рейтинг блогов

инженеры

топ 100 блогов mi3ch10.03.2018 инженеры

Я рассказывал о том, как немцы готовились защищаться от высадки союзников (спаржа Роммеля). Теперь хочу рассказать о малоизвестных подробностях подготовки союзников к высадке во Франции.

Но сначала небольшая предыстория. Гитлер ведь не просто так принял самоубийственное решение напасть на СССР, не закончив сначала войну в Европе. Неважно, говорил ли на самом деле Бисмарк свои знаменитые слова «Никогда не воюйте на два фронта!» – глупость этого решения очевидна. Немцы очень хотели сначала разгромить Англию. Но не смогли этого сделать по вполне объективным причинам. Немецкий генштаб прекрасно понимал техническую сложность задачи – перебросить войска в Англию. Тысячи единиц боевой техники, сотни тысяч солдат, миллионы тонн грузов. Особенно, учитывая превосходство британского флота над немецким. Чтобы высадка имела хоть какие-то шансы на успех, нужно было сначала добиться подавляющего превосходства в воздухе. Но и этого сделать не удалось. Во время Битвы за Британию немцы потеряли почти две тысячи самолетов и весь цвет своей авиации. И операция «Морской лев» была свернута.

И Гитлер был относительно спокоен за Атлантическое побережье. Он придерживался простой тактики: «Если мы будет держать порты, мы можем удерживать Европу». Нет порта, нет атаки – нет атаки, нет порта. В правоте такой стратегии его убедили и катастрофические для союзников результаты битвы за Дьеп.


инженеры

В августе 1942 года совместная десантная операция британцев и канадцев закончилась полным разгромом. Высадка началась в 5 часов утра, а уже к 9 часам командование союзников было вынуждено отдать приказ к отступлению. Все время операции над зоной высадки велись воздушные бои с участием 945 самолетов с обеих сторон. Потери англичан составили 106 самолетов (555 пилотов убитыми и ранеными). Люфтваффе потеряло всего 48 самолетов. Танки «Черчилль» оказались в безнадежном положении: они застряли в узких улицах города и, лишённые поддержки пехоты, были встречены сильным противотанковым огнём. В результате прорвавшиеся танки были уничтожены или брошены своими экипажами. Основная часть танков так и не преодолела укреплений береговой полосы и была уничтожена огнём береговой артиллерии и ударами пикирующих бомбардировщиков.

инженеры

Английский флот потерял один эсминец, 33 десантные баржи и 550 человек. Из 6086 высадившихся десантников 3623 были убиты, ранены или захвачены в плен (всего около 60 %). Немцы потеряли всего 561 человека убитыми и ранеными.

Если вы смотрели фильм «Дюнкерк», вы видели, какой сложнейшей задачей было просто вывезти 337 000 солдат. И это при том, что вся техника и тяжелое вооружение были брошены. А задача доставить миллионы солдат с танками, автомобилями, боеприпасами, горючим и при этом успевать эвакуировать раненых, была на порядок сложнее. Особенно учитывая, что немцы могли спокойно перебрасывать свои силы.

инженеры

Итак, на первом этапе операции "Оверлорд" самой главной и, казалось, неразрешимой была проблема портов, ведь без них высадка и снабжение крупных военных подразделений неосуществимы. Надо учесть, что в распоряжении союзников был флот – и какой! Шесть линкоров, 23 крейсера, 80 эскадренных миноносцев, а также тысячи кораблей и плавсредств вторжения. Вся эта армада предназначалась для переброски огромного количества техники и более 3 миллионов человек в составе 86 пехотных и бронетанковых дивизий. В то же время просто захватить порты Франции с моря не представлялось возможным, настолько сильно они были укреплены. Задача осложнялясь еще и тем, что в Атлантике даже летом часты сильные штормы, которые могут сделать невозможной выгрузку на необорудованном берегу. Из всех этих затруднений был найден поистине блестящий выход, который казался технически столь утопичным, что вначале не был воспринят всерьез. Но решение это оказалось в высшей степени неприятным сюрпризом для немецкой обороны.

инженеры

Одним из главных просчетов германского командования была недооценка возможностей судостроительной промышленности Англии и США и творческого потенциала их инженеров, которые за 3,5 года разработали и создали уникальное сооружение – искусственный сборный порт, названный "Малберри" (тутовая ягода). Главными его компонентами были 146 мобильных бетонных кессона длиной 60 м, которые представляли собой конструкции наподобие ящиков.

инженеры

Строительство гаваней шло в условиях строжайшей секретности с 1943 года. В сумме они состояли более чем из двухсот огромных бетонных кессонов-поплавков и семидесяти устаревших кораблей, которые нагрузили балластом и превратили в опоры-блокшивы. Это было самое дорогое инженерное сооружение в военной истории. С помощью этих гаваней на берега Нормандии было высажено более 2,5 млн людей, доставлено порядка 500 тысяч единиц техники и более 4 млн т материалов. Вместе с десантом на берег должны были сойти транспортёры, бульдозеры, мостоукладчики и другая техника. Без них преодолеть заграждения, проволоку и минные поля на берегу было бы в разы труднее.

инженеры

Высота и поперечные размеры кессонов определялись глубиной, на которой предполагалось их подтопление. Так, крупнейший из них имел водоизмещение 6000 тонн, самый маленький – 1670 т. На их строительство ушло около 250 000 кубометров бетона и 30 тысяч тонн стали. Поскольку время строительства кессонов было крайне ограниченно, а доков и стапелей, где они могли быть построены, не хватало, англичане стали выкапывать земляные ванны вблизи Темзы, в которых и создавались днищевые секции кессонов. После этого ванны заполнялись водой, секции всплывали и достройка кессонов продолжалась на плаву.

инженеры

Самым жестким нормативом в решении этой сложнейшей инженерной задачи было время. На постройку обычной гавани уходило несколько лет — и это в мирное время. Союзникам нужно было построить искусственную гавань за несколько дней. Под сильнейшим немецким огнем. Учитывая приливы, отливы и сильные штормы.

инженеры

Всего было изготовлено два таких порта, которые в полуразобранном состоянии на плаву были переправлены через Ла-Манш в процессе высадки войск. В пределах самих искусственных портов были предусмотрены плавучие пирсы и подъезды к ним, которые могли подниматься и опускаться вместе с приливом, и обеспечивали выгрузку судов прямо на берег. На пирсах имелись приспособления для разгрузки судов, установки для подачи электроэнергии, помещения для личного состава и складские помещения. Четыре плавучих пирса были приданы каждому порту "Малберри", самый длинный из них был протяженностью более полумили. Для защиты портов от штормов были подготовлены искусственные молы-волнорезы, которые представляли собой связки из устаревших судов, затопляемых по периметру прибрежного участка и создающих для "Малберри" спокойную воду. Все эти сооружения должны были обеспечить высадку сил и техники до тех пор, пока не будет захвачен первый настоящий порт.

инженеры

В процессе нормандской операции была применена еще одна выдающаяся техническая новинка – проложен бензопровод из Англии во Францию по дну пролива (операция называлась PLUTO. Pipeline Under The Ocean — «трубопровод под океаном»), благодаря чему была решена проблема горючего для полностью моторизованной армии союзников.

инженеры

Важнейшим обстоятельством как для высадки техники, так и для монтажа искусственных портов было определение состояния грунта на побережье. Данные топографии были неполными, и поэтому за пять месяцев до описываемых событий, в середине зимы, английскими пловцами-разведчиками была проведена серия уникальных операций: они выплывали ночью на пляжи Нормандии и брали пробы грунта.

инженеры

Вечером 6 июня один из восточных плацдармов в районе городка Арроманш, выбранном как место для одного из «Малберри» был захвачен; и монтаж порта начался незамедлительно. Гигантские усилия по созданию «Малберри» полностью себя оправдали. Второй из портов, установленный на самом западном и самом тяжелом плацдарме, "Омаха", был сильно поврежден и выведен из строя. Первой гавани, «Малберри А», не повезло: 19 июня на Ла-Манш налетел самый сильный шторм за последние 40 лет и вывел из строя большую часть ее кессонов. Оставшиеся пустили на ремонт «Малберри Б». Но в течение первых четырех дней после высадки, когда успех всей операции был под вопросом, именно «Малберри А» спас положение. Для войск, прорвавших атлантический вал и имевших позади себя Ла-Манш, а впереди неизвестные силы немцев, бесперебойная работа временного порта была главной подмогой. По мнению командующего союзными войсками Эйзенхауэра, постройка этих гаваней стала едва ли не самым дерзким элементом высадки в Нормандии.

Оборона немцев день ото дня ожесточалась, их силы постепенно стягивались, а упорное сопротивление сильно замедляло продвижение союзников. Захватить Шербур удалось только к концу июня. Поскольку немцы, покидая порт, взорвали постройки, на его восстановление ушло еще несколько недель. Высадка союзников во Франции началась шестого июня, но только к августу у них наконец появился полноценный порт.

via
via
via
via

инженеры инженеры инженеры инженеры

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Руководство вуза в США обязывает студентку посещать гей-парадыВашингтон. 23 июля. ИНТЕРФАКС - Руководство университета в американском городе Огаста (штат Джорджия) обязало 24-летнюю студентку Дженнифер Китон отказаться от проявления религиозных ...
Стоит написать, что посредники это зло, а СП шелупонь (или наоборот) J и тут же ...
Размышляя над мифом "в Америке запрещают называть негров неграми" (на самом деле нет, слово blacks - вполне легитимно для политического лексикона самых высоких чиновников, слово niggers - нет, но оно на наши деньги скорее переводится как "чурки"), ...
Сейчас журналисты - самые разные - начнут искать тех, кто знал Иру. Десять раз подумайте, прежде чем соглашаться на какие-либо интервью или участие в передачах. У нас много лет назад был крайне неприятный опыт, когда по итогам трагической истории ...
Торагие сойгатники! Судя по всему, слухи о бегстве пенисуального партнёра нашей и вашей Насти Дмитрук от могилизации в богомерзкий Мордор оказались не столь уж беспочвенными. Не далее как вчера у Настюхи родился новый стих на тему Прошла любовь - завяли помидоры . Читаем и плачем. ...