Интервью Гизера Батлера (начало 2010 г.) Он «никогда
holloweenjack — 06.04.2011(начало 2010 г.)
Он «никогда больше не сыграет с Оззи», он интересуется привидениями, а слухи о джеме Sabbath и Zeppelin – чистая правда.
Если гитара Томми Айомми помогла определить звучание хэви-метала, то столь же справедливо было бы сказать, что Гизер Батлер отчасти ответственен за стиль жанра. Не только потому, что его игра на бас-гитаре представляет собой нечто уникальное и вдохновляющее, но и потому, что он увлекается сверхъестественным, что ярко проявилось в ранних текстах Black Sabbath. И все же Гизер Батлер продолжает оставаться загадкой.
В период расцвета Sabbath в 70-х Оззи был суперзвездой, Айомми – легендой, а ударник Билл Уорд – животным. Однако Батлер всегда представал человеком-тайной. Его трудно было раскусить и нелегко подобраться. Все сказанное справедливо по отношению к нему и сейчас, когда 60-летний басист оглядывается на четыре десятилетия творчества в составе Black Sabbath и Heaven and Hell. За все эти годы он не утратил способности быть предельно откровенным, умея при этом смеяться над собой и своей славой.
Как ты полагаешь, люди слишком много внимания уделяют трем первым альбомам Sabbath и слишком легко пренебрегают остальным музыкальным наследием эпохи Оззи?
Думаю, что все наше последующее творчество и влияние определяются этими первыми тремя альбомами. В этом нет ничего плохого. Но они явились продуктом необходимости. У нас было два дня на запись и микширование первого альбома [Black Sabbath], пять дней – на Paranoid и десять – на Master Of Reality, так что у нас не оставалось времени ни на что больше: мы приходили в студию и работали. К тому времени, как дело дошло до Volume 4, мы могли позволить себе роскошь работы над песнями в течение двух месяцев.
Когда стало больше времени, появилась возможность экспериментировать. Если вы послушаете альбомы, последовавшие за Master Of Reality, то услышите, что мы постоянно совершенствовались. Мы признавали, что нам нужны новые идеи. Я практически не слушаю свои песни, но, если бы мне пришлось выбирать альбом, который вызывает у меня самую сильную гордость, я бы назвал Sabbath Bloody Sabbath.
В этом году исполняется 40 лет с момента выхода дебютного альбома Black Sabbath. Как ты полагаешь, не пришло ли время оригинальному составу снова собраться и отправиться в юбилейное турне?
Нет, не считаю. Для меня эта страница уже перевернута. Что мы еще можем с ним сделать? Я могу сказать, что никогда больше не сыграю с Оззи. Не из-за каких-то враждебных чувств к нему, просто какой в этом смысл? Я, правда, уже говорил нечто подобное раньше, а потом передумал. Однако мне все-таки кажется, что если никто не назовет какой-нибудь особенно хорошей причины, вряд ли Black Sabbath выступит в полном составе. Только не надо в меня стрелять, если на следующей неделе объявят даты турне! Ха!
Участники Heaven And Hell уже объявили даты летних концертов, в том числе выступление на фестивале High Voltage в Лондоне. Ты уверен, что Ронни Джеймс Дио оправится после курса лечения рака желудка к тому времени, или это всего лишь надежда?
Кажется, лечение Ронни проходит отлично, так что я не сомневаюсь, что он сможет принять участие в турне. Его болезнь застала нас всех врасплох. Все прошлое турне он жаловался на боли в желудке, но он склонен к ипохондрии. И мы не воспринимали его слишком серьезно. Но все это время он был совершенно прав.
Когда я услышал его диагноз, я был в шоке. Такие вещи напоминают, насколько смертен ты сам. Нам не так уж много осталось, поэтому нужно получать максимум от каждой минуты. Поэтому мы и хотим, чтобы каждое шоу Heaven And Hell было великолепным. Кто знает, они ведь могут оказаться последними.
Кстати о Heaven And Hell, когда ты оглядываешься на период начала 80-х, то не сожалеешь о том, что группа не поменяла название Black Sabbath, когда Ронни сменил Оззи?
Тогда я об этом сожалел. Мы должны были назваться как-нибудь иначе. Мы все этого хотели, но наш американский рекорд-лейбл [Warner Brothers] настоял, чтобы мы оставили название Black Sabbath, поскольку изменения могли бы сказаться на продажах. Но это была уже совершенно другая группа. Она была особенной, Ронни привнес свежую струю. Он всегда предлагал что-то новое, Оззи никогда этого не делал. Ронни заставил нас записать максимально сильный альбом, вот у нас и получился Heaven And Hell. Но даже сейчас некоторые зрители на концертах кричат нам Black Sabbath.
Ты не планируешь выпустить сольный альбом?
Я все время пишу песни. Это мое хобби и моя работа. Люблю музыку. Если я смогу собрать 15 треков, я выпущу свою пластинку. Но мне некуда торопиться. Кто его будет покупать? Единственная причина, по которой я бы записал сольный альбом, это, чтобы избавиться от этих песен и начать писать следующие.
А как насчет автобиографии? Тебя не вдохновила последняя книга Оззи «Я Оззи»?
Я не читал книгу Оззи, потому что мне не очень интересно читать подобные вещи. Мне больше по душе художественная литература. Но я, действительно, работаю над автобиографией. Я уже раз десять начинал ее писать и каждый раз бросал. Однако я все-таки постараюсь закончить ее в этом году. Это будет очень личная книга. Я расскажу о своем интересе к привидениям и спиритуализму. Это не будет простым рассказом о том, когда мы записывали ту или иную песню или почему я купил именно эту бас-гитару.
Ну и под конец, не расскажешь ли нам, есть ли хотя бы доля истины в давних слухах о том, что у Sabbath и Zeppelin прошла совместная джем-сессия, которая была записана на пленку?
Это, действительно, было. В начале 1975 г. мы записывали Sabotage в студии Morgan на северо-востоке Лондона. Туда приехали ребята из Zeppelin, и обе группы поджемовали вместе. Правда, я не имею понятия, было ли что-нибудь записано. Подозреваю, что было, но что случилось с пленками? Возможно, они были уничтожены, кто знает? Но в то время было принято записывать все, отсюда и рождались вещи, вроде The Troggs Tapes. Есть ли у нас что-то подобное? Да, альбом Volume 4!
Но мы отлично ладим с ребятами из Zeppelin, особенно с Джоном Бонэмом. Мы провели немало вместе, выпивая и нюхая всякую ерунду. Возможно, именно это меня больше всего и удивляет: после всего, что мы творили тогда, как получилось, что я все еще жив?
По материалам ж-ла Classic Rock