Иногда приходится напоминать. Какой бывает плата за "Величие"

Некогда я потрясался чудовищностью преступлений немцев во Вторую мировую. И подолгу размышлял: ну как же так? Как народ, создавший великую литературу, великую науку, музыку и философию лучшую в Европе, как же он почти в одночасье превратился в сборище чудовищ? Немыслимо, непостижимо...
Нет я понимаю, что столь же длительным и бесплодным размышлениям на эту тему предавались миллионы. Да, появились рациональные теории от Ханы Арендт и до Эрика Фромма а после еще куча исследователей, они многое вроде бы рационально объяснили. Но у меня лично все это оставляло ощущение неудовлетворенности.
Т.е. умом я понимал и вроде бы соглашался, но мои чувства все равно бунтовали, я понимал но... не принимал.
И вот история распорядилась так, что мне приходится это раздвоение переживать опять.
С одной стороны я не просто это понимал, я описал русских и Россию как непримиримого и экзистенциального врага Украины, отрицающего самое наше право на существование. А с другой, я все так же был потрясен и не мог примириться с фактом. Т.е. все равно не мог понять -0 ну как, как вот ЭТО может быть?
И почему вроде бы нормальные образованные и интеллигентные люди изо всех сил пропагандируют это бессмысленные насилие и убийство. Почему они радуются убийствам и страданиям людей, которые никогда никакого вреда им не причиняли? Ведь они в полном смысле слова отвечают замечательной фразе, которую произносит Елена Соловей в финале фильма "Раба любви"
НО господа абсолютно не стесняются и даже любуются самими собой и тому как прекрасно они выглядят на фоне уничтоженного Мариуполя и полностью стертого с лица земли Бахмута. Им все происходящее очевидно нравится.
И я опять понимаю умом, но не принимаю сердцем - ну как, КАК такое стало вдруг возможно?
Да что же у них внутри происходит?
И я вынужден напоминать самому себе, что реальные предпосылки этого выращивались долго,и что в сущности очень давно было заметно, как в России из русских выращивают чудовищ. И что Сталин с его безумной популярностью в народе был не исключением - именно он и был правилом. И не даром он суперпопулярен у русских по сей день.
И как это ни печально - но может классическая русская литература и вправду главный виновник происшедших ужасов? Видимо отчасти да.
И я хочу привести цитату очень давнего, но очень проницательного еврейского писателя.
По сути он полагал такое возможным уже очень и очень давно
Может быть, мало на свете народов, в душе которых таятся такие глубокие зародыши национальной исключительности. Мы проглядели, что родоначальная страница русской классической драмы – «Горе от ума» – насквозь пропитана обостренным националистическим чувством, до краев полна протестом во имя национальной самобытности, выходками против французско-нижегородской ассимиляции, проповедью «премудрого незнанья иноземцев». Мы проглядели, что Пушкин в разгаре таланта написал потрясающее по энергии и силе стихотворение «Клеветникам России», где трепещет подлинный нерв того настроения, которое в Англии теперь называют джингоизмом. Мы проглядели, что в пресловутом, и нас захватившем культе «святой и чистой» русской интеллигенции, которая-де лучше всех заграничных и супротив которой немцы и французы просто мещане, – что во всем этом славословии о себе самих, решительно вздорном и курьезном, гулко звучала нота национального самообожания. И когда началось освободительное движение и со всех трибун понеслась декламация о том, что «мы» обгоним Европу, что Франция реакционна, Америка буржуазна, Англия аристократична, а вот именно «мы», во всеоружии нашей неграмотности, призваны утереть им нос и показать настоящее политическое зодчество, – наша близорукость и тут оплошала, мы и тут не поняли, что пред нами взрыв непомерно вздутого национального самолюбия, туманящий глаза, мешающий школьникам учиться уму-разуму у Европы, у Америки, у Австралии, у Японии, у всех, потому что все их обогнали.
Да,национальное самообожание русских, непомерно вздутое чувство национального величия, вечной правоты народа-богоносца ковала русская культура и прежде всего - подлинно великая русская литература. Как аналогичное чувство у немцев ковала подлинно великая немецкая философия.
Такова истина и мне кажется что не грех ее лишний раз напомнить: вершины человеческого духа прекрасно уживались с моральной основой чудовищных преступлений. И наличие таких вершин никогда и ни в каком разе не есть гарантия от чудовищных зверств. А порой есть и вовсе необходимая предпосылка таких зверств, и тут не только Вагнер, но и Пушкин, и Достоевский и даже Чехов.
Это крайне неприятная правда о человеческой природе и о роли культуры в самых высших ее проявлениях. Оказывается вершины культуры прекрасно со зверством уживаются.
И об этом иногда стоит напоминать, особенно представителям наций и культур, с которыми долго уживалась оценка "Великие".
Это есть истинная цена и плата за "Величие".