Интермеццо - Кточейхан?


Богдо-хан или богдыхан - разница существует только в русском языке, т.к. на монгольском титул пишется "Богд хаан" — священный государь. Первым богд хааном был Хубилай, который стал китайским императором и перевел соответствующий титул на свой родной язык. Его династия Юань рулила Китаем все оставшееся средневековье. Потом китайцы не выдержали, повязали красные ленточки и начали народно-освободительную войну против монгольских оккупантов, известную в истории, как восстание красных повязок. В результате от Юани осталась Северная Юань (нынешняя Монголия + сопредельные территории), а в Китае утвердилась династия Мин. Титул богдо/ы-хана носили и те и другие.
Потом пришла династия Цин, во время которой монгольские территории были включены в состав большого Китая. Императоры Цин были не китайцами и не монголами, а манчжурами (эдакий компромис), но титул богд-хаана носили и они.
В промежутке, и поначалу совершенно независимо от светских владык, в монголии утвердился буддизм ламаистского толка. В котором главными фигурами являются духовные авторитеты, реинкарнации разных божественных сущностей, которые имеют свойство постоянно перерождаться. Самым знаменитым является, разумеется, Далай-Лама, вторым в буддийской иерархии - Панчен-Лама (оба исходно обретались где-то в Тибете), а вот уже на третьем месте по значимости стоит Богд гэгээн - святой владыка Монголии. В 1911 году очередной, восьмой по счету, первоиерарх монгольских буддистов решил обьявить независимость от Китая и из богдо-гэгэна сделаться богдо/ы-ханом. Монголия превратилась в теократию.
Империи Цин (которая к этому времени переживала даже не кризис, а агонию) это не сильно понравилось, так что следующие 10 лет отмечены просто феерической свистопляской с участием китайцев, русских, немцев (в лице барона Унгерна), ну и вообще всех кому не лень. Богдо/ы-хан пытался лавировать между разными группировками и продвигать национальные интересы, но с достаточно переменным успехом. Наконец монголы не выдержали, повязали красные ленточки, и пошли вслед за товарищем Сухэ-Батором строить народную республику.
Богд хаанa свергать не стали - какое-то время государство существовало в виде народно-демократической, социалистической конституционной монархии. Но в 1924 году, почти одновременно с Сухэ-батором, не старый еще богдо-гэгэн внезапно помер. И тоже от рака, как и Сухэ. Хотя в отношении вождя революции его верный соратник Чойбалсан высказывал версию о яде (а Чойбалсан - товарищ хорошо информированый и врать не станет!).
А дальше стало совсем интересно. Пламенные коммунисты и убежденные атеисты во главе монгольской республики прекрасно понимали, что от ламы Богд-гэгэна так просто не избавиться, что где-то он обязательно возродится и будет и дальше своим авторитетом смущать умы простых монгол. За будущим перерождением была устроена настоящая охота в стиле "легенды об Аанге", только все было куда серьезнее и опаснее для потенциальных последователей буддизма. Переродиться Богд-гэгэну IX удалось лишь в 1936 году, в самый разгар репрессий против его единоверцев и почитателей. Сделал он это на всякий случай за пределами Монголии - в Тибете, а потом был вынужден эмигрировать в Индию. В Монголию попал лишь на склоне лет, незадолго до смерти получил монгольское гражданство, был признан главой буддистcкой общины, и, главное, пообещал, что следующая его реинкарнация произойдет в границах родной страны. Обещание это он сдержал - осенью 2016 года Далай-лама объявил о реинкарнации в Монголии Богдо-гэгэна Х. Личность его пока держится в секрете, да и на должность хана он явно не претендует. Так что оставим и мы ребенка в покое.
|
</> |