Индустриализация по-сталински


О начале массовой кампании индустриализации СССР было официально объявлено весной 1929 года. Имели ли большевики достаточные внутренние ресурсы для масштабной индустриализации страны? На первый взгляд, средств для решения столь грандиозной задачи в СССР не имелось. Россия коммунистами была разорена совершенно, доставшийся от царей золотой запас большевики давно проели или растратили на «мировую революцию». Кое-что из сырья СССР экспортировал, имеющаяся валютная выручка позволяла поддерживать критически важный импорт. Но никакая мобилизация наличных ресурсов, никакие реквизиции ценностей из музеев и конфискации остатков золота у неоднократно ограбленного населения не могли дать необходимые для индустриализации огромные средства. Но партия, возглавляемая "великим вождем", не растерялась в сложной ситуации и нашла очень простой выход: решили снова ограбить население. Пролетариат, как передовой класс, трогать не стали, и весь удар пришелся на «отсталый» класс – крестьянство. Оно было загнано в колхозы и трудилось там за горсть зерна в день, а также право иметь приусадебный участок. Предварительно пришлось расправиться с наиболее крепкими частными крестьянскими хозяйствами – так называемыми «кулаками». Их ограбили, полностью лишив имущества, и отправили в ссылку, сломив таким образом крестьянское сопротивление порабощению. Впрочем, "повезло" загреметь в ссылку только 2-й и 3-й категориям "кулаков", 1-я категория уничтожалась на месте. Всего было депортировано с мест постоянного проживания 2,2 млн.чел., из них в ближайшие месяцы погибло около 400 тыс. чел. от голода и холода. Кампания по раскулачиванию полностью совпала с началом индустриализации – 1929г. В колхозах производили главный продукт, которым большевики оплачивали индустриализацию – зерно, и ничто не могло помешать его экспорту. Даже чудовищный, самый масштабный в истории России голод 1931-1933гг, когда умерло по минимальным подсчетам около 7 млн. чел. на огромной территории. Сухие цифры наглядно показывают, кто виноват в огромных жертвах от голода: в 1930 году было вывезено за рубеж 48,4 млн. центнеров зерна, а в 1931 году, когда начался голод — 51,8 млн. центнеров.
БОРИС ШПОТОВ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН: «К 1933 г. требовалось построить и реконструировать около 1 500 крупных индустриальных объектов. По отечественным данным, в 1923-1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было заключено 170 договоров о технической помощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими, 18 с фирмами других стран. Хотя в рассматриваемый период наблюдалось количественное преобладание контрактов с германскими компаниями, страна нуждалась и в индустриальных гигантах американского типа. В сентябре 1927 г. при Политбюро ЦК ВКП(б) создается постоянная комиссия по техническим и научным связям с США. Американская помощь привлекалась для строительства ГЭС, развития нефтяной, горнодобывающей, угольной, химической, металлургической, электротехнической отраслей промышленности, но прежде всего для массового производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой стандартизованной продукции. Такие крупнейшие в Европе предприятия, как Днепрогэс, Сталинградский и ряд других тракторных заводов, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский (Горьковский) автозавод являлись предприятиями американского типа и происхождения. Компании International General Electric, Radio Corporation of America, Ford Motor Company, International Harvester, Dupont de Nemours сталиведущимизарубежнымипартнерамиСССР.
Внедрение американских методов было признано необходимым и в капитальном строительстве. В США проектирование происходило одновременно с рытьем котлована, разные стадии проектных работ осуществлялись бригадным методом, вместо ручного копирования чертежей использовались светокопировальные множительные машины. Стальные и железобетонные конструкции подбирались по каталогам, что обеспечивало радикальное ускорение монтажа. Крупные проектно-строительные фирмы располагали необходимым контингентом специалистов и рабочих, а строительство было почти полностью механизировано.
Архитектор Альберт Кан, спроектировавший ряд крупнейших предприятий в США, в том числе основной автозавод и сборочные заводы Форда, внедрил в СССР принцип типового промышленного строительства. Его фирма Albert Kahn , Inc . осуществляла проектирование и надзор за сооружением более 500 советских предприятий и создала в СССР школу индустриального зодчества. Сталинградский тракторный завод, построенный по ее проекту в1930 г., был сооружен в США, размонтирован, перевезен и собран под наблюдением американских инженеров. В его оборудовании участвовали более 80 американских машиностроительных компаний и несколько германских фирм. Технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Форда, строительный – американская компания Austin . Теперешний АЗЛК построен в1930 г. по образцу сборочных заводов Форда. Прототипом «Магнитки» стал принадлежащий компании U . S . Steel Corporation металлургический комбинат в г. Гэри, штат Индиана. Проектированием и строительством Днепрогэса занимались американская инженерно-строительная фирма Cooper Engineering Company и германская компания Siemens.
Многие стройки в СССР стали «интернациональными». Так, объединение «Востокосталь» заключило договор с американской фирмой Arthur McKee на проектирование Магнитогорского металлургического комбината, а с германской компанией Demag – на проектирование его прокатного цеха, еще одна немецкая фирма обязалась осуществлять буровые работы для Магнитостроя. Объединение «Всехимпром» имело 20 договоров с компаниями США, Германии, Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии. Значительная часть советских заводов и фабрик работала на стандартном электрооборудовании от International General Electric . Необходимые в машиностроении шариковые и роликовые подшипники делались в СССР на нескольких крупных заводах. Московский ГПЗ-1, который проектировала американская компания Albert Kahn , Inc ., получил техническую помощь от итальянской фирмы RIV (дочерней компании Fiat ), а его управление осуществлялось с участием шведских специалистов компании SKF . Как отмечалось ранее, фирмы США играли ведущую роль в проектировании советских предприятий, а примерно половина оборудования производилась в Германии в основном по американским спецификациям. По поставкам оборудования 1-е место занимала Германия, 2-е – США, 3-е –Великобритания».
Невероятно, но факт: во время массовых кампаний политических репрессий «органы» умудрились осудить целый ряд иностранных технических специалистов, главным образом британских, германских и американских. Они обвинялись в том, что под прикрытием филиалов своих фирм развернули в СССР шпионскую резидентуру и занимались «вредительством».
Цитата: «Представитель английской мясной фирмы «Унион» Фотергил в 1924 году по приезде в Москву установил связь с Рязанцевым, которого знал давно. До революции фирма «Унион» имела в России свои холодильники, а при Советской власти хотела получить в концессию беконное производство. После нескольких встреч с Рязанцевым Фотергил предложил ему создать контрреволюционную вредительскую организацию, которая путём разрушения мясной и холодильной промышленности боролась бы с Советской властью, эта вредительская организация стремилась создать в стране голод, вызвать недовольство среди широких рабочих масс.» Трудно вообразить, как можно разрушить советское мясное производство путем поставок холодильников и племенных бычков, но у НКВД как-то получалось. Были арестованы многие американские специалисты на ГАЗе; ряд специалистов германской фирмы AEG (Всеобщая компания электричества) оказались под судом во время дела Промпартии, часть из них были осуждены к условным срокам заключения. В ведении шпионажа и вредительстве обвинялись, например, специалисты британских компаний «Лена-Гольдфилдс» и «Метро-Виккерс». Они обвинялись, в частности, в поджоге обогатительной фабрики в 1929 году; в результате расследования было, несмотря на протесты Британии, осуждено 27 человек.
К1940 г. было построено около 9 тыс. новых заводов. К концу второй пятилетки по объёму промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. На созданной индустриальной базе появилась масса оборонных заводов, стало возможным проведение масштабного перевооружения армии. За время первой пятилетки оборонные расходы выросли до 10,8 % бюджета, это тяжелым грузом лежало на плечах экономики и всего народа. Уже в 1933г., (можно сказать, на крестьянских костях) РККА имела более 3000 танков – больше, чем у всех остальных стран, вместе взятых. В это время у Германии не было ни одного танка. Это к вопросу – кто кому угрожал. Кстати, к началу войны Германия так и не сумела догнать СССР по количеству танков.
Таким образом, можно сделать вывод, что ко Второй Мировой войне СССР подготовился серьезно. Вопрос только в том – какой ценой и почему тогда перед врагом отступали до Волги? Поклонники «великого вождя» обычно утверждают, что лично Сталин отвечает только за все хорошее, а во всем плохом виноваты своевременно недобитые разнообразные враги. Любопытно однако, что в сталинском СССР индустриализация была проведена именно с помощью разного типа врагов. Внешний классовый враг - мировая буржуазия - давала кредиты, технологии и станки; внутренний классовый враг – крестьянство – все это оплачивало своим трудом и жизнями.
|
</> |