Интеллигенты

топ 100 блогов Сообщество «Творческая мастерская "Вдохновение"»22.10.2013

В последнее время на самых разных уровнях общественной жизни всё чаще обсуждаются вопросы  о роли образованного слоя населения, интеллектуалов, интеллигенции, собственно интеллектуальной элиты,   в современном российском обществе.

****

Понятие «интеллектуал» возникло в конце 19-го века  во Франции в связи с выступлением ряда писателей, литераторов, профессоров против действий правительства в деле Дрейфуса, подписавших  "Манифест интеллектуалов" (1898). В современной западной культуре слово утратило первичное значение: интеллектуал - общественный деятель, носитель истины, "совесть нации", хотя и считается, что интеллектуалы   в значительной степени  определяют нормы и культурные ценности для остальной части общества.  Как правило, под этим термином понимается человек, имеющий высшее образование, с высокоразвитым интеллектом и аналитическим мышлением,  который занимается  интеллектуальным трудом.  При этом интеллектуал – это не просто образованный человек. Важной характеристикой интеллектуала является его публичность, авторитетность,  известность в широких кругах. Интеллектуал  является генератором  идей, это творческий человек. В качестве интеллектуалов стали рассматривать высокопрофессиональных ученых, выдающихся писателей, академиков, артистов.

****
…. достойно удивления, что между понятиями «образованный слой», «интеллектуалы», «интеллигенция» ставится  знак тождества, хотя на уровне здравого смысла  каждому ясно, что не все образованные люди являются интеллектуалами и интеллигентами, что не все интеллектуалы интеллигентны, что не все интеллигенты обладают высоким уровнем интеллекта.
Считается, что термин «интеллигент» придумал русский писатель П.Д.Боборыкин (1866), хотя  он имеет более раннее российско-польское происхождение, а понятие «интеллигенция» уходит корнями в древность.   Под интеллигенцией Боборыкин понимал высший образованный слой общества. Однако довольно скоро это слово под влиянием народничества приобрело несколько иной смысл. Помимо образованности (а по тем  временам просто грамотности)  отличительной чертой интеллигенции стали морально-нравственные качества этой категории людей. Сложилась как бы особая каста   более или менее образованных людей, которая   сразу же противопоставила себя церкви и государству в качестве носителя исторического самосознания народа. Н. Бердяев писал: "Интеллигенция скорее напоминала монашеский орден или религиозную секту со своей особой моралью, очень нетерпимой, со своим обязательным миросозерцанием, со своими особыми нравами и обычаями, и даже со своеобразным физическим обликом, по которому всегда можно было узнать интеллигента и отличить его от других социальных групп" [i]
Эта каста родилась в разночинной среде, но, по сути, отнести её к какому-либо сословию в дальнейшем уже было невозможно. Под интеллигенцией стали понимать общественное образование, служащее идеалам общечеловеческой правды, справедливости и истины,  в основании которых лежали социалистические идеи, пришедшие с Запада.
С самого начала возникновения понятия «интеллигенция»  особо подчеркивалось, что интеллигенты не являются собственниками средств  производства, но непременно – носителями  осознания  особой роли либо в национальном обществе, либо в культурной сфере.  Ленин, будучи истинным интеллигентом с позиций 19-го века, выразился в том смысле, что интеллигенция не мозг нации, а  «говно». Его не устраивали претензии определенной части образованного слоя  населения России  на роль  носителя исторического самосознания народа.  Именно отношение к средствам производства дало основания для того, чтобы Ленин, а затем и Сталин с марксистским догматизмом отнесли интеллигенцию к «прослойке» между классами. Этот  узко идеологический подход   привел к формированию так называемой «советской интеллигенции»,  большой социальной группы, пронизавшей все слои советского  общества. Её   характерными признаками  стали:  наличие высшего специального образования и  копирование образцов поведения высших классов дореволюционного периода. В самом деле - никакое государство не может существовать без интеллектуальной элиты: инженеров, врачей, ученых, учителей и т.д.  Эта «прослойка» жестко контролировалась советской властью: шаг вправо, шаг влево – расстрел. Истинных интеллектуалов вывозили из страны пароходами. Нужны были специалисты, а не люди независимые, думающие о смысле жизни.

Между тем,  за годы советской власти появилось несколько поколений людей, занимающихся интеллектуальным трудом. Волей-неволей, человек, работающий головой, не только перенимал манеру поведения порядочных людей из дореволюционного прошлого, но и усваивал общечеловеческие моральные критерии. Внутри той самой «прослойки», которую партийные боссы назвали «советской интеллигенцией»  появилась новая интеллигенция, те, кого позже назовут «прорабами перестройки». Как писал проф. МГПУ А.М.Камчатнов: «Постепенно формируется новая интеллигентская "религия", "догматы" которой выражаются такими ключевыми словами, как гласность, демократия, правовое государство, многопартийность, рыночная экономика, открытое общество, права человека, общечеловеческие ценности, свобода, либеральные ценности» [ii].   При этом происходит очередное попадание на старые грабли:  как и в подготовке Октябрьского переворота, огромное влияние оказали некритически воспринятые идеи Запада.   В годы перестройки советское понятие «интеллигенции» рухнуло со всей очевидностью. Сотни тысяч людей с высшим образованием (интеллигентов в соответствии с этим определением) ушли в торговлю. Младший научный сотрудник (интеллигент в соответствии с этим определением) стал главным милиционером Москвы!

Уже в 19-м веке велись дискуссии об оторванности российской интеллигенции от народа.  Если понимать под термином «интеллигенция» весь образованный класс, то это действительно имело место и 200 лет назад,  и достаточно актуально по сегодняшний день. Изменился лишь уровень образованности, характеризующий интеллигента. Всеобщая грамотность населения лишь  повысила этот уровень до университетского.  Еще К.Н.Леонтьев сетовал на то, что русские интеллигенты самые наивные и доверчивые ко всему, что они  считают новым и что имеет западное происхождение, а потому «русский народ интеллигенцию не любит». Почему-то считается, что ничего не изменилось в отношении народа к образованным людям и по сегодняшний день. Так ли это? А почему же народ пошел за интеллигенцией в 1917-м и в 1991-м? А может быть, дело в менталитете народа, которому обязательно нужно, чтобы его кто-то вёл? И если надежды не оправдались, то обязательно должен быть козел отпущения? Да,  это так, если только принять  определение интеллигенции, как общественного слоя людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры, а так же ответственным за судьбы народа.
Так что же такое «интеллигенция» в современном понимании? А.И.Солженицын категорически отрицал то, что основной характеристикой интеллигенции является принадлежность к образованному слою. Образованным в советской системе людям (достаточно умным, а порой и талантливым) он дал уничижительную кличку «образованцы», имея в виду индивидов с высшим специальным образованием, но  с низким уровнем общей гуманитарной культуры, слабых духом.

     Режиссер А.Прошкин ( режиссер  фильма "Холодное лето 53-го") в своем интервью главному редактору АИФ  с горечью отмечал:  "К сожалению, у нас почти не осталось интеллигенции в русском понимании этого слова - некоего слоя людей, которым стыдно, которые понимают, что они должны что-то сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему: что-то написать, крикнуть, дать денег, составить программу…  Остаются лишь интеллектуалы, образованные люди. Но каждый из них живет сам по себе"[iii].

Д.С.Лихачев считал, что  содержание понятия «интеллигенция» преимущественно ассоциативно-эмоциональное, поскольку русские вообще  предпочитают эмоциональные концепты логическим определениям. По Д. Лихачеву к интеллигенции принадлежат представители профессий, связанных с умственным трудом, но главное состоит в том, что это – «люди  свободные  в  своих  убеждениях,  не зависящие от принуждений  экономических,  партийных,   государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам». Отвращение к деспотизму – основная черта русской интеллигенции, на ней зиждется её стойкость и чувство собственного достоинства. Д.С.Лихачев подчеркивал, что «основной   принцип  интеллигентности  - интеллектуальная свобода, свобода  как  нравственная  категория;  не  свободен интеллигентный  человек  только  от  своей  совести  и от своей мысли»[iv].
Именно такая интерпретация понятия «российская интеллигенция», которое  в большей степени можно считать морально-нравственной категорией, чем социальной, импонирует нам более всего. Известно же, что  в морали потребности и интересы общества в целом, классов, социальных групп выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычек, обычаев, общественного мнения. Однако общество не однородно, следовательно, требования морали, имеющие форму безличного долженствования, равно обращенного ко всем, не могут быть принятыми безоговорочно всеми российскими сословиями в одинаковой мере. Поэтому говорить об интеллигенции как об однородной социальной общности можно только с очень большой натяжкой.
Сегодня в развитой стране невозможно находиться в высших эшелонах власти и не быть интеллектуалом. О претензиях интеллектуалов на мессианство, на исключительное обладание истиной уже давно забыли. Несут ли интеллектуалы ответственность перед обществом? Безусловно! Только для этого они должны быть еще и интеллигентами.
Этому прекрасно соответствует понятие «интеллигенции» не как «прослойки», а как  представителей общества с определенной морально-нравственной характеристикой. Интеллигент, в нашем понимании, помимо определенного уровня образования и воспитания, – это, прежде всего, человек  внутренне свободный, отличающийся независимостью мышления, чувством собственного достоинства. А чувство собственного достоинства, как правило, зиждется, среди  прочего,  на высоком профессионализме. В самом деле, какое уж чувство собственного достоинства у человека некомпетентного?!

****

        Поэтому со всей очевидностью, а также опираясь на опыт развитых стран Запада, можно высказать мнение, что мировоззрение «интеллигентных интеллектуалов» формируется в процессе их образования и воспитания, которые невозможно отделить друг от друга. Русский философ И.А.Ильин, писал, что « образование без воспитания есть дело ложное и опасное, поскольку создает чаще всего людей полуобразованных, карьеристов, вооружает противодуховные силы, развязывает и поощряет в человеке «волка»»[v]. Так называемая реформа образования,  проводимая в нашей стране в настоящее время, к сожалению, не учитывает и не провозглашает этой неразрывной связи. Провозглашение образования не  как самостоятельной  и значимой отрасли народного хозяйства, готовящей элиту (тех самых «интеллигентных интеллектуалов»), а включение его в сферу услуг  практически полностью выхолащивает гуманистический смысл получения знаний. Это приводит лишь к  стремлению получить «бумажку», например, диплом о высшем образовании.



[i] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.-М.: Прогресс, 1990.-с.17

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Каждую осень я начинаю активно готовиться к холодам, искать красивые теплые вещи! Найти приличный свитер - большая проблема, ведь хочется, чтобы он был натуральным, красивым и, конечно же, модным! То же касается и головных уборов. У меня их много, но это не останавливает от покупок ...
Меня просят прокомментировать расследование Навального о том, как его травила ФСБ, но мне кажется, что комментировать особо нечего. Все, что рассказал Алексей, в юриспруденции называется косвенными уликами.И любой человек, имеющий минимальные познания в этой сфере, не может не понимать, ...
Годный курс - за одного российского дипломата дают 35 американских. PS Наши прислали для дипломатов и членов их семей один самолёт. А тут сколько понадобится? PPS Но самое смешное, что весь этот "чемодан-аэровокзал-Вашингтон" сделан перед выборами президента России :) ...
Буду руководствоваться этим принципом. Я была против, но подчиняюсь большинству. Личка полна вопросами и даже некоторыми возмущениями (а чего возмущаться-то? сами бы и открыли постег), в комментах тоже смотрю волнение возникло, даже я бы сказала - беспокойство. Гештальт у многих не закры ...
Старшая дочь попросила сварить малиновое варенье. Но чтоб не очень приторное, добавила она. И какое-нибудь необычное. В общем, вы же большие, придумайте что-нибудь! Мы с Оксаной переглянулись - и поехали на дачу, выполнять заказ. Главное в малиновом варенье что? Правильно, малин ...