Интерлюдия про школьную действительность: ... и ребенок.
knjazna — 14.07.2010 Эпиграф:"А без меня, а без меня тут ничего бы не стояло"
Только кто это помнит... пока не нарвется, ага.
О важности ребенка в жизни семьи все больше поминают или бессемейные, или бездетные - или те, на кого нет ЮЮ в любом ее виде.
О том, что школа существует в первую очередь для детей вспоминают все больше те, кто живых детей детей последний раз видели сильно раньше, чем первый раз читали о них лекцию студентам или слушали о них доклад.
Свои родные дети причем в понятие ребенка в данном контексте почему-то не укладываются.
Нет, исключения есть и они даже не так малочисленны, как может показаться.
Любой свежепришедший в школу учитель, любой родитель малыша ясельного возраста и любая свежеиспеченная бабушка это помнят. ЕЩЕ ПОКА помнят. Но. НО.
Так получается - почему, это разговор отдельный - что кто-то каким-то образом ставит родителя, учителя и группу детей в такую позицию, из которой сам ребенок перестает быть значимым и вообще видимым.
И для себя самого в том числе. И рано или поздно (раньше чем надо бы, но позже, чем хотелось бы деструктивным компонентам ситуации) мысль о том, что это нормально - что все результаты личных усилий оцениваются только в социальных единицах, а насколько они нужны и усвояемы автором этого результата, не интересно никому, включая автора.
Все десять школьных лет ученик прекрасно знает, что для того чтобы получать подтверждения своего существования, он должен... (далее списком, списки варьируют), и это правильно. Но за эти десять лет очень немногие понимают сами, и еще более немногим везет на тех, кто им поможет понять что подтверждение существования в той или иной жизненной роли не является подтверждением существования вообще. Напротив, на это подтверждение цепляется много чего, вовсе не обязательно с этим подтверждением связанного, соединяющего жизнь ребенка, его семьи и школы... не так, как всем им было бы удобно.
Что выдвигается на первый план и как из этой груды пока еще не мусора вытащить ребенка собственно, я рассказывала когда-то на семинарах для родителей про то, как общаться со школой, пока ребенок в ней учится. Здесь повторять не буду, это в устном-то режиме занимает два полных дня, если группа не три человека, а хотя бы десять.
Но остановлюсь подробно на одном важном моменте, вот этом: у пока еще не мусора есть общее свойство. И свойство это сохраняется, несмотря на ежегодные, а то и чаще, изменения содержания пока еще не мусора А состоит это свойство вот в чем. Это самый пока еще не мусор, когда он разгребается вовремя - это кучка (довольно объемистая, но не гора) вопросов, которые можно определить как "о главном", можно - как "про всякую ненужную фигню", можно - как "детский максимализм". Но стоит эти вопросы отложить - и они станут действительно мусором. И будут выброшены нерешенными, потому что ложка дорога к обеду, и цена этому вопросу, после того как он перестал быть актуальным - равна цене выполненных учебных годовых заданий примерно к текущей дате вместо примерно так марта месяца.
Только по этому предмету на второй год оставляет не администрация школы и не педсовет, а другие, внутренние, инстанции. И "второй год" этот наступает (если наступает) неожиданно и больно в возрасте сильно за школьный. Как правило, в школьном возрасте собственных детей. Или в возрасте обзаведения этими самыми детьми. Впрочем, это уже лирика.
Итак, задача ребенка школьного возраста - справиться со всей кучей меняющихся внутренних и внешних условий и удержать доступ к себе, который у него пытаются отобрать:
-родители
-учителя
-сверстники
-он сам.
Причем хоть бы кто из перечисленных отдавал себе в этом отчет.
И хоть бы кто из перечисленных на минутку (лучше бы - перед первым звонком на урок) задумался о том, что было бы если бы учеников тут вдруг не стало.
Ребенок уверен, что ему отсюда деться некуда.
Его сверстники уверены, что что бы с ним и при нем не происходило - куда бы он делся, он же один из них.
Его родители думают, что школьная действительность - всего лишь часть жизни, общая для всех, и в ней не может произойти ничего страшного - все это как-то проходят.
Учителя... если их откопать из-под бумаги, которой обернут в -нцать слоев учебный процесс, в который они и завернуты (извините, рекурсия
Нет, исключения бывают. И их делают живые люди. Но это исключения, а не правило, и даже не его часть.