Индия. Война с наксалитами...


Наксалиты
Арундати Рой. Из статьи "В пути с товарищами" (2010 год):
"Всякий раз казалось, что маоисты (или их предыдущие воплощения) не просто терпели поражение, но были буквально, физически истреблены. И всякий раз они возрождались - более организованными, более решительными и более влиятельными, чем когда-либо раньше.
Сегодня восстание вновь охватило богатые полезными ископаемыми земли Чхаттисгарха, Джаркханда, Ориссы и Западной Бенгалии. Одним - миллионам людей из индийских племён - это родина, другим - корпоративному миру - лакомый кусок.

Либералам легко успокоить свою совесть, поверив в то, что война в лесах - это война между правительством Индии и маоистами, называющими выборы обманом, парламент - свинарником и открыто провозглашающими своей целью свержение индийского государства. Удобно забыть и о том, что племена Центральной Индии имеют свою историю сопротивления, которая началась за сотни лет до появления маоистов. (Но это банальность: если бы у племён не было этой истории, их бы уже не существовало).
Хо, ораоны, колы, санталы, мунда и гонды - все они не раз восставали: против англичан, против заминдаров (наследственных держателей земли - ред.) и ростовщиков. Эти восстания были жестоко подавлены, многие тысячи людей - убиты, но племена никогда не покорялись.
Даже после обретения Индией независимости племена стали очагом первого восстания, которое можно назвать маоистским - восстания в деревне Наксальбари в Западной Бенгалии (отсюда происходит слово "наксалиты", используемое сейчас наравне с термином «маоисты»). С тех пор деятельность наксалитов была неразрывно связана с восстаниями племен, что весьма красноречиво говорит как о племенах, так и о наксалитах.

Наксалиты
Эта традиция сопротивления породила ярость в людях, сознательно изолируемых и маргинализируемых индийским правительством. Индийская конституция - "нравственный фундамент" индийской демократии - была принята парламентом в 1959-м году. Для индийских племён этот день стал роковым. Конституция санкционировала внутреннюю колониальную политику и дала государству право распоряжаться родными для этих племён землями. Она в одночасье превратила целые племена в захватчиков собственной земли. Она отказала им в традиционном праве на "продукты леса" и сделала весь их образ жизни противозаконным. В обмен на право голосовать она отняла их право на жизнь и достоинство.

Одним росчерком пера лишив людей земли и заставив их скатиться к крайней нужде, правительство начало использовать бедность людей против них самих. Каждый раз, когда требовалось переместить большое количество людей - для строительства плотин, ирригационных проектов, копей - оно говорило о "приобщении племён к господствующей культуре" и предоставлении им "плодов современного развития".
Из десятков миллионов перемещённых людей (более 30 миллионов было выселено только из-за строительства крупных плотин) - беженцев, порождённых индийским «прогрессом» - подавляющее большинство является представителями племенных народностей. Так что когда правительство начинает вести разговоры о "благополучии" племён - самое время начать беспокоиться.

Недавно это правило вновь подтвердил министр внутренних дел П. Чидамбарам, заявивший, что он не желает, чтобы племена существовали как "музейный экспонат". Вот только в бытность его корпоративным юристом, представлявшим интересы нескольких крупных горнодобывающих компаний, благополучие племён не являлось для него таким уж приоритетом. Поэтому стоит задаться вопросом по поводу реальной природы внезапно появившегося у министра беспокойства о жизни этих племён.

За последние пять лет правительства Чхаттисгарха, Джаркханда, Ориссы и Западной Бенгалии подписали с корпорациями сотни "Меморандумов о взаимопонимании" стоимостью в несколько миллиардов долларов (все они секретны), для строительства сталелитейных заводов, железодобывающих предприятий, электростанций, алюминиевых заводов, плотин и копей. Чтобы перевести подписанные соглашения в реальные деньги, племена необходимо переселить.
В результате - эта война..."
|
</> |