могу проиллюстрировать сама. Скль угодно пышными иллюстрациями. И точно по своему представлению. И я могу сразу всю структуру книги выстраивать по-своему, решая, где и как текст будет перемежаться с картинками. Тут тоже - бесконечное поле для самовыражения.
7. Какой из проектов, над которыми вам доводилось работать, был самым интересным для вас?
Уже упомянутые иллюстрации для проектов, связанных с психологией. Например, я иллюстрировала книгу "Психогимнастика в тренинге. Вот она:
http://miu-mau.org/book/psychogymnastic
Это было очень трудно, и очень непросто. Там действительно придумывание каждой картинки было квестом. И пришлось много работать с образами, с метафорами. Заказчики мне очень понравились, они очень активно принимали участие в процессе придумывания, и очень открыто перебирали всевозможные идеи в ходе брейнсторма. Для них же я потом сделала карты для семинаров. Казалось бы - простейшие картинки. Но и тут пришлось много думать о мелочах: как изобразить, что люди говорят по очереди, а не хором? Как, без угрожающих крестов и перечеркиваний изобразить, что все телефоны нужно выключить?
http://miu-mau.org/illustration/psycards
Похожее задание было у новой берлинской школы. http://miu-mau.org/illustration/schuleimaufbruch
Там тоже у каждой иллюстрации было много значений, которые важно было передать. Мы много переписывались и обсуждали задание. Но такое рисовать очень интересно. Это совсем не такое задание, как когда говорят: "Вот вам текст - сделайте что-нибудь".
8. Как вы поступаете с теми работами, которые были отклонены заказчиками?
Чаще всего, если уже работаешь с заказчиком, редко работа (которую яже прямо можно считать работой) полностью отклоняется. Обычно ведь обсуждают эскиз, потом в него вносят изменения, его принимают, а потом по нему рисуют чистовик. На последнем этапе еще бывают изменения, от каких-то элементов могут отказаться, что-то попросить изобразить иначе. Но это - не выброшенная работа, а просто переделанная. От многих иллюстраций в рабочей папке еще лежат предыдущие версии, где что-то было в другом месте, или другого цвета. Их можно выбросить. Иногда я их выбросить забываю, и они там лежат.
А вот дял своего бизнеса у меня бывало, что я целую картинку нарисовала, потом передумала ее использовать. Или моя напарница по бизнесу предлагает что-то нарисовать, но только, когда все готово, выясняется, что оно так не работает. Такие иллюстрации мы отклаываем, но имеем ввиду. Иногда появляются задания, для которых можно использовать что-то готовое. И мы тогда оремся в неиспользованных картинках, примеряем что-то из них. Часто "несостоявшимся" иллюстрациям находится применение через пару лет. Правда у меня есть две или три, которые вот так залежались навсегда, и иак их нигде не использовали. Хотя вроде - нормальная иллюстрация, просто не подошла никуда. Я их иногда просто публикую. Так и пишу: "Ни для чего не пригодилось". Один раз я такую картинку выложила, а мне какой-то киноклуб написал, что мне она, по видимому, не нужна. А им бы отлично сгодилась как логотип - у них как раз нету. И я им ее подарила.
9. Вы писали, что хотите рисовать то, что для вас важно. Что же сейчас самое важное для вас?
У меня сейчас очередной такой момент в жизни, когда захотелось одновременно нескольких вещей, и я немножко между ними мечусь. По-первых я делаю очередную книгу. И это, конечно же, важно - это большое задание. Во-вторых я взялась рисовать некоторые вещи, в которых мало коммерческой пользы, но они очень важны для моего профессионального развития. (Тренируюсь в сложных вещах.) И я стараюсь ими заниматься более или менее регулярно. Ну и в-третьих - у меня образовался небольшой летний перерыв в рисовании иллюстрация для новых вещей в нашем магазине Белолапик. Но "летняя дыра" потихоньку заканчивается. Надо начинать рисовать товары на осень и новый год! И у меня уже включилась фантазия, и растет список того, что я хотела в ближайшее время нарисовать - для разных новогодних товаров и подарков.
10. Вы работаете дома и, насколько я знаю, у вас в квартире несколько рабочих мест. Расскажите, как правильно организовать рабочее пространство? Как «внедрить» его в жилое?
Тут каждый должен пытаться понять, как ему удобно. Люди разные, нету универсального рецепта. Один вдруг обнаруживает, что ему удобнее всего работать стоя, за пультом. Есть люди, которым по каким-то психологическим причинам уютно ютиться на маленьком столике, им так спокойнее. Другим хочется большого стола, чтобы обложиться кучей тетрадок и книг, и еще место было. И тут все очень индивидуально. Например, я никак не могу подружиться с большими мониторами - работаю перед краном в 19 дюймов. У меня на время был большой, и меня преследовало ощущение, что я все время мечусь по огромному пространству. Так же я использую самый маленький планшет для рисования - Ваком открыточного формата А6. При этом джва огромных планшета лежат в шкафу. А я знаю коллег, которым удобно только за самым огромным планшетом. И при всем этом столы я люблю огросные. У меня на всех рабочих местах составлено по два-три стола. Мне нужно место - и для инструментов, и для книг, и для двух кошек, которые обязательно должны оже разлечься там, где я работаю.
Там, где я работаю красками, мне нужен естественный свет. Этот стол стоит прямо перед окном. А компьбжтерный стол стоит в углу, потому что пол девой рукой (которой я рисую) у меня целый дополнительный стол стоит боком. У меня на нем рука лежит, когда я рисую. (И кошка, да.)
А у моей мамы есть большой квадратный стол в центре ее комнаты. Мне он кажется неудобным, а она за ним с удовольствием работает. В общем - каждому свое. И чтобы рабочие места вписывались в бытовую жизнь, надо рассматривать их не как врагов всей семьи, и помеху, а как любимое место, в котором делается важное дело. Тогда получится оформить это место с любовью, и со вкусом, чтобы всем было приятно его видеть, и чтобы оно вписывалось в окружающую среду. Это все возможно - если только с любовью этим заниматься.
11. А если говорить о жилом пространстве – что для вас создает ощущение домашнего тепла, уюта?
Я приехала из Средней Азии, и раньше любила очень загруженные итнерьеры. Я выросла в культуре, где "уютным" считалось помещение, густо зхавешанное красивыми коврами, тряпочками, занавесочками, украшательствами. Тут я очень сильно от этого отошла, прониклась красотой минималистичных пространств. Но у меня самой не получается устроить себе настоящий "минимализм", потому что у меня просто очень много любимых вещей. Тем не менее - уют у меня ассоциируется в первую очередь с чистотой и порядком. Поэтому я уже очень давно стараюсь огранизовать свое продстранство так, чтобы за ним было легко ухаживать. В остальном - каждый делает на свой вкус, я убедилась, что в любой цветовой гамме можнжо развести красоту и уют. И одинаково уютным могут быть помещение в стиле французского деревенского дома, или фабричный лофт с кирпичами. Мне больше по душе второе. Но это - дело вкуса.
И мне кажется, что с дилым пространтсвом дела обстоят точно так же, как со всеми остальными делами и проектами. Если интересоваться, ухаживать, заниматься - будет красиво и уютно. Уютно у тех людей, которые старались как-то обустроиться, расставить красиво и удобно то, что у них есть. Подбирали вещи, думали о том, как это выглядит. Самые уютные дома у тех, кто частенько что-нибудь в доме улучшает: то какую-то новую мелочь придумает, сделает поудобнее, обновит. То вдруг созревает до большого изменения, потому что ходил, думал, проверял свои чувства, и осознал, что вот эта вещь ему здесь нужна. Вот такие интерьеры живут и дышат, потому что ими кто-то живет.
С магазинами, вебсайтами, проектами - то же самое.
12. Есть ли какие-то вещи, без которых невозможно начать работу или в момент вдохновения сойдет все, что окажется под рукой?
Смотря чем я занимаюсь. Есть вещи, которые без определенных материалов не реализуешь. Я как-то писала очень длинную статью с примерами о том, что нет ничего хуже, чем сделать очень крутую работу на дурацком, неподходящем материале. Неважно, по какой причине. Иногда дико хочется что-то начать, но нету для этого подходящего холста. Тогда надо идти и этот холст добывать. Знаю случаи, когда кто-нибудь сдуру взял под такую работу гигантский деревянный щит. В результате получил произведение, которое из дома вынести почти невозможно, почти никужа внести нельзя. ничего с ним нельзя сделать, потому что шит и так бял тяжелым, а потом оброс несколькими слоями крамки и клея, и стал вовсе неподъемным. Такое не понятно, как на стену вешать, никуда прикрепить нельзя, ни до какой выставки не дотащишь. Получается такой горе-объект, который через некоторое время отправляется на помойку, потому что ничего иного с нею сделать нельзя.
Или вот - хрестомайтиный пример - "Тайная Вечеря". Как изветсно, Леонардо попробовал на этой работе нетрадиционную технику. Вернее он нарушил традиционную технологию, и попытался писать темперой на сухой стене, которую покрыл необычным грунтом. В резулдьтате работа вскоре начала темнеть и почти исчезла, потом она начала отваливаться от стены. И в последующие годы и столетия ее то и дело пытались спасать и реставрировать. С тех пор ее уже сто раз попробовали восстановить, укрепить, спасти, перенести, чего только не пробовали. От первоначальной версии там практически ничего уже не осталось. А все из-за того, что изначально ее сделали не совсем подходящими материалами. Так что лучше не пытаться реализовать великие идеи "сем попало", что как раз найдется под рукой.
С другой стороны - если вас пробило на эпический проект, и вы страшно горите желанием его реализовать - вы и через пару дней или неделю будете гореть не меньше. Он никуда от вас не сбежит, пока вы добудете себе все нужные для реализации материалы и инструменты.
13. Существует такой стереотип, что тайм-менеджмент – это такая волшебная палочка, которая позволит успеть все на свете. На практике же оказывается, что какие-то дела все равно приходится вычеркивать из списка. Как научится расставлять приоритеты и «назначать жертв», если все дела кажутся такими важными?..
Естественно, тайм-менеджмент может высвободить огромные ресурсы. Но все ресурсы конечны, у нас ограниченное количество рук, сил, часов в сутках. Поэтому есть некий предел, дальше которого ничего не поместится.
С другой тосорны - эта трагедия часто кажется мне преувеличенной. Никто на самом деле не хочет ВСЕГО. Если человек хочет многого, это = прекрасно. Значит он энергичный и жизнерадостный, и у него есть жажда жизни. Но если хорошо покопаться, выяснится, что только немногие планы по-настоящему очень важны. Остальное - хорошо если поместится, иногда. А если нет - не беда. И еще найдется куча планов, которые вообще можно выбросить за борт, без капли сожаления.
Это - как с расхламлением. Сначала над каждой штучкой вздыхаешь: "Ой, жалко выбрасывать, это наверное еще пригодится". А потом как войдешь в раж - после уборки выносишь два столитровых мешка на помойку!
14. К слову о повышении личной эффективности: какие привычки могут оказаться полезными для творческих людей?
Это звучит парадоксально - но нужно заключить мир со своим организмом, и научиться слушаться его, и делать ему хорошо. Парадоксального в этом то, что все выучили: настоящий результат и рост у вас будет только, если "продавить" себя где-то. Рост - там, где трудно, тяжело, надо преодолевать сопротивления, выжимать что-то из себя. И это все - правда. Однако, чтобы тренироваться наиболее эффективно (в сем угодно), нужно очень тонко прочувствовать ту грань, где жмешь по максимуму, который еще полезен, но не слишком. Если слишком себя жалеть - эффекта будет меньше, чем могло бы. Пережмешь - начинают вылетать пробки: начинает что-то болеть, начинаются приступы усталостьи, депрессии, умирает мотивация, травмы на ровном месте. Потом, после каждой травмы или перегрузки - надо восстанавливаться, все это тормозит эффективную работу. А чтобы ощутить вот эту правильную дозу, нужно состоять со своим организмом в очень ближких и честных отношениях. И в целом - сохранению здоровья и своего благополучия - отводить самый высокий приоритет.
А еще (впрочем, это - о том же самом) - нужно, по возможности, делать все в наилучшее дял себя время, и в лучших улсовиях. Если вы заметили, что вам лучше всего работается днем, то надо в этом время куда-то распихать все помехи, и создать себе условия, чтобы спокойно работать в это время. Ну и рабочее место сделать такое, чтобы было удобно и хорошо там.
15. Многие творческие люди помимо той работы, которую они делают для заказчика, занимаются чем-то для себя. Есть ли у Вас что-то подобное и всегда ли это связано с иллюстрацией?
Есть, конечно. Но т.к. это - хобби (а в отношении хобби мы никому ничего не должны, даже себе), я тут позволяю себе действовать стихийно, хвататься за любые дела по желанию, и бросать их, как только наигралась. Я люблю (приступами): шить, вязать, делать чтото из бисера, печь тортики и прочую сладкую выпечку, снимать и монтировать видео, заниматься шелкографией, резать и клеить коллажи. У меня было очень много одноразовых проектов, вроде "разрисовать стол" - вот разрисовала его (вернее художественно заляпала) лет 20 назад, он с тех пор стоит у меня на кухне. Или вот был приступ "плитку на кухне разрисовать". Разрисовала красками для стекла, эта красота лет пять продержалась, потом надоела, я все сняла опять. Или известный на весь интернет "домик для кота" - сказосная такая шткенция была из папье маше. Мы ее с мамой в каком-то приступе творчества сделали за неделю. Потом она дома озадачивала всех гостей лет шесть. Теперь она переехала к моим внукам, они там "в домик играют".
http://miumau.livejournal.com/465511.html
16. У некоторых людей есть творческий потенциал, но они боятся не добиться успеха и оставляют все на уровне хобби. Имеет ли смысл превращать хобби в работу и как осмелится сделать первый шаг?
Для некоторых - имеет. Для других - нет. Многие не делают из хобби работу, потому что они понимают, что тогда у них пропадет охота этим заниматься. Далеко не всем хочется какое-то дело превращать в обязанность, делать это "в промышленных масштабах", дисциплинированно, каждый день, годами. Это вообще удовольствие "на любителя", и совсем по-другому ощущается. Если есть желание заниматься делом вот так, "как на работу" - можно попробовать. Но хорошо бы проверить свои чувства на этот счет. Попытаться заниматься этим регулярно и много, хотя бы пару недель. А потом задать себе вопросы вроде: "Хочу ли я вот так жить годами?"
17. Как человеку разобраться, нужно ли делать ставку на финансовый успех своего творчества? Или достаточно просто быть талантливым, хорошо делать то, что умеешь, а покупатель рано или поздно найдется? Насколько совместимы творчество и коммерческая деятельность?
Быть талантливым и хорошо делать - мало. Чтобы успешно чем-то торговать, нужна определенная "критическая масса" - нужно заниматься этим достаточно много. Тут нету такой прямо четкой формулы, сколько часов или дней в месяц нужно вкладываться в дело. (Особенно потому, что вклад юывает разный, и заниматься можно в разной степени интенсивно и эффективно). Но есть некий объем, меньше которого - не имеет смысла. Если эта критическая масса не достигнута, дело чахнет, сохнет, и как-то никуда не двигается, приносит либо очень мало, либо всегда ндеостаточно, часто провисает, совсем ненадежно держится успех. Поэтому тут нужно иметь достаточно мотивации, чтобы заниматься этим не слишком мало. Ну и потом - я никогда не призываю "прогибаться под рынок" или под покупателя - это - неблагодарное занятие, обычно от такого получается и результат плоховатый, и продажи плхие. Но совсем закрывать глаза на то, что проихсодит вокруг, тоже не стоит. Если что-то патологически не продается, хорошо бы поразмышлять о том, в чем причина. И если что-то пользуется особым коммерческим успехом - пытаться понять, почему. Иногда тут с логикой очень плохо. Даже одна и та же вещь может сначала продаваться отлично, потом вдруг плохо, потом опять хорошо. И не известно, почему так. Но все равно, в целом можно выявить определенные тенденции, почему тот или иной проект так хорошо продался. И учиться из этого опыта, пытаться что-то улучшать не только в творческом плане, но и в отношении продаж. Если человек превратил свое творчество в бизнес, он должен стараться расти не только в том, что он проихводит, но и в том, как он это продает.
В остальном - творчество и коммерческая деятельность прекрасно совместимы. Как мы видим на тысячах самых разных примеров. Где люди успешно живут на самые разные виды творчества - от раскрашивания нарезанных пеньков - до иллюстрации, станковой живописи, или шитья куколок из помоев.
18. Профессия иллюстратора, дизайнера не так давно была очень модной. Специалистов выпускалось много, но каких-то ярких имен так и не поя
вилось… Как вы думаете, с чем это связано?
Ну почему же не появилось? Я знаю очень много ярких имен, и прекрасных иллюстраторов. На этом рынке действительно пару лет назал случился бум, и этот бум породил ряд новых звезд. Просто это нормально, что чем-то увлекаются сотни и тысячи, а остаются в этом деле, и становятся известными и успешными - пара человек. У Веры Биркенбиль где-то приводилась пирамида - я к сожалению не помню точных цифр. Но соотношение было примерно такое, что из 100% людей, которые заинтересовались каким-то делом, прозанимались им хоть какое-то продолжительное время 40%, попробовали сделать профессией - 20%, остались в профессии 10%, а значимыми фигурами в этом бизнесе стали 0,01%. И это якобы везде так - что в иллюстрации, что в науке, во всех областях - примерно одинаковая математика. Только если наукой увлекаются, скажем, в тысячи раз больше, чем иллюстрацией, то и знаменитостей в целом там больше.
19. В чем вообще причины успеха или неуспеха: в масштабах таланта или в умении себя продать, создать себе имя?
Мне кажется, что настоящий успех никогда не бывает по какой-то одной причине. Это нужен целый букет разных факторов. И там много таких, как большая мотивация, упорство, дисциплина, работа. Но так же обязательно нужно везение, попадание куда-то в правильный момент, нужные связи с людьми, занимающими важное место в этом бизнесе (или способность с ними познакомиться, и притянуть их внимание и поддержку). Нужно чувствовать время, и попасть в то, что востребовано, причем желательно как-то естественно, потому что сам проникся и попал на волну. Мы знаем многих, чье творчество обрело огромный успех - но уже после того, как автор давно умер. Эти - опередили свое время, и такое тоже бывает. А бывают таланты, у которых карьера на пике заканчивается ничем - из-за кучи неблагоприятных обстоятельств и случайностей. И много таких, у кого карьера полностью умерла, а потом прошло сколько-то лет, и они успешно начали и сделали новую. Иногда в первый раз не получается, а со второго или третьего захода - да.
20. Вы уже много лет ведете блог в жж. Что он значит для вас? Была ли ожидаема его популярность или все получилось спонтанно?
Нет, не была ожидаема его популярность. И я начала писать блог, когда вообще не было такого, что блог может быть каким-то товаром, что его полезность и коммерческий успех, ценность измеряется количеством читателей. Я всегда хотела что-то писать и публиковать. Меня к этому с детства приучали, и мне это нравилось. Поэтому, когда еще не были придуманы блоги, у меня был сайт, на котором я выкладывала свои статьи. И была рассылка, в которую я писала какие-то странные истории. И даже у этой рассылки была какая-то кучка из пары сотен подписчиков - я тогда уже удивлялась, кто эти люди, где они меня нашли, и зачем читают. Но это всегда было такой игрой - я что-то пишу, неожиданно кто-то это читает,я начинаю радоваться (о! это кому-то понадобилось), мотивация растет, я выдаю еще. Но вместе со всем этим начала расти ответсвтенность (которую я, разумеется, сама себе придумала). Я начала думать, что мои читатели наверное ждут какого-то продолжения, и надо еще что-то написать. Так я втянулась, и в какой-то момент оно само получилось, что я начала фактически издавать свою собственную "газету", или что-то вроде журнала. По сути я пишу в месяц как раз примерно объем глянцевого журнала. И конечно это работает только потому, что мне это нравится и доставляет удовльствие. Подобный объем работы можно выполнять только, если работа нравится, и человек преследует там какие-то собственные творческие цели. А я еще очень люблю общаться со своей аудиторией, и читать комментарии под постами. Мне самой комментарии интересны больше, чем сама публикация.
21. В своих постах Вы очень откровенны, рассказываете о личных событиях жизни, делитесь опытом в рубрике «вопрос-ответ». Есть ли темы, которые Вы никогда не будете обсуждать публично?
Да, есть. Если это как-то возможно, я стараюсь не писать в публичных местах о том, что в данный момент у меня "болит", что сейчас является актуальной трагедией, которую я бурно переживаю, что я еще не переработала. Я очень скептически отношусь к крикам души и истерикам на глазах у общественности. На больших эмоциях люди могут понаписать много разного, о чем потом чаще всего жалеют. Когда все прошло, и человек всю ситуацию проработал, он может написать об этом спокойно, адекватно, без рыданий. Если что-то болит прямо сейчас, человек вообще находится в слабом положении. Его может обидеть каждый, всевозможные жесткие комментарии могут повергать его в тяжелые душевные состояния. Он часто начинает оправлываться и разводить страшную полемику, в ответ на глупые комментарии, не достойные внимания. Часто наблюдать за этим со стороны - неловко и неприятно. Поэтому я стараюсь не выкладывать ничего подобного в интернет, пока сама не разберусь со своими чувствами. Истории могут какими угодно личными. Но я уже должна быть в состоянии адекватно об этом говорить с другими.
Исключение - вещи, которые необходимо сообщать в реальном времени, потому что они влияют на мои текущие планы. Например, если я вдруг попадаю в больницу, я пишу об этом, т.к. это означает, что определенные публикации выпадут, я не смогу на время писать, отвечать, участвовать в проектах, в которых может быть обещала участвовать.
22. А что больше всего интересует людей, которые вам пишут?
Людей больше всего интересуют их личные дела, их проблемы, их вопросы. Десятки читателей ежедневно просят обсудить в моем жж их проблему, как выбрать работу, как развестись с мужем, как справиться с обидчиками, как вылечиться, как жить с тяжелой инвалидностью, как пережить горе. Сейчас (к моей большой радости) появилось больше писем, в которых задают конкретные вопросы по творчеству, рисованию, об интересных книгах. Спрашивают, как та или иная картинка сделана, как рисовать красками, фломастерами, как добиться определенной фактуры. Мне это интересно самой, и интересно отвечать и показывать. Но пока подобные вопросы составляют где-то 1/10 от общего потока. :-)
23. Случались ли у Вас спады интереса к ведению блога? Как Вы возвращали себе мотивацию писать? Какой была бы Ваша жизнь без него?
Да, бывали. Но тут по-моему говорить не о чем. Самое большее, на сколько я по-настоящему бросала свой блог, были может быть две недели.
Чаще всего у этого были простые и веские причины. пару раз я бросала писать в блог, потому что тяжело болела, и была в настолько тяжелом состоянии, что мне просто было вообще не до всего. В те времена я даже сесть не могла, у меня не хватало сил есть и пить, а иногда казалось, что даже просто дожить (лежа в постели, и глядя в потолок) до следующего дня - не хватит сил. Тут просто не до блога. Еще пару раз меня просто накрывало огромной усталостью, и я забрасывала временно блог. А еще было несколько раз, когда я страшно увлекалась каким-то творческим проектом. И тогда только подбегала к компьютеру на минуточку ночью, чтобы написать, что я тут - вся перемазанная красками и клеем, и не могу. Вот закончу - покажу и напишу.
Обычно такие фазы сами когда-то проходят. Я выздоравливаю, отдыхаю, заканчиваю проекты, и возвращаюсь к блогу снова.
Иногда мне тематически что-то надоедает - например, вдруг на месяц пропадает желание писать "вопросы-ответы". Но это - не страшно, я тогда пишу тчо-то другое. На все находится свой читатель.
24. Вы человек, который на себе ощутил грань между жизнью и смертью. Наверняка, пересмотрели некоторые взгляды на жизнь. В чем сегодня для вас смысл жизни? Вам хотелось бы что-то сказать тем, кто сейчас находится в подобной ситуации?
Я знаю, что любой чей-то смысл жизни можно "разобрать на кирпичики" в ходе какой-нибудь философской беседы. (Много раз такое видела.) И доказать человеку, что все, что он делает - на самом деле никому не нужно, мир прекрасно обойдется без него, все бессмысленно и тщетно. И это даже с какой-то стороны будет правдой. Но мы зачем-то пришли в этот мир, и живем в нем свои сколько-то лет. Опыт показал, что иногда отсюда и сбежать-то не так просто - уж как плохо бывает человеку, а ему все равно умереть не дают. Соотвественно нужно пытаться как-то осмысленно провести отведенное тут время, попытаться получить от него удовольствие, сделать что-то полезное. Или что-нибудь, что хоть кого-то на минутку порадует.
На сегодняшний день мои личные смыслы жизни распределяются следующим образом:
Первым делом я думаю, что надо как можно дольше сохранять здоровье, энергию, живость ума и способность учиться, и самостоятельно хорошо жить. Чтобы иметь как можно более высокое качество жизни (под этим я подразумеваю возможность заниматься своими делами, а не постоянно лечиться и бороться с бытовыми проблемами). И чтобы как можно дольше не быть никому обузой, чтобы родные и близкие могли тоже спокойно жить своей жизнью, а не переживать за родственнрика, у которого все плохо.
Вторым делом - после того, как свою жизнь хорошо наладил, человеку хорошо бы все так устроить, чтобы ресурсов было немного больше, чем просто на выживание. Тогда хватит и на творческие проекты, и на любопытство к жизни, на некоторые приключения. А так же - на то, чтобы делиться с другими, помогать кому-то, делать дя кого-то что-то хорошее.
Еще я вижу смысл в том, чтобы учиться и познавать мир. Все вокруг так быстро развивается: сравните то, с чем мы выросли, и то, с чем живут сейчас наши внуки. Каждый день появляются новые знания, забываются старые. Мне интересно что-то узнавать, чему-то учиться. И я считаю, что делиться своими знаниями с другими - вполне себе осмысленное занятие.
А еще я по прежнему верю, что мы живем для счастья. Насколько это возможно, надо искать вкус жизни, радость бытия, пытаться замечать красоту вокруг себя. Видеть хорошее в людях, и пытаться делать для них красивое и хорошее.
Смотрите так же:
Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu
|
</> |