Интерпретация истории
rabota_psy — 20.08.2022 Венгерский историк, специалист по "страдающему средневековью" рассказывает про то, как возникает интерес к истории и как она по-разному интерпретируется.Поделитесь Вашими наблюдениями, когда история интерпретируется по-другому, не так как Вам казалось? Или может быть наоборот - Вы верили в придуманные мифы а потом узнали что это не так?
— В XIX веке в разных частях Европы начинает пробуждаться интерес к Средним векам; возрождение переживают образы, связанные со Средневековьем, люди все больше интересуются средневековыми событиями. Каковы основные причины и направления этого интереса?
— В разных местах этот процесс происходил
— Такие вещи никогда не придумываются
одним человеком. Они как бы вырастают. Один находит надписи,
другой конструирует алфавит, третий преподносит его академическому
сообществу, четвертый — Еще один пример: несколько лет назад
Болгария отмечала трехтысячелетний юбилей своей истории —
уж не знаю, кому, как предполагалось, Болгария
наследует: догреческим фракийцам, македонцам или еще
— Конечно, нет. В позднее Средневековье
наблюдается определенная связь между людьми, говорящими
на одном языке, но она не обязательно политическая,
скорее культурная. Национальное государство — то есть
идея, что люди, имеющие единую культуру, должны иметь единую
политическую власть, — возникает в XVIII–XIX веках.
Но в Средние века всегда можно найти
— Это не толерантность, это отсутствие
интереса. Я имею в виду, что толерантность — это
когда люди понимают, что могли бы повести себя нетолерантно,
но сознательно решают иначе. В Средние века же
в принадлежности к тому или иному народу просто
не видели проблемы. Это можно сравнить с дальтонизмом.
Косвенным образом это подтверждается тем,
что в повествовательных и документальных источниках
редко уточняется, например, что — Религиозные различия — это
действительно различия, и тут «толерантность» может быть
вполне подходящим словом. Папа римский, например, говорит:
мы должны терпеть евреев, потому что они несут нам весть, они
посланы нам в назидание — как напоминание о том, что
они не поняли, что Мессия пришел, и отвергли Его.
Это Божья воля, чтобы мы всегда имели их поблизости. Они
неправы, но они вовсе не обязательно являются
олицетворением зла — и мы, несмотря ни на что,
вынуждены их терпеть. Мусульмане, возможно, являются злом,
и к ним можно отнестись иначе. А вот еретики —
они несомненное зло, потому что они портят всю общину, приносят
вред. Так что их следует вернуть в лоно церкви или
истребить. Тут толерантность неприемлема: было бы просто
проявлением лени наблюдать, как люди, имеющие возможность
спастись, идут прямым путем в преисподнюю, на вечные
муки. Так что мы должны силой принудить их вернуться
на путь истинный — или по крайней мере
не увлекать за собой других. Так что быть «толерантным»
в данном случае нехорошо: ты ведь таким образом
позволяешь людям снискать проклятие, зная, что их можно
было бы спасти. Лучше в таком случае
их сжечь. — В Венгрии недавно вполне
демократически избранное правительство приняло конституцию,
в преамбуле к которой провозглашается, что Святая корона
Венгрии — символ Венгерской Республики.
Казалось бы, что может быть более средневековым?
Но это все уже не так важно. Мне кажется, это скорее
декоративная деталь — консерватизм вообще любит украшать
себя клерикальными или средневековыми аксессуарами,
но не думаю, что за этим стоит — Да. Второе направление —
возродившийся в начале XIX века интерес
к средневековому искусству. Прежде его отвергали как
варварское; отсюда и слово «готика» (потому что готы
воспринимались как — Интересно, что в действительности
он стал проявляться только с началом реставрации середины
XIX века: Венский конгресс, собранный после поражения
Наполеона, был, в И третье направление, гораздо более
недавнее, это квазисредневековая романтика с вампирами
и прочими элементами такого рода, «Гарри Поттер» и прочие
вещи. Я не думаю, что у этого направления есть
Я с этим столкнулся, когда преподавал
в канадских университетах. В 1960-е и 1970-е годы
курсы по Средним векам собирали толпы студентов:
среди молодых людей, которым осточертел мир их родителей,
все это коммерциализированное модернизированное общество, был
распространен такой идеализированный образ неиспорченного,
сельского, простого, человечного средневекового мира. С одной
стороны, такие большие группы были нам на руку для получения
грантов, но с другой стороны, нам приходилось говорить
этим молодым людям: «К сожалению, вряд ли все
так однозначно, и вряд ли в то время
человечество было ближе к Богу, чем в любую другую
эпоху». Это возрождение Средних веков до сих пор
продолжается — в массовом кино и через другие
коммерческие механизмы. Частью этого направления, возможно,
является всплеск интереса к «Властелину колец», начавшийся
в Америке в 1960-е годы — Но применительно
к Средним векам в любом случае невозможно говорить
ни о нации, ни о национальном
государстве?
— Можно ли, исходя
из этого, сказать, что Средние века были в общем‑то
толерантным временем?
— А религиозные
различия?
— Можно ли сказать, что
в последние годы наблюдается консервативный поворот, из-за
которого снова возникает интерес к Средневековью?
— Политики не единственные
люди, пользующиеся нужными им интерпретациями средневековых
явлений?
Взято отсюда: https://arzamas.academy/materials/2069
|
</> |