Интеллигентские мифы – 2. Россия – европейская страна

Миф второй – Россия европейская страна, часть европейской цивилизации.
И здесь есть часть правды. Двести лет Россия находилась под сильнейшим европейским влиянием. Собственно говоря, вся наиболее современная и в этом смысле «внешняя» часть русской культуры была создана под этим влиянием – все науки (включая – обратим на это особое внимание – и историю), архитектура, изобразительное искусство, литература и т.д.. Наши цари чем дальше, тем больше были все более чистокровные европейцы, одно время элита не говорила по-русски вовсе... Ну, и так далее...
Ну, хорошо – с этим понятно. А почему же тогда я говорю о мифе? Чтобы ответить, понадобится небольшое отступление в область историософии.
Цивилизации (или метакультуры) имеют жизненный цикл, напоминающий жизнь человека. Они рождаются, растут, а затем дряхлеют и исчезают. В момент рождения творцами цивилизации является один народ или небольшая группа народов. Ими создается новая культура – ядро будущей цивилизации. Затем это ядро начинает расширяться: творцы цивилизации делятся своими достижениями сначала с ближними, а потом и со все более отдаленными соседями. Цивилизация распространяется, как круги на воде. По мере того, как круги становятся все шире, а цивилизация все старее, чаще на переферии мира цивилизации, но иногда и в его центре, возникают новые «точки роста» - очаги рождения будущих цивилизаций. И все повторяется.
За свою историю Россия побывала в поле трех цивилизаций: европейской (хотя здесь правильнее было бы говорить о двух европейских цивилизациях – католической и гуманистической, но в этой заметке для простоты я позволю себе объединить их в одну), до этого – исламской, и еще раньше – ранне-христианской, которая пока слабо идентифицируется историками. И каждая из них наложила свой отпечаток на русскую культуру.
Эту многослойность часто, хотя и несколько поверхностно, интерпретируют, как азиатчину в европейском платье. Реальность сложнее. Но до разговора о сложном нужно понять простую вещь: если мы по культуре и европейцы, то не только европейцы, а может быть – и не столько.
Европейская цивилизация (впрочем, как и две другие) пришла в Россию уже заметно ослабленной. Россия оказалась не только не в ядре европейской цивилизации (Франция, Германия, Италия, Англия, Испания – в общем, все то, что называют Западной Европой), но и не в первом круге (Польша, Чехия, Венгрия – в общем, «Центральная Европа»). Мы – «Восточная Европа».
Тоже Европа, конечно. Но в том смысле, в каком мы стали Европой, сегодня «Европой» становится весь мир: европейская цивилизация последние века является культурным лидером человечества.
Однко для понимания отношений между Европой и Россией гораздо важнее даже не то, что Европа пришла в Россию ослабленной, и не то, что под европейским культурным пальто, мы носим исламский костюм и византийское нижнее белье.
Самое важное – что во всех этих одежках есть мы сами, есть нечто, что делает нас творцами новой цивилизации (история-то не кончилась).
Это нечто – «загадочная русская душа», наш архетип, идея народа. Та самая, что провела нас через почти 12-веков внутриутробной истории к сегодняшнему историческому рождению - рождению, которое, как и любые роды, не обходится без крови и грязи.
Что это такое – идея народа, душа народа, архетип – и как это «пощупать»?
«Пощупать» очень просто. Сравните музыку такого нашего вполне европейского композитора, как Чайковский, с музыкой его европейских современников, например, Брамса. Сравните романы Толстого с романами Гюго, часто близкого Толстому по мысли. Сравните картины русских художников с картинами их европейских учителей. Не нужно быть искусствоведом – нужно просто не быть глухим и слепым, чтобы чувствовать кипящую разность между ними. Это и есть кипение русской души.
Она-то и не позволяла, не позволяет и не позволит нам слепо копировать европейскую жизнь.
У нас свой исторический путь. И у нас нет иного выбора, как только стремиться этот свой путь понять.