"Интердевочка", или — позднесоветский фильм
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Интердевочка, или — позднесоветский фильм](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-ac25c3.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1911692/pub_62a51360976862692ac3ac8b_62a5159e4eb134747112802f/scale_1200)
Написали интересное в личку: что, дескать, я смотрю и разбираю исключительно иностранное вино, что советские фильмы я разбирать не буду, потому что, дескать, не понимаю эту культуру. ОК, вызов принят: будем разбирать сегодня позднесоветский фильм 1989 года. Когда СССР вот-вот рухнет, к нам уже постучались в дверь заграничные ценности, а многие девушки распевают во всё горло — «Америкен бой, я уеду с тобой, уеду с тобой — Москва, прощай!»
![Интердевочка, или — позднесоветский фильм](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-ef1404.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1329105/pub_5cac3f683a11cc00b0767062_5caca9198f2c7600ae2622e8/scale_1200)
Здесь, правда, в фильме Петра Тодоровского, бой у нас не американский, а шведский. Девушка — тоже не москвичка, а ленинградская медсестра Таня Зайцева. А профессия у девушки обозначена в названии: девушка обслуживает иностранцев в одной из гостиниц Питера — кажется, в «Интуристе».
Что сказать-то, я очень люблю этот фильм. Нет, не потому, что путь Тани мне близок и я мечтала стать интердевочкой. И не потому, что это — кассовый фильм, который СССР его посмотрело более 41 миллиона человек и он стал одним из блокбастеров перестройки 1985 года. И даже не потому, что в нём трагический финал, хотя казалось бы, в то время можно было уже показать девушку, «устроившуюся» за рубежом.
![ТаÑÑÑна ÐайÑева, веÑнее â Ðлена Яковлева в ÑÑой Ñоли на ÑÑÑмкаÑ
ÑилÑма ТаÑÑÑна ÐайÑева, веÑнее â Ðлена Яковлева в ÑÑой Ñоли на ÑÑÑмкаÑ
ÑилÑма](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-74eb5e.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b11ebcced3687ae8fb0fbb_65b11ed9ced3687ae8fb177a/scale_1200)
Фильм очень глубокий — и по смыслу, и по передаче духа времени. Снять фильм на тему валютной проституции, показав на экране достоверную картину происходящего в барах гостиницы «Интуриста» (известно, что Владимир Кунин, автор оригинальной повести, прожил какое-то время в Варшаве, где смог понаблюдать за жизнью польских проституток, а после возвращения в СССР обратился к милицейскому начальству с просьбой помочь ему в сборе материала) — казалось бы, что может быть радикальнее?
![Интердевочка, или — позднесоветский фильм](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-cb25be.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b11ebcced3687ae8fb0fbb_65b11ed9ced3687ae8fb177e/scale_1200)
Снимать его в стране, где «секса нет», граничило с огромной смелостью.Откровенная сексуальность воспринималась как нечто угрожающее спокойствию самой страны. В 90-м году одна дура с экрана телемоста выкрикнет, что «у нас в СССР секса нет», и это по сути, являлось официальной декларацией правительства, которое запрещало любую сексуальность, как всё чуждое, неприятное, иностранное.
![Интердевочка, или — позднесоветский фильм](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-255b79.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1108934/pub_5cac3f683a11cc00b0767062_5caca9f1261a6600ae16f795/scale_1200)
А здесь, в фильме, в первых же кадрах ( на первом снимке), когда «спецура» ловит непристойных девиц в гостинице, одна из них, Зина Мелейко ( Полищук) прямо говорит им, что «нет у вас на нас закона» — то есть по сути, критикует сами устои советского общества.
![Интердевочка, или — позднесоветский фильм](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-d4d393.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_65b11ebcced3687ae8fb0fbb_65b11ed9ced3687ae8fb177c/scale_1200)
Второе — история самой Тани, но она банальна. Таня, захотевшая денег и красивой жизни, ведёт двойную жизнь, стараясь оставаться хорошей для своей мамы-учительницы Аллы Сергеевны.
![Ð¢Ð°Ð½Ñ Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð¾Ð¹ Ðллой СеÑгеевной ( акÑÑиÑа ÐаÑиÑа ÐалеваннаÑ) Ð¢Ð°Ð½Ñ Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð¾Ð¹ Ðллой СеÑгеевной ( акÑÑиÑа ÐаÑиÑа ÐалеваннаÑ)](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-169a38.jpg?from=https://cont.ws/uploads/posts/1899154.jpg)
Она медсестра, и уходит якобы на ночные дежурства — переодевается на чердаке своего дома, и идёт в гостиницу «обслуживать» иностранцев. Мама догадывается об истинной «профессии» дочери, и дочь ей высказывает — «Я вру. Ты — знаешь, что я вру», и молчит, не желая ничего менять. И тут Тане выпадает счастливы шанс: один из клиентов, швед Эдвард Ларсен, делает ей предложение. Так что же, счастливый финал, в отличие от всех её подруг-проституток?
![Швед ÐдваÑд ÐаÑÑен Ñ Ð¶ÐµÐ½Ð¾Ð¹ ТаÑÑÑной Швед ÐдваÑд ÐаÑÑен Ñ Ð¶ÐµÐ½Ð¾Ð¹ ТаÑÑÑной](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-109c4c.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_66997d69a383a036186c93b2_669a3eb31d916f2f18f00057/scale_1200)
А как выясняется — нет. Можно выйти замуж за иностранца, можно попытаться стать респектабельной дамой, но нельзя привыкнуть к нормальной жизни с ним. Тем, кто пьёт каждую ночь, и тратит «лёгкие деньги» на шубы и машины, невозможно привыкнуть к обычным семейным ценностям. Ко всему, у Тани благодаря профессиональным «травмам» нету детей — и семья начинает разваливаться. Таня, встретив дальнобойщка ленинградца Виктора ( его сыграл латвийский актер Мартиньш Вилсонс), влюбляется было в того, но тому она не нужна, и она начинает пить — Эдвард Ларсен (шведского инженера Эдварда Ларсена сыграл реальный шведский актер Томас Лаустиола) забирает пьяную жену домой из кафе.
![ÐÑеволод ШиловÑкий â оÑÐµÑ Ð¢Ð°Ð½Ð¸. ÐÑеволод ШиловÑкий â оÑÐµÑ Ð¢Ð°Ð½Ð¸.](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-4f0863.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1686231/pub_5e97147abf66ff45ef792a41_5e97154a23ea381193e9206f/scale_1200)
Ужасный образ и отца Тани, спившегося человека, который должен дать своё разрешение на её отъезд за границу. Его сыграл Всеволод Шиловский, который до этого отказался от главной роли шведа. Друг Тодоровского до того ему понравился, что режиссёр расплакался, видя игру Шиловского. Из-за этого отца ( он требует от Тани огромную по тем временам сумму — 3000 рублей) Тане приходится изменить своему шведу и переспать с клиентом-японцем.
![Интердевочка, или — позднесоветский фильм](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-5ae8a9.jpg?from=https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_66997d69a383a036186c93b2_669a2b7377f2e05e943a3f0b/scale_1200)
Кстати, постельную сцену с японцем ( нонсенс для советского кино даже того времени!) снимали очень интересным образом. Самого японца во время съемок не было. В кадре мы видим лишь дергающуюся героиню с абсолютно пустым взглядом.Для того, чтобы изобразить пот на лице актрисы, ее намазали глицерином. Кто-то из членов съемочной группы тряс кровать.Кстати, именно Яковлева настояла на том, чтобы самого японца в этой сцене не присутствовало, и чтобы он на нее не ложился.
Но — вернёмся к героине. В шведском обществе Таня тоже не может найти себя: друг Эдварда, который тоже спал с ней в Питере, начинает приставать к замужней уже Тане, и она, сбросив того с лестницы, с помощью ружья заставляет его замолчать. Если в Питере ей приходилось отбывать трудовую повинность за проституцию ( например, мыть окна и убирать улицы), то тут в сытой Швеции она вроде бы мужняя жена, напрочь лишена уважения.
![Интердевочка, или — позднесоветский фильм](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-771dd9.jpg?from=https://cdn.telegram-store.com/channels/kurskbomond/32947-2023-11-04-1-.jpg)
Ещё очень тронул образ Ляльки, соседки и подружки Тани. Лялька ( её играет Анастасия Немоляева) из неблагополучной семьи, смотрит на Таню с завистью, и в итоге повторяет её судьбу, становясь интердевочкой. И именно Лялька бросает итальянца, которого привела домой, чтобы спасти мать Тани Аллу Сергеевну, пытающуюся покончить с собой.
![ÐÑлÑка ( ÐнаÑÑаÑÐ¸Ñ ÐемолÑева) ÐÑлÑка ( ÐнаÑÑаÑÐ¸Ñ ÐемолÑева)](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-3bd0b4.jpg?from=https://img51994.domkino.tv/img/2017-07-31/fmt_96_24_b77c60521f92.png)
Аллу Сергеевну очень жалко: она всем пожертвовала ради Тани, уехавшей в Щвецию. С работы уволили, никому не нужная, сидит учительница дома, а злые ученики крепят к дверям табличку «Здесь живёт мать проститутки». Немудрено тут спятить!
Как вы помните, финал фильма оказался трагичным. Алла Сергеевна покончила с собой, а Таня, почуяв что-то неладное, отправляет в Ленинград, но по дороге попадает в аварию.
![Интердевочка, или — позднесоветский фильм](/images/main/interdevochka-ili-pozdnesovetskiy-film-234648.jpg?from=https://img51994.domkino.tv/img/2019-01-14/fmt_117_47_fmt_94_47_13.jpg?covers=1)
Шведской стороне такой финал не понравился, поэтому специально для шведов была снята отдельная концовка с открытым финалом — где Таня всё-таки возвращается в Ленинград. Правда, из-за того, что спонсоры обанкротились, картина "Интердевочка" в Швеции так и не вышла.
А одним из самых сильных моментов фильма я считала и продолжаю считать песню «Бродяга» — которую Таня слушает в самолёте, улетая в Швецию. И вот этот серый Питер, его крыши, его купола, которые героиня навсегда покидает, заставили многих задуматься — а стоит ли уезжать из страны? Даже в самый-самый благоустроенный мир?
Ведь мы её всё-таки очень любим, как бы то ни было)))