Иностранные торговцы ушли, а свои так не появились
aborigenarbata — 23.06.2023 Странное дело: мы то и слышим, что места ушедших иностранных брендов занимают российские.Список компаний, ушедших из России полностью или временно приостановивших здесь работу, выглядит внушительно. Одних только марок одежды в нем больше десятка. И да – все эти магазины (по крайней мере из числа тех, которые находились в крупных ТЦ) действительно закрыты. H&M, Puma, Mango, Women’secret, Zara, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius, Tommy Hilfiger, Calvin Klein, Levi Strauss&Co – везде вместо ярко оформленных витрин, как было раньше, красуются опущенные ролеты и извинительные письма клиентам.Вот и статистика показывает, что торговые центры пусты как никогда. Перед отъездом на дачу мы побывали в двух торговых центрах "Город в Лефортово" и "Европейский". В "Ашане" и "Перекресток" проблем с покупателями мы не отметили, а вот на залах с промышленными товарами попадались опустевшие с банером на входной двери "Аренда" и номер телефона для обращения и это через полтора года после ухода с российского рынка иностранных компаний.
«Коммерсантъ» приводит мнение экспертов: «Рынок достиг дна». На текущий момент торговые центры Москвы пустуют так, как не пустовали последние 14 лет: по данным компании «Магазин магазинов», доля вакантных площадей достигает 14,5%. В Nikoliers текущий уровень вакантности оценивают в 13,5%, в NF Group — в 14,2%.
По словам аналитиков, существенный рост доли свободных помещений в последний раз наблюдался в 2015 году — тогда вакантность составляла 10%. Это связывали с первыми санкциями после присоединения Крыма.
Количество пустующих площадей в торговых центрах столицы достигло такого показателя впервые с 2009 года. По словам специалистов, уровень вакантности помещений оказался более значимым, чем в 2015 году, когда в торговых центрах пустовало 10 процентов площадей.
При этом другие компании поделились более низкими показателями. В Nikoliers подсчитали, что уровень вакантности достиг 13,5 процента, в NF Group оценили долю пустующих площадей в 14,2 процента. Причиной увеличения показателя назвали завершение арендных соглашений международных брендов, объявивших об уходе с российского рынка.
В марте руководитель проектов департамента стратегического консалтинга компании IBC Real Estate Евгений Саурин заявил, что наибольшая доля свободных площадей в Москве была обнаружена в новых торговых центрах, расположенных на удалении от метро более чем на 15 минут пешком.
Но есть и хорошие новости. Если рынок достиг дна, то, отбросив все шутки про его пробитие, можно сказать, что хуже уже не будет. Аналитики, во всяком случае, настроены оптимистично: пустующие помещения продолжат заполнять российские бренды, а также ритейлеры из Турции и Белоруссии. Самый сложный период рынок преодолел.
Впрочем, девелоперы пока не спешат открывать новые торговые центры. За первые полгода в Москве был введен только один — «Митино Парк». До конца года, возможно, откроется еще несколько, но это не точно.
|
</> |