Статья М.Рубченко, 2010г. |
Книга С.Горлова,
2001г. |
26 ноября 1922 года в Москве между правительством РСФСР и
фирмой Junkers были заключены три договора: о производстве
металлических самолетов и моторов, об организации транзитного
воздушного сообщения Швеция—Персия, об аэросъемке в РСФСР. |
26 ноября 1922 г. в Москве между правительством РСФСР и фирмой
«Юнкерс» (Дессау) были заключены три концессионных договора: о
производстве металлических самолетов и моторов; об организации
транзитного воздушного сообщения Швеция — Персия; об аэросъемке в
РСФСР |
В соответствии с первым из этих договоров в арендное
пользование Junkers полностью передавался Русско-Балтийский завод в
Филях, вблизи Москвы (сейчас это завод им. Хруничева), который
«концессионер принимает и оборудует» |
В соответствии с основным Концессионным договором № 1... ему
[Юнкерсу - ИП] в арендное пользование полностью передавались
«Русско-Балтийский завод в Филях, вблизи Москвы»... Договором
предусматривалось, что «первоначально концессионер принимает и
оборудует завод в Москве» |
Производственная программа устанавливалась в размере 300
самолетов в год, советская сторона обязалась закупать ежегодно по
60 самолетов. |
Производственная программа устанавливалась в размере 300
самолетов в год, советская сторона обязалась закупать ежегодно по
60 самолетов. |
На проектную мощность завод должен был выйти за три года — к 29
января 1925?го. |
концессионер обязался ... к 29 января 1925 г. уже выйти на
проектную мощность |
В короткий срок Junkers удалось перенести в Россию современный
по тем меркам авиазавод с персоналом более чем 1300 человек. |
«Юнкерсу» в довольно короткий срок удалось перенести в Россию
по существу современный по тем меркам авиазавод с персоналом более
чем в 1300 человек. |
Заказ на поставку 100 самолетов советским ВВС был заключен по
твердым ценам, исходя из почасовой зарплаты в 18 копеек золотом, но
введение в СССР нэпа и инфляция свели на нет всю калькуляцию, так
что себестоимость самолетов оказалась вдвое выше установленных
цен. |
Заказ на поставку 100 самолетов был заключен по твердым ценам,
исходя из почасовой зарплаты в 18 коп. золотом, однако введение
НЭПа в СССР и инфляция в обеих странах свели на нет всю
калькуляцию, и расходы более чем вдвое превысили установленные
цены. |
Советская сторона тем не менее потребовала выполнения буквы
договора: «Вы обязались продать самолеты по твердой цене и тем
самым взяли на себя коммерческий риск; договор остается
договором» |
Советская сторона настаивала на выполнении буквы договора,
ссылаясь на его соответствующие статьи («Вы продали по твердой цене
и тем самым взяли на себя коммерческий риск; договор остается
договором»). |
И заодно обвинила немцев в недостаточных вложениях капитала в
оснащение завода. Junkers это обвинение категорически отверг: «Мы,
с точки зрения частного промышленника, вложили колоссальные
суммы». |
Юнкерс»... отметал обвинения в том, что им вложено недостаточно
капитала. («Мы, с точки зрения частного промышленника, вложили
колоссальные суммы») |
Советское правительство, придравшись к тому, что фирма не
смогла «сосредоточить в Филях запасы алюминия и дюралюминия в
количестве, достаточном для производства 750 самолетов и 1125
моторов, то есть основная наша задача — иметь значительную
материальную базу для металлического самолетостроения внутри Союза
не достигнута», расторгло все договоры с Junkers. |
Как невыполнение концессионером своих обязательств
рассматривалось то, что, обязавшись, фирма не смогла «сосредоточить
в Филях запасы алюминия и дюралюминия в количестве, достаточном для
производства 750 самолетов и 1125 моторов», т. е. «основная наша
задача иметь значительную материальную базу для металлического
самолетостроения внутри Союза не достигнута» |