Индустриализация по-сталински
Сообщество «Политика» — 05.03.2015 После Гражданской войны страна лежала в разрухе, миллионы людей погибли или эмигрировали. В 20-е гг. большевистская власть предприняла отчаянные попытки начать индустриализацию своими силами, чтобы не идти на поклон к мировым буржуям. Все-таки декларировалось, что у нас передовое пролетарское государство, а скоро таким станет и весь мир. Однако быстро выявилось, что родные советские кадры имеют низкую квалификацию, а часто и просто малограмотны, а денег просто нет. Строительство целого ряда заводов шло черепашьими темпами. Серьезная промышленность требует серьезного подхода, идеологические заклинания тут не помогают.О начале массовой кампании индустриализации СССР было официально объявлено весной 1929 года. Имели ли большевики достаточные внутренние ресурсы для масштабной индустриализации страны? На первый взгляд, средств для решения столь грандиозной задачи в СССР не имелось. Россия коммунистами была разорена совершенно, доставшийся от царей золотой запас большевики давно проели или растратили на «мировую революцию». Кое-что из сырья СССР экспортировал, имеющаяся валютная выручка позволяла поддерживать критически важный импорт. Но никакая мобилизация наличных ресурсов, никакие реквизиции ценностей из музеев и конфискации остатков золота у неоднократно ограбленного населения не могли дать необходимые для индустриализации огромные средства. Но партия, возглавляемая "великим вождем", не растерялась в сложной ситуации и нашла очень простой выход: решили снова ограбить население. Пролетариат, как передовой класс, трогать не стали, и весь удар пришелся на «отсталый» класс – крестьянство. Оно было загнано в колхозы и трудилось там за горсть зерна в день, а также право иметь приусадебный участок. Предварительно пришлось расправиться с наиболее крепкими частными крестьянскими хозяйствами – так называемыми «кулаками». Их ограбили, полностью лишив имущества, и отправили в ссылку, сломив таким образом крестьянское сопротивление порабощению. Впрочем, "повезло" загреметь в ссылку только 2-й и 3-й категориям "кулаков", 1-я категория уничтожалась на месте. Всего было депортировано с мест постоянного проживания 2,2 млн.чел., из них в ближайшие месяцы погибло около 400 тыс. чел. от голода и холода. Кампания по раскулачиванию полностью совпала с началом индустриализации – 1929г. В колхозах производили главный продукт, которым большевики оплачивали индустриализацию – зерно, и ничто не могло помешать его экспорту. Даже чудовищный, самый масштабный в истории России голод 1931-1933гг, когда умерло по минимальным подсчетам около 7 млн. чел. на огромной территории. Сухие цифры наглядно показывают, кто виноват в огромных жертвах от голода: в 1930 году было вывезено за рубеж 48,4 млн. центнеров зерна, а в 1931 году, когда начался голод — 51,8 млн. центнеров.
БОРИС ШПОТОВ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН: «К 1933 г. требовалось построить и реконструировать около 1 500 крупных индустриальных объектов. По отечественным данным, в 1923-1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было заключено 170 договоров о технической помощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими, 18 с фирмами других стран. Хотя в рассматриваемый период наблюдалось количественное преобладание контрактов с германскими компаниями, страна нуждалась и в индустриальных гигантах американского типа. В сентябре 1927 г. при Политбюро ЦК ВКП(б) создается постоянная комиссия по техническим и научным связям с США. Американская помощь привлекалась для строительства ГЭС, развития нефтяной, горнодобывающей, угольной, химической, металлургической, электротехнической отраслей промышленности, но прежде всего для массового производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой стандартизованной продукции. Такие крупнейшие в Европе предприятия, как Днепрогэс, Сталинградский и ряд других тракторных заводов, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский (Горьковский) автозавод являлись предприятиями американского типа и происхождения. Компании International General Electric, Radio Corporation of America, Ford Motor Company, International Harvester, Dupont de Nemours сталиведущимизарубежнымипартнерамиСССР.
Внедрение американских методов было признано необходимым и в капитальном строительстве. В США проектирование происходило одновременно с рытьем котлована, разные стадии проектных работ осуществлялись бригадным методом, вместо ручного копирования чертежей использовались светокопировальные множительные машины. Стальные и железобетонные конструкции подбирались по каталогам, что обеспечивало радикальное ускорение монтажа. Крупные проектно-строительные фирмы располагали необходимым контингентом специалистов и рабочих, а строительство было почти полностью механизировано.
Архитектор Альберт Кан, спроектировавший ряд крупнейших предприятий в США, в том числе основной автозавод и сборочные заводы Форда, внедрил в СССР принцип типового промышленного строительства. Его фирма Albert Kahn , Inc . осуществляла проектирование и надзор за сооружением более 500 советских предприятий и создала в СССР школу индустриального зодчества. Сталинградский тракторный завод, построенный по ее проекту в1930 г., был сооружен в США, размонтирован, перевезен и собран под наблюдением американских инженеров. В его оборудовании участвовали более 80 американских машиностроительных компаний и несколько германских фирм. Технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Форда, строительный – американская компания Austin . Теперешний АЗЛК построен в1930 г. по образцу сборочных заводов Форда. Прототипом «Магнитки» стал принадлежащий компании U . S . Steel Corporation металлургический комбинат в г. Гэри, штат Индиана. Проектированием и строительством Днепрогэса занимались американская инженерно-строительная фирма Cooper Engineering Company и германская компания Siemens.
Многие стройки в СССР стали «интернациональными». Так, объединение «Востокосталь» заключило договор с американской фирмой Arthur McKee на проектирование Магнитогорского металлургического комбината, а с германской компанией Demag – на проектирование его прокатного цеха, еще одна немецкая фирма обязалась осуществлять буровые работы для Магнитостроя. Объединение «Всехимпром» имело 20 договоров с компаниями США, Германии, Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии. Значительная часть советских заводов и фабрик работала на стандартном электрооборудовании от International General Electric . Необходимые в машиностроении шариковые и роликовые подшипники делались в СССР на нескольких крупных заводах. Московский ГПЗ-1, который проектировала американская компания Albert Kahn , Inc ., получил техническую помощь от итальянской фирмы RIV (дочерней компании Fiat ), а его управление осуществлялось с участием шведских специалистов компании SKF . Как отмечалось ранее, фирмы США играли ведущую роль в проектировании советских предприятий, а примерно половина оборудования производилась в Германии в основном по американским спецификациям. По поставкам оборудования 1-е место занимала Германия, 2-е – США, 3-е –Великобритания».
Невероятно, но факт: во время массовых кампаний политических репрессий «органы» умудрились осудить целый ряд иностранных технических специалистов, главным образом британских, германских и американских. Они обвинялись в том, что под прикрытием филиалов своих фирм развернули в СССР шпионскую резидентуру и занимались «вредительством».
Цитата: «Представитель английской мясной фирмы «Унион» Фотергил в 1924 году по приезде в Москву установил связь с Рязанцевым, которого знал давно. До революции фирма «Унион» имела в России свои холодильники, а при Советской власти хотела получить в концессию беконное производство. После нескольких встреч с Рязанцевым Фотергил предложил ему создать контрреволюционную вредительскую организацию, которая путём разрушения мясной и холодильной промышленности боролась бы с Советской властью, эта вредительская организация стремилась создать в стране голод, вызвать недовольство среди широких рабочих масс.» Трудно вообразить, как можно разрушить советское мясное производство путем поставок холодильников и племенных бычков, но у НКВД как-то получалось. Были арестованы многие американские специалисты на ГАЗе; ряд специалистов германской фирмы AEG (Всеобщая компания электричества) оказались под судом во время дела Промпартии, часть из них были осуждены к условным срокам заключения. В ведении шпионажа и вредительстве обвинялись, например, специалисты британских компаний «Лена-Гольдфилдс» и «Метро-Виккерс». Они обвинялись, в частности, в поджоге обогатительной фабрики в 1929 году; в результате расследования было, несмотря на протесты Британии, осуждено 27 человек.
К1940 г. было построено около 9 тыс. новых заводов. К концу второй пятилетки по объёму промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. На созданной индустриальной базе появилась масса оборонных заводов, стало возможным проведение масштабного перевооружения армии. За время первой пятилетки оборонные расходы выросли до 10,8 % бюджета, это тяжелым грузом лежало на плечах экономики и всего народа. Уже в 1933г., (можно сказать, на крестьянских костях) РККА имела более 3000 танков – больше, чем у всех остальных стран, вместе взятых. В это время у Германии не было ни одного танка. Это к вопросу – кто кому угрожал. Кстати, к началу войны Германия так и не сумела догнать СССР по количеству танков.
Таким образом, можно сделать вывод, что ко Второй Мировой войне СССР подготовился серьезно. Вопрос только в том – какой ценой и почему тогда перед врагом отступали до Волги? Поклонники «великого вождя» обычно утверждают, что лично Сталин отвечает только за все хорошее, а во всем плохом виноваты своевременно недобитые разнообразные враги. Любопытно однако, что в сталинском СССР индустриализация была проведена именно с помощью разного типа врагов. Внешний классовый враг - мировая буржуазия - давала кредиты, технологии и станки; внутренний классовый враг – крестьянство – все это оплачивало своим трудом и жизнями.
|
</> |