Инициатива, опасная для жизни

топ 100 блогов cynical_medpred11.06.2014 Мало кто обратил внимание, что совсем недавно Госдума рассматривала закон, принятие которого в прямом смысле стоило бы изрядного количества жизней. Причем, таким образом бы стоило, что и виновных найти и определить было бы потом крайне нелегко.

Речь идет о проекте внесения изменений в закон «О рекламе», о запрете рекламы лекарственных препаратов в СМИ. Внесен премьер-министром, одобрен министром здравоохранения. Соцопросы также нарисовали показали высокое одобрение обществом данной инициативы.

Суть в чем — авторы поправок говорят о том, что от самолечения фармпрепаратами умирает около 60 тысяч россиян в год. И ответственность за эти смерти возлагают в том числе и на недобросовестную рекламу фармпрепаратов. И говорят о том, что задача рекламы — продать. А не рассказать и объективно информировать... В общем, на первый взгляд, вроде толковые вещи говорят...

Рекламный рынок, на котором доля рекламы фармпрепаратов составляет около 10% от общего объема, естественно, восприняли негативно данную инициативу. В частности, было сказано о том, что человек должен иметь свободный выбор, чем лечиться, и должен иметь свободный доступ к информации по фармпрепаратам. И о том, что в рекламе описывается действие препаратов, а также возможные побочные эффекты. И в этом есть правда. Но лукавства — больше. Рекламщики просто не хотят потерять огромный кусок рынка. Не говоря уж про то — видел кто-нибудь хоть в одной рекламе фармы хоть слово про противопоказания? Задача рекламы — продавать. А не информировать.

Поэтому, на первый взгляд, инициатива хорошая. А вот если присмотреться — то не все так просто... Тут ведь вот какая хитрая штука. Природа — она не терпит пустоты. И отсутствие рекламы заставит людей брать информацию из других источников. А какие это будут источники? Интернет. Сотрудники аптек. Врачи. В такой последовательности.

А теперь смотрим дальше. Реклама, при всем своем явном субъективизме, врать все-таки не может. Поскольку ее проверить легко. Официоз... А вот что можно вычитать в интернете, понимают все более-менее вменяемые люди — все, что угодно. И написанное кем угодно. С сотрудниками аптек тоже сложность. Во-первых, сотрудник аптеки нацелен на получение прибыли, в первую очередь. А вот проверить, что он там советует и рекомендует покупателю — в отличие от рекламы, гораздо сложнее. Почти невозможно... Так что тут и ангажированность, и прямая коммерческая заинтересованность, и, возможно, просто непрофессионализм именно в медицинских вопросах — все может сказаться. И может сказаться очень серьезно, вплоть до смерти. И виновного потом найти, а уж тем более наказать — будет почти невозможно. Вы вот — часто рекомендации сотрудника аптеки на диктофон записываете? И еще один момент — фармацевт черпает свою информацию, опять-таки, от сотрудников фармкомпаний. И при невозможности проконтролировать, что там ему рассказывают — эффект может получиться убийственный. Как один из бесчисленного множества примеров — очень многие ведущие фармкомпании не раз были пойманы за руку на том, что их сотрудники озвучивают фармацевтам завышенные дозы препарата, необходимые для лечения. Ну, понимаете, да? Больше доза — больше таблеток продано. А уж что там с пациентом будет — то дело десятое...

И, наконец, врачи, как источники информации... Самый правильный вариант, конечно. Но многие ли пойдут к врачу в поликлинику, за этой информацией? Вопрос риторический...

Таким образом, мы имеем законодательную инициативу, инициированную и поддержанную на самом высоком уровне, введение которой ощутимо увеличивает смертность от некорректного применения фармпрепаратов. А также — ощутимо снижает качество информации о фармпрепаратах, доступной населению. И открывает дорогу на рынок БАДам и прочим около- и просто шарлатанским снадобьям. Вот такая вот замечательная инициатива...

В завершение, скажу, что все закончилось хорошо. Проект был отклонен Думой. Его и вносили-то, скорее всего, не для того, чтобы принять. Его вносили, чтобы фармбизнес и, вероятно, рекламный бизнес пролоббировали его непринятие. Ну, вы меня понимаете? :))

Ну и последнее. Как сотруднику фармы, этот закон был бы мне выгоден. Потому что все эти миллиарды, извлеченные из рекламы, хлынули бы в бюджет сейлз отделов фармкомпаний. И какая-то часть досталась бы и мне. :)) Но вот как гражданину, мне несколько неуютно оттого, что в моей стране на высшем уровне всерьез рассматривают такие инициативы... Пусть даже цель всего этого действа достаточна ясна и прозрачна. И еще неуютно от того, что эти игры с огнем остаются практически незамеченными.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Удивление внутри меня обычно начинается словами «ну как? всегда же все говорили…» И потом я думаю: «Ну, раньше некоторые говорили так, а теперь вот этот человек говорит по-другому». А кто из них прав — непонятно, может, истина — между двух крайностей, а может быть, истина вообще где-то ...
Однажды, почти сто лет назад, в маленьком городке в самом центре России появилась на свет девочка. Мама хотела назвать дочку Маей, но папа взял все в свои руки и назвал ее Олей. Шли годы, девочка росла-росла и выросла. Умницей, красавицей и счастливицей. Ну почти. Невозможно быть все ...
Мы обращаемся к главе Республики Крым Сергею Аксенову, к председателю Совета Республики Крым Владимиру Константинову, к генеральному прокурору Республики Крым Наталье Поклонской и к мэру города Керчь Олегу Осадчему. В связи со значительным увеличением пассажиропотока на Керченской пе ...
Плановые учения войск ПВО и авиации начались на полигонах Ашулук, Капустин Яр и в Каспийском море с участием кораблей Каспийской флотилии, сообщила в четверг пресс-служба ЮВО. Российские учения, проводившиеся за последние месяцы в разных регионах страны, неизменно вызывали озабоченнос ...
Конец ноября. Художник Лариса Серебренникова. ...