Инфляция, начало марта: передовой рубеж финальной битвы холодильника с телевизором
zhu_s — 06.03.2015 В сводках Росстата за крайние месяц и неделю, в зависимости от умонастроения внимающего им можно усмотреть сразу обе новости – и плохую, и хорошую. Вслед за чередой побед недавно презренных, а ныне доблестных валютных спекулянтов над долларом и евро, в результате которых последнюю удалось отбросить аж к границам начала года, инфляция снижается, как в месячных, так и особенно, в недельных данных.Сезонно скорректированный прирост индекса потребительских цен в феврале (2.1%) оказался почти вдвое ниже январского (3.7%). Замедление инфляции в месячных сезонно скорректированных данных зафиксировано впервые после введения Россией продуктовых «контрсанкций» 7 месяцев назад. Медианный недельный показатель инфляции за прошлую неделю (0.37%/нед.), очищенный от сезонных компонентов в виде плодов и овощей и административно регулируемых тарифов на услуги, опустился до уровня первых 2-х недель декабря, предшествовавших потребительской панике.
Плохая и, конечно, уже не новость - в том, что и текущая скорость роста цен, и их изменение в годовом сопоставлении, остаются слишком высокими даже по российским меркам, не говоря уже о показателях стран, на которые Россия (втайне) мечтала бы когда-либо походить. Темпы изменения базового индекса потребительских цен (БИПЦ), январский и февральский - 3.6 и 2.4% после сез. корр. соотв., годовой в феврале – 17.3%, в некотором смысле аналогичного американскому и европейскому индексам без (необработанных) еды и энергии, на порядок выше, чем у этих последних.
В США по последним опубликованным данным за январь, месячный сез. скорр. прирост этого индекса 0.2%, годовой – 1.6%; в зоне евро годовой прирост цен без необработанных еды и энергии в феврале, как и в январе – 0.6%. В обоих этих случаях сравниваться с общими индексами цен бессмысленно, поскольку в них наблюдается дефляция из-за падения цен на энергию, как в годовых, так и последних месячных данных.
Российское годовое удорожание продуктов питания (26.3% февраль к февралю прошлого года) в 1.5 раза выше базовой и общей инфляции, и оно так же примерно на порядок больше американского (3.2% за год, предшествовавший январю 2015г.). В зоне евро продовольствие за год, предшествовавший февралю, подорожало на всего 0.5%. Другими словами, инфляция, в ее нынешнем варианте, особенно чувствительна для многочисленных российских нищих.
Индексация пенсий на 11.4%, которая стала частью антикризисного плана правительства (потребовала 188 млрд. руб. дополнительных расходов, против 7.5% индексации в первоначальном варианте бюджета) фактически означает, учитывая смещённость расходов пенсионера в сторону еды, что реальный экономический спад глазами пенсионера уже составляет порядка 13%. На место пенсионера можно подставить и категории низкодоходного работающего населения, где с индексацией зарплат дело обстоит, видимо, еще проще.
Простейшая статистическая модель связи инфляции с обменным курсом рубля (на графике справа) говорит, что перенос ослабления рубля на уровень цен, вероятно. будет продолжаться, слегка затухая, как минимум до мая. В этом месяце изменение БИПЦ, возможно, впервые превысит 20% в годовом сравнении (прогноз, еще пару месяцев назад казавшийся завиральным, сегодня уже никого не удивит).
|
</> |