Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»

топ 100 блогов aleksei_turchin29.08.2017

Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»

Сегодня исполняется 20 лет гибели человеческой цивилизации. Согласно мифологии серии фильмов «Терминатор», в этот день, 29 августа 1997-го года в 9 часов 14 минут московского времени, искусственный интеллект SkyNet нанёс ядерный удар по России, которая совершила контрудар – 3 миллиарда жизней вмиг оборвалось. Выжившие назвали ту войну «Судным днём».

Учитывая, что второй «Терминатор» как раз на днях, как и обещал, вернулся в кинотеатры, сегодняшняя дата – отличный повод вспомнить тонкости создания одной из самых впечатляющих сцен легендарного блокбастера.

Безусловно, «Терминатор 2» стал революционером в использовании компьютерных эффектов и совершил для своего времени прорыв не меньший, чем «Аватар». Например, при создании жидкометаллического робота Т-1000, Кэмерон и специалисты из Industrial Light & Magic использовали технологию захвата движения, известную как motion capture, ещё до того, как... нет, не до того, как это стало мейнстримом, а до того, как этот motion capture изобрели.

Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»
Роберт Патрик на съёмках Т2

Сохранилась видеозапись, на которой актёр Роберт Патрик, сыгравший роль “жидкого”, практически голый и разлинованный на четырёхдюймовые квадраты ходит перед камерами. Его отснятые движения потом легли в основу создания сцены, когда Т-1000 появляется из пламени огня после аварии у моста. Сцена был тем "пробником", который бы показал перспективность всей затеи по созданию полностью компьютерного персонажа. Результат Кэмерона удовлетворил. The rest is history.

Но кроме прорывных компьютерных эффектов, «Терминатор 2» применил и другие киношные уловки, такие как съёмка миниатюр, оптические и практические эффекты. Об этих более осязаемых и более традиционные приёмах мне бы и хотелось поговорить.

Поиск студии и начало работ

Сцена сна Сары Коннор, во время которого она видит ракетный удар по Лос-Анджелесу, в считанные секунды превращающийся в ядерный пепел, была создана благодаря мастерам миниатюр со студии 4Ward Productions. Ранее Джеймс Кэмерон уже работал с этой студией над спецэффектами для своих лент «Чужие» и «Бездна».  Когда сценарий был готов, рукопись была передана на ознакомление главе 4Wards, которому была дана привилегия не просто узнать сюжет фильма за месяцы до премьеры, но и самому выбрать, спецэффекты к какой сцене он бы хотел сделать.

После того, как выбор был сделан в пользу сцены кошмарного сна Сары, началось создание подробных раскадровок, над которыми поочерёдно трудилось трое художников – Стив Берг, Шерман Лэбби и Фил Норвуд. Последний в итоге сменил первых двух, т.к. делал рисунки большего формата и умещал туда намного больше деталей, что существенно упрощало работу мастеров миниатюр.

Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»
Раскадровки сцены на основе сценария Дж.Кэмерона

После того, как были готовы раскадровки, начался поиск видеоматериалов, которые помогли бы правильно воссоздать механику процесса – стояла задача максимально достоверно изобразить взрывную волну. На дворе стоял 1990-ый год, никакого YouTube и интернета попросту не было, а потому специалистам пришлось собирать с миру по нитке: на видеокассете был найден фрагмент испытаний ядерного оружия, в последующем неоднократно использовавшийся в документальных фильмах и даже музыкальных видеоклипах. Другим источником вдохновения стал мультипликационный фильм «Акира». По словам Норвуда, эта экранизация японской манги была сама по себе почти идеальной готовой раскадровкой.

Ядерный гриб-танцор

Первый кадр, который предстояло подготовить мастерам из 4Ward Productions, был кадр с облаком ядерного взрыва, приобретающего форму гриба. Вариант с цифровым облаком даже не рассматривался – снимать взрыв хотели взаправду, но под натурной съёмкой неожиданно стало подразумеваться кое-то нестандартное. Глава студии предложил не устраивать никаких взрывов, пускай и миниатюрных, а сделать костюм в форме гриба и облачить в него профессионального танцора, который благодаря своей пластичности и гибкости максимально убедительно “разворачивался” из бесформенного облака в облако грибное.

Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»
Процесс создания взрыва в форме гриба

Это идеей поделились с Кэмероном и она ему даже понравилась. К счастью, дальнейшего развития она не получила – вместо костюма была собрана конструкция из плексигласа, в которой с помощью дыма и вращающихся дисков был достигнут нужный эффект.

Взрывная волна из кукурузы

Для съёмок кадров, когда взрывная волна проносится через город и сметает целые кварталы, Дж.Кэмерон собирался поступить весьма радикально. Он хотел отправиться в пустыню, собрать там макет города, обложить его взрывчаткой и взорвать. Но трудности с получением разрешений вынудили его искать другое решение.

Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2» terminator2-city.jpg
Рисованные декорации города. В левом нижнем углу видна рука художника

Первым делом был нанят вертолёт, с борта которого под нужным углом, уже определённым в раскадровках, были сделаны фотографии Лос-Анджелеса. На основе этих снимков художники Рик Рише и Ричард Килрой создали рисованные декорации, т.н. matte painting, когда в одном кадре соединялись натурные съёмки-снимки с нарисованными. Третьи слоем, совпадающим с очертаниями зданий, стал слой силуэтов – простые геометрические очертания чёрного цвета на белом фоне. Для съёмок взрывной волны применили промышленные тепловые пушки, а для достижения эффекта разноса зданий в пыль была сделана смесь из кукурузных хлопьев и мацы (маца – хлебцы из теста, не прошедшего процесс сбраживания).

Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»
Силуэты зданий, использовавшиеся для визуализации кварталов на стадии пост-продакшена

Сцену снимали очень осторожно – все говорили шёпотом, и не допускалось ни малейшего дуновения ветерка. Кто-то даже включил расслабляющую музыку, чтобы помочь сосредоточиться. Кэмерона результат просто потряс: он лично позвонил директору 4Ward, заявил, что это его любимый момент и что в данную минуту он занимается его озвучиванием.

Съёмка через зеркало и ретивый клининг

Кроме сцен общего плана, предстояло подготовить миниатюры для более крупных кадров, когда взрывная волна сносит не кварталы, а отдельно стоящие здания, деревья или транспорт. Здания сооружались путём нанесения специального материала, т.н. гипсоснег, на металлический каркас. Материал был очень лёгким и хрупким, но даже с учётом этого требовалось порядка десяти воздушных пушек, чтобы сдуть его с каркаса. Для упрощения задачи пушки заряжали шрапнелью из мелкого мусора и шариков.

На съёмку одного подходящего кадра уходило не меньше восьми дублей, причём в монтажную версию не всегда попадал лучший. Например, момент, когда взрыв сметает пассажирский автобус, был отснят безукоризненно, но при его повторном просмотре оказалось, что фон повёл себя неподобающе и Кэмерону приходилось брать более достоверный кадр с менее эффектным автобусом.

Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2» Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»
Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»
Мост и деревья до (фото 1), во время (фото 2) и после (фото 3) залпа воздушных пушек

Не обходилось без трудностей, которые героически преодолевались весьма находчивым образом. Например, Кэмерон видел одну сцену с волной, идущей строго справа налево. Но мастера из 4Ward уже выстроили весь реквизит и миниатюры так, чтобы волна шла слева направо. Переделывать макеты просто не было времени и тогда её попросту отсняли через зеркало, предварительно зазеркалив все надписи, вроде знака STOP, превратившегося в POTS.

Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»
Миниатюра квартала. Справа внизу видна часть оборудования тепловых пушек

И уж совсем неожиданные трудности подбросила клининговая компания. Её сотрудники вместо того, чтобы убирать ошмётки из мацы, гипсоснега и кукурузных хлопьев, вымели весь мусор в лице полуразрушенного города, который специалистам из 4Ward пришлось восстанавливать почти с нуля.

Итог

Инженеры апокалипсиса. Как создавалась сцена ядерного взрыва в «Терминаторе-2»

Сцена, в которой Сара видит кошмарный сон, длится считанные минуты. Но эта сцена имеет огромное значение для фильма. Эпизод не только наглядно показывает кошмар ужасов ядерной катастрофы, но и выполняет функцию триггера, переводящего Сару из режима спасающейся бегством жертвы в режим бьющейся за жизнь своего ребёнка матери. Матери, готовой пойти на всё, чтобы изменить будущее.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Неснятое кино: Каким мог быть Терминатор 2
Интересные факты о фильме "Терминатор"
(1984)
История создания фильма "Конан-Варвар" (1982)
Как снимали "Вспомнить всё", 18+ (1990)
Про "Ксеногенезис" Джеймса Кэмерона
Биография Арнольда Шварценеггера

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Полуторочасовой монолог без бумажки, дублей и перерывов. Уставший и почитаемый. С ...
С Летиции Касты некогда лепили Марианну. Я не знаю, кого можно слепить с Джона Кортахарены, но лепить обязательно надо. Давида там, или Аполлона. И если меня спросят об эталонном мужчине, то я укажу на Джона. Темпераментный испанец с пиратской ...
В Калуге гуляли много и хорошо :) А вечером, благодаря  eriza_roja , случился чудесный концерт ВИА "Татьяна". Девушки-феечки, играют на инструментах, поют песни 30х годов, голоса прекрасные, настроение задорное, рекомендую ...
Тофет: был ли Древний Карфаген вынужден приносить в жертву детей? Древний Карфаген был городом в современном Тунисе на северном побережье Африки, который основал империю более двух тысячелетий назад. Он был основан финикийцами, древней цивилизацией судостроителей и торговцев ...
Всем привет. Ребенку в 5 классе надо сделать доклад про мюзикл. Что бы ему такого показать? На русском. Полагаю, что это должен быть мюзикл без возможных разночтений — не рок-опера, не музыкальный мультфильм, и так далее. И поход в театр я организовать не успею и не осилю, будем с экрана ...