Интересная Москва
ru — 20.01.2024Давненько у меня не было этой рубрики, поднакопил материал и сегодня будут новые скульптуры в Москве, старые и неизвестные.
9 сентября 2022 года в Москве открыли памятник Иосифу Давыдовичу Кобзону, советскому и российскому певцу, эстрадному мэтру, педагогу и общественному деятелю.
На открытии помимо чиновников, артистов и горожан присутствовали жена, сестра и дочь Иосифа Кобзона.
Именно его супруга, Нелли Михайловна Кобзон, лоббировала появление памятника Иосифу Давыдовичу, выбирала место и всей душой переживала за то, чтобы монумент появился там, где он должен быть. Рядом в сквере сделали симпатичные пластинки «Мелодия» с песнями в исполнении Кобзона. Здесь есть специальные QR-коды: сканируйте и слушайте.
Памятник стоит в сквере «Оружейный», что на Садовом кольце, рядом с БЦ «Оружейный». Адрес — Оружейный переулок, дом 45. Кобзон жил неподалеку, а в саду «Эрмитаж», до которого рукой подать, прошел один из первых сольных концертов певца.
Памятная доска о сформировании народного ополчения
Бронзовый Памятник-бюст Мясникову в Петроверигском переулке посвящён талантливому советскому врачу-терапевту, академику. Установили его в 1973 году.
Он прошел путь от обычного студента Московского Государственного университета до директора института терапии Академии медицинских наук СССР (ныне — Институт кардиологии АМН имени Мясникова). Александр Леонидович — основатель прекрасной школы врачей-терапевтов, учениками которой был целый ряд выдающихся советских и российских медиков.
Памятник Николаю Гавриловичу Чернышевскому установлен в 1988 году в сквере у площади Покровские Ворота. Он входит в список выявленных городских памятников, подлежащих учёту и охране и нуждающихся в первоочередном поддержании в экспозиционном виде.
Бронзовая скульптура Чернышевского установлена на прямоугольном постаменте из чёрного гранита с металлической вставкой. Он изображён задумчиво сидящим на скамье. Чернышевский одет в традиционную для своего времени крылатку, на носу круглые очки, руки сложены на коленях. Скульптор изобразил Чернышевского скорее в образе философа, нежели революционера.
Место установки памятника связано с тем, что проходящая здесь улица Покровка на тот момент носила имя Чернышевского. Памятник был торжественно открыт 24 июня 1988 года — к 160-летию Чернышевского.
В 2010 году на фасаде главного дома Покровка, 38a была установлена памятная доска московскому генерал-губернатору князю Владимиру Голицыну, которому дом принадлежал в 1901—1914 годах.
Князь Владимир Михайлович Голицын - один из самых ярких представителей городского управления Москвы, который занимал многие должности в системе городской власти. Родился Владимир Михайлович в 1847 году в Париже. В 1869 году он окончил физико-математический факультет Императорского Московского университета и начал свою служебную деятельность в канцелярии московского генерал-губернатора В.А. Долгорукова.
В 1897 году В.М. Голицын почти единогласно был избран московским городским головой.
Деятельность князя В.М. Голицына в качестве городского головы была отмечена целым рядом мероприятий. Построены здания мужского и женского начального училищ, глазная больница имени Алексеевых, новая городская детская больница имени В.Е. Морозова. Открыты мясная и скотопромышленная биржи. Построен новый каменный Новоспасский мост. В 1905 году открылось первое частное Московское среднее строительно-техническое училище.
В 1905 году Владимир Михайлович повторно был избран московским городским головой.
Его заслуги были высоко оценены и правительством. За почти 9 лет пребывания в должности вице-губернатора и губернатора В. М. Голицын был награжден орденами Святой Анны 2-й степени и Святого Владимира 3-й степени, получил придворное звание камергера и неоднократное Высочайшее благоволение.
Бюст Николаю Эрнестовичу Бауману при входе на одноименную станцию метро — российский революционер, деятель большевистского крыла РСДРП.
Бауман был убит 18 октября 1905 года работником фабрики Щапова Николаем Михалиным недалеко от главного здания Императорского московского технического училища, названного впоследствии в его честь, на углу Немецкой улицы (ныне — Бауманская) и Денисовского переулка.
Бауман был похоронен 20 октября 1905 года в Москве, на Ваганьковском кладбище. Его похороны превратились в грандиозную демонстрацию, использованную большевиками для создания боевых дружин и подготовки вооружённого восстания.
Памятник архитекторам Василию Баженову и Матвею Казакову в Царицыно.
Открыт в День города 1 сентября 2007 г. В 1990-е гг. на этом месте располагалась семиметровая куча песка. Любители экстрима прыгали в нее с крыши Хлебного дома.
Вот это — памятник «первым иностранным агентам», он находится примерно в трехстах метрах (даже меньше, возможно) от Кремля, прямо рядом с ГУМом.
Стоит памятник в Богоявленском переулке (бывший переулок Блюхера, бывший Куйбышевский проезд). Стоит спиной к одноименному монастырю, одному из самых старинных в Москве. Здесь, собственно, и начиналась их просветительская деятельность в России, которая сопровождалась то гонениями, то наградами и поощрениями.
Зовут этих двух людей братья Лихуды — Иоанникий и Софроний. Греки, ученые люди, из древнего рода (один из их предков — Константин Мономах, если верить книгам) — они прибыли в Россию по приглашению Алексея Михайловича тишайшего и немедленно начали просвещать.
Просвещали они невероятно активно, так как именно Лихуды-то и стояли у истоков Славяно-греко-латинской Академии, то есть первого светского высшего учебного заведения в Москве. Для того-то их сюда и позвали.
Потом из этой академии родился, собственно, Московский университет. Лихуды основали в монастыре типографию, печатали книги (в основном учебники — по грамматике, логике, риторике, богословию, физике, которые же сами же и писали ), учили студентов Академии языкам (греческому, латыни, итальянскому), для своего времени они были широко образованными людьми, поскольку сами получили образование не только в Византии, но и в Италии — Венеции и Падуе. И были, говоря современным языком, докторантами и диссертантами этих уже тогда уважаемых учебных заведений.
Для того времени — то есть для второй половины семнадцатого века — братья вполне могли считаться «академиками», и хотя основные их труды носят исключительно богословский характер («Показания истины», «Мечец» духовный) и были направлены в основном против «ересей» — католичества и протестантства, но их выдающаяся роль в воспитании «первого поколения российских ученых» — Поликарпова, Барсова, Постникова и других, никем не оспаривается.
Несмотря на огромный вклад Лихудов (Софрония и Иоанникия) в дело российского просвещения, жизнь их на новой Родине не была гладкой — на братьев постоянно писали доносы, против них строили козни, они постоянно попадали в немилость различным царским чиновникам, их ссылали с глаз долой — в очень отдаленные монастыри, и очень надолго: Ипатьевский в Костроме, Солотчинский в Рязани.
Впрочем, и там — как я думаю — братья Лихуды (или Ликуды) времени зря не теряли, а делали все то же самое — писали и редактировали учебники, научные трактаты, печатали книги и учили студентов.
Однако гонения все-таки были. И суть гонений заключалась в том, что братьев подозревали как раз в том, что они являются «иностранными агентами», то есть что-то такое делают нехорошее то ли для Византии, то ли для других иностранных держав.
Памятник воздвигнут в 2009 году, еще при Юрии Лужкове, и как гласит надпись на нем — при поддержке посольства Греции в России. Задуман он, видимо, в знак особых отношений наших двух стран, но как мне кажется, значение его гораздо шире.
Памятник — дар правительства Греции городу Москве
У нас в Москве больше известны другие памятники просветителям — изобретателям кириллицы Кириллу и Мефодию (это относительно новый памятник), первопечатнику Ивану Федорову (а это довольно старый, начиная с 1909 года, когда был впервые установлен, он неоднократно переезжал, и похоже, нынешнее его обиталище в Третьяковском проезде тоже не последнее).
Но...несмотря на их очевидно важную роль в нашей культуре — всё-таки первыми авторами и редакторами отечественных учебников для высших учебных заведений были, наверное, как раз вот эти люди, Софроний и Иоанникий.
Ну и одновременно — они же были объявлены первыми иностранными агентами, в том числе и потому, что просвещение в Москве никогда не пользовалось однозначной репутацией у властей.
Не нашел информацию об этой скульптуре. На сегодня все.
|
</> |