Интервью, Daily Mail
sherlock_series — 28.04.2013 "Я определенно принадлежу к среднему классу... Ладно, может, к верхней его прослойке"От Шерлока к Стар Треку: Бенедикт Камбербэтч о своем феноменальном взлете.
Хэрроу, Шерлок... и теперь Стар Трек? Актер рассказывает о своем высокоскоростном карьерном взлете, похищении, во время которого он мог погибнуть, и роли статиста в трагедии 2007 года.
Бенедикт Камбербэтч смотрит видеозапись с криками фанатов на своем мобильном. Вопли совершенно оглушительные. Он передает мне телефон.
"Я впервые попал в Токио, и в аэропорту меня встречали 600 фанатов".
Он выглядит озадаченным, словно на его телефон попала запись чьей-то чужой жизни.
"Мне друг сказал, что они очень рады тому, что я приеду промоутировать Стар Трек, и посоветовал надеть что-нибудь симпатичное, так что я втиснулся в мой лучший пиджак и рубашку яркую надел. И хорошо, что я это сделал. Было ощущение, что я попал в фильм про первый визит Битлов в Штаты".
Камбербэтч только что с самолета из Токио и слегка путается в показаниях по поводу событий в декабре, но по-прежнему в восторге от того, что его принимали как звезду из "далекой-далекой галактики".
За три долгих разговора в течение последних нескольких месяцев этот чрезвычайно закрытый и не любящий посягательств на свою частную жизнь актер подарил нам, наверное, самое откровенное свое интервью.
Он честно поделился мыслями о сложностях привыкания к славе:
"Мне пристальное наблюдение за моей жизнью кажется, порой, скучным, а порой и надоедливым. Иногда я спокойно это воспринимаю, иногда - очень даже неспокойно".
Он также упомянул бесконечную историю о том, что его постоянно обвиняют в принадлежности к высшему классу (Камбербэтч учился в частной школе Хэрроу).
"Кто-то всегда будет негативно реагировать на то, что я говорю. Всегда найдется кто-то, кто будет плеваться от моего "деревянного лица", "чванливого имени", "ужасной игры".
Я никогда не отрекался от своего прошлого. Но разговоры о классах меня ужасают. В этих спорах победить невозможно. Начнешь жаловаться, тебя обвинят в неблагодарности и наглости, будешь рассказывать о преимуществах - получишь обвинения в заносчивости и привилегированности.
Говорят, не нравится это слушать - уезжай в Америку. Но я люблю Лондон. В культурном отношении именно здесь всегда мое сердце и моя душа, да и корни тоже. А в плане работы передо мной тут такие возможности открываются, за которые в Америке актеры жизнь бы отдали".
Камбербэтча со столицей многое связывает, в том числе эмоционально. Во время взрывов в Лондоне в 2007 году, он был в автобусе в западной части города.
"В автобусе началась паника. Люди услышали о взрывах на Тэвисток-Сквер и начали проталкиваться к выходу. Там были дети, женщины, и чтобы выпустить их из автобуса, пришлось побороться.
В какой-то момент и я, пошатываясь, вышел на улицу. Я ехал к другу, помочь ему с работой в театре Young Vic, и я не мог ему дозвониться. Сеть была перегружена. Вокруг все говорили о взрывах в метро".
За пять лет до этого момента Бенедикт был куда ближе к смерти. Он снимался в сериале "To The Ends Of The Earth" в ЮАР, когда его и других актеров похитили. Шесть бандитов связали их, обыскали на предмет оружия и ценностей и отвезли в буш.
Им приказали снять обувь и встать на колени. На головы накинули куртки, чтобы приглушить звуки выстрелов. Бенедикт думал, что он сейчас умрет.
"Это был момент осознания того факта, что сколько бы любви не окружало тебя в этой жизни, умираем мы все по одиночке".
И все же посреди ночи их освободили, и им удалось остановить машину и попросить о помощи.
"У меня шрам остался, – он показывает небольшую белую полоску на запястье, рядом с часами, – "это от веревки, которой нас связывали. Очень страшно было. На следующее утро я проснулся свободным, солнце светило мне в лицо, и я заплакал. Я думал, что уже никогда больше не почувствую это тепло".
Он родился в 1976 году, в Лондоне, в семье актеров Тимоти Карлтона и Ванды Вентам. Учился в Сассексе, затем в Хэрроу, поступил в Университет в Манчестере, где изучал драматическое искусство. Он вернулся в Лондон, чтобы продолжить обучение в Лондонской Академии музыки и драматического искусства.
В марте, когда Бену вручили премию South Bank за роль в "Конце Парада", мы говорили по телефону. Я спросила, достают ли его в Штатах по поводу "принадлежности к классу".
"Нет, там до этого никому дела нет. Смотрят только на то, насколько ты хорош в своем деле.
Я всегда гордился своими родителями, которые отправили меня в Хэрроу, хотя для них это было очень тяжелым и сложным шагом. Они были актерами, значит, никогда не знали, что их ждет в финансовом отношении".
Он перезвонил мне после вручения наград, когда ехал домой на такси.
Я слышала, как он расплачивался с водителем (оставил чаевые и несколько раз поблагодарил), вертел ключи, пытаясь открыть дверь квартиры родителей, смеялся сам над собой из-за того, что не способен делать несколько вещей одновременно, а потом кричал маме в кухню, что у него интервью и что он зайдет и по-человечески поздоровается, как только закончит с разговором.
"Мои родители хотели для меня лучшего. Меня не отправили в школу, в которую ходил мой отец. Я не пэр Англии, в конце концов. Один из плюсов актерской профессии - это полная меритократия.
Люди пытаются выявить тенденцию в том, что Том Хиддлстон, Эдди Редмайн, Дэмиан Льюис и я обучались в частных школах. Но Джеймс Макэвой, Майкл Фасбиндер и Том Харди - нет, и они очень талантливы. Гораздо проще придумать некий миф об элите из частных школ, чем перестать лениться.
Я определенно принадлежу к среднему классу, как мне кажется. Я знаю, что многие с этим поспорят, но я не из высшего класса. Для меня высшее общество - это предмет рождения в роскоши или королевского происхождения".
Пауза. "Окей, ну, может, я из верхней прослойки среднего класса".
Камбербэтчу, единственному ребенку в семье, в школе нравилось. "В младшей школе восхитительно было. Как в детском лагере, в окружении маленьких братьев.
У меня внезапно образовалась мальчишеская семья. О, это был разгул. Я так веселился. Мои родители видели, что мне нравится, так что, в итоге, решились отправить меня в Хэрроу".
Родители во всем его поддерживали. И, в какой-то мере, принадлежали к богеме. Жизнь дома не напоминала актерский фестиваль?
Он смеется. "У нас стояли вполне богемные кресла-мешки, но такой уж прям жизни богемной не было, типа разговоров "А не обсудить ли нам вопросы секса?" в возрасте пяти лет, нееет".
Камбербэтч - персонаж противоречивый. Он научился опасаться журналистов и, в то же время, видно, что ему хочется поговорить и понравиться. Он умный, забавный и, одновременно, отстраненный.
Он высокий, тонкий и бледный, у него острые скулы и горящие светом зеленые глаза (шо?). Он способен, как свидетельствует его резюме, выглядеть подозрительно, ужасно и, в то же время, как не устает доказывать нам интернет, чертовски сексуально.
В нем есть какая-то странная, гипнотическая красота. Нечто похожее я вижу в Тильде Суинтон.
С момента первой главной роли на ТВ, в "Хокинге", где он играл знаменитого физика Стивена Хокинга, карьера Камбербэтча начала свой подъем - скорый и безостановочный, и каждая последующая роль несла что-то новое и неожиданное.
Роли второго плана в "Starter For 10" и "Искуплении", затем был "Стюарт: Жизнь наоборот", где он сыграл вместе с Томом Харди. Но только после того, как Шерлок стартовал на BBC в 2010, он стал звездой.
Камбербэтч - магнит для телевидения и зрителей. Он невероятен в роли язвительного и раздражительного современного Шерлока, которому аккомпанирует прекрасный Доктор Ватсон в исполнении Мартина Фримена (третий сезон обещают показать осенью), и дает мастер-класс исполнения в роли сдержанного аристократа Кристофера Тидженса в Конце Парада.
На большом экране он постепенно становится все значительнее и лучше (и злее) с каждым новым фильмом. Он сыграл роль майора Стюарта, преданного стране офицера, в "Боевом Коне" Стивена Спилберга и появится в роли злодея в блокбастере Джей-Джея Абрамса "Стар Трек: Возмездие".
Фильм Абрамса 2009 года стал успешным хитом, собрав по миру 385 миллионов долларов. Возмездие, чей бюджет составляет 186 миллионов - один из самых ожидаемых фильмов года.
В фильме играют три британских актера: Камбербэтч в роли злодея Джона Харрисона, Элис Ив в роли сексуального биолога доктора Кэрол Маркус (кхм, ученого, да) и Саймона Пегга, вновь вернувшегося к обязанностям инженера Скотти.
Был ли он поклонником Стар Трека в детстве? "Я помню, как смотрел сериал, но с ума я по нему не сходил. Шоу хватало, и я просто говорил маме, что хочу посмотреть. В основном, это были "Knight Rider" и "A-Team", иногда еще "Buck Rogers" и "Спасатели Малибу", этого уж точно для ребенка было достаточно.
Памела Андерсон была первой любовью? Он поднимает бровь: "Дружище Пэмми!"
Камбербэтча в фильме сложно узнать, ему покрасили волосы в радикально черный цвет и одели в космические водолазки. Он называет своего героя "внутренним террористом" и "человеком - оружием массового уничтожения".
"Джей-Джей хотел, чтобы этот фильм коррелировал с современной проблемой терроризма. Вселенная Стар Трека, на самом деле, сильно связана с современностью. Там много земных опасностей".
Взрывы в Лондоне и похищение в ЮАР дали Камбербэтчу понимание таких "земных опасностей" - он использовал воспоминания в фильме, также как и еще один драматический эпизод, произошедший во время года, на который он ушел из Университета.
Он преподавал английский в тибетском монастыре и во время небольшого отпуска отправился в Непал с четырьмя друзьями. Одеты они были не слишком удачно для похода по горам, и у них не было денег на проводника.
"У нас началась высотная болезнь и амебная дизентерия. Сутки с лишним мы блуждали, даже ночью, пытались из мха выдавить воду. Спали как-то в загоне для скота, там, конечно, ужасно воняло, и мучились от галлюцинаций, вызванных высотной болезнью".
Они нашли путь обратно, следуя по тропинке, усеянной пометом быков. Бен уверен, что все эти приключения позволили ему с новой силой полюбить дом.
"Я летел из Токио, через Лос-Анджелес, и я такое удовольствие получил, смотря на мою заснеженную Англию внизу, под облаками. Я был счастлив. Это удивительно красивый зимний пейзаж, покрытый инеем.
Рядом с огромным торговым комплексом было видно церковь норманской постройки, и еще одно большое здание, окруженное лесом, и рядом - дорожку. Обыденность и волшебство, новое и старое.
Я везунчик, я могу жить здесь и работать в Штатах. Могу просто взять дорожную сумку и поехать".
Я спросила, каким он был ребенком. Не могу представить, чтобы он мог отчебучить что-то вредное. Он кажется для этого слишком здравомыслящим.
"Конечно, я был озорным ребенком! Любой ребенок таков. Я создавал кучу проблем, переходя за границы дозволенного. В серьезные переделки не попадал и с законом не сталкивался, но дурачился как мог. Не больше, чем другие, впрочем. Хулиганом я не был, и недостатка любви не испытывал".
А учился как, хорошо? "У меня были проблемы с вниманием. Это, по-моему, называется "дефицитарное расстройство внимания", или что-то близкое. Я всегда пытался играть, изображать что-то, в том числе голосом. Учителя поняли, что у меня два варианта развития: креативный или разрушающий.
Меня назначили старостой, и это меня здорово успокоило. Я понял, что меня уважают, и что это уважение нужно заслуживать".
Довольно странная пауза. "Господи, не знаю. Это все похоже на прием у психотерапевта!"
То, что он был единственным ребенком, повлияло на его представления о его будущей семье?
"Я был счастлив ребенком, но мне всегда хотелось быть частью большой семьи. Я хотел бы иметь детей", - признается он. - "Все меня спрашивают, когда я, наконец, закончу поиски и кто станет миссис Камбербэтч. Я бы и сам не отказался в следующий раз давать интервью и рассказывать о моем ребенке".
"У моей сводной сестры, дочки мамы от первого брака, родился ребенок, когда мне было 11. Я подумал: "Ух ты, потрясающе, они такие маленькие!". Я-то привык к мальчишкам своего возраста, "братьям" по школе.
На всех праздниках я всегда оказывался тем, кто приглядывал за детьми. И мне это очень нравилось. Я стал крестным для друга семьи, Эммы Ванситтарт, когда мне было 14 или 15. А Эмма, в ответ, была как бы моей крестной. На самом деле, она была первой, в кого я влюбился".
Любовная жизнь Камбербэтча сейчас надежно укрыта от посторонних взглядов туманом более плотным, чем Дартморский, и он не отвечает на вопросы на эту тему. Ему приписывали романы с различными актрисами и дизайнерами, но ни одно имя рядом не задержалось.
Очевидно, что он по-прежнему близок со своей семьей, и даже переехал к родителям, пока в его квартире в северо-западном Лондоне идет ремонт.
Он совсем тут не скучает. В его собственной квартире бывали некоторые инциденты, включая последний с "наблюдателем из Твиттера", когда одна из соседок рассказывала в сети обо всем, что она видит за окном.
А что он делал-то? "По-моему, я снял рубашку, а потом надел рубашку".
Его друзья вежливо попросили даму перестать описывать в сети каждое его движение. В качестве извинения она испекла ему торт.
"Я пытаюсь с весом бороться ради подбородка Шерлока, а так бы я, конечно, от торта не отказался".
Камбербэтч не состоит ни в одной социальной сети.
"Вы по интервью могли заметить, что я постоянно несу чепуху. Я бы не смог ничего написать в Твиттере, так что я лучше всю свою энергию буду тратить на работу".
Работы у него сейчас хватает. Для начала есть "Пятое сословие" (Пятая колонна? поправьте меня), в котором он играет Джулиана Ассанджа, основателя WikiLeaks.
Не путается ли он в персонажах?
"Вряд ли я начну говорить с австралийским акцентом в роли Шерлока только потому, что Ассандж австралиец!"
Новый Стар Трек должен поднять Камбербэтча на еще одну карьерную ступеньку, но больше всего британские фанаты, конечно, ждут третий сезон Шерлока. Кроме того, судя по словам мамы Бена, эта роль наиболее ему близка.
"Она видит во мне многое от Шерлока, что ее одновременно веселит и немножко беспокоит. Полагаю, это связано с присущим мне нетерпением, торопливостью".
В то же время, это и его самая трудная роль, по крайней мере, из-за необходимости учить длинные, сложные тексты.
"Ребенком мне приходилось тратить очень много времени на заучивание французских слов. Мне всегда тяжело давалась зубрежка. И на площадке у меня иногда бывали провалы. Что ужасно меня расстраивает и смущает".
Второй сезон Шерлока закончился смертью детектива - но в последнем кадре он вновь появился, живой и невредимый.
"Шерлок жив - это не привидение. Было бы слишком странно, показать Ватсона у могилы и перейти к призраку Шерлока".
Третий сезон начнется с объяснения загадки. "Первая серия все расскажет. С нетерпением жду момента, когда ее все увидят. Очень захватывающе. На многие вопросы надо ответить".
Он не уверен насчет четвертого сезона – а еще появились слухи, что он может сменить своего друга Мэтта Смита в роли Доктора – но ему больше нравится идея продолжения истории великого детектива.
"Я бы хотел увидеть, как он стареет вместе со мной. Я бы не отказался от долгого-предолгого Шерлока. Может, мы сможем снова вернуться к истории в виде одного или двух фильмов. Если, конечно, мы с Мартином будем свободны".
Слышно, как Бена зовет его мама. Он просит прощения за бесконечную болтовню и вспоминает забавный случай.
"В прошлом году я поехал в Лос-Анджелес на вручение Оскаров и попал на вечеринку Мадонны. Там я встретил Дэвида Бекхэма у бара и сказал: "Привет, Дэвид, приятно познакомиться, я роль Шерлока играю в британском сериале".
И он ответил: О да, как мило, по-моему, я видел". Сейчас на меня, по-моему, также смотрят, как я тогда на Дэвида. Все так ново и так странно, но я стараюсь привыкнуть".
И он, наконец, меня покидает, смеясь над абсурдностью его новой жизни.
|
</> |