Индейцы, вообще говоря, не терпели общих и главных вождей...
bigfatcat19 — 10.01.2018 Белые никак не могли (да и не хотели) взять в толк, что если глава какой-то банды говорит, что заключает мир, он мирится только от имени своего не слишком большого клана, да и то вряд ли станет ручаться за молодых воинов. Тем не менее, на Великих Равнинах был народ, который признавал над собой главенство одного человека, которого слушался почти беспрекословно. Этим народом были Восточные Шошоны, обитавшие на территории современного Вайоминга, а вождем, которому они подчинялись был Вашакай (Washakie):Его имя переводится на язык бледнолицых либо как "Боевая погремушка" (потому что он изобрел специальную трещетку из тыквы, которой пугал в сражениях вражеских коней), либо "Стреляет На Бегу". Вашакай был охренительной личностью. Начать с того, что он прожил почти сто лет, а может даже и сто два года. При этом старик до конца своих дней оставался в трезвом уме и твердой памяти. Кроме того, он дольше кого-либо из известных индейцев и, пожалуй, белых, оставался на тропе войны. Во время Великой Войны с Народом Сиу 1876-1877 гг он командовал союзным контингентом Шошонов и Кроу, выступавшим на стороне Армии США и сопровождал колонну генерала Крука. В битве при Роузбад (о которой я писал очень давно) индейцы сыграли очень серьезную роль и даже спасли кое-каких своих незадачливых белых союзников.
Вашакай был последовательным сторонником мирного сосуществования с белыми. Тому были особые причины, которые я как-нибудь освещу, и которые прольют свет (это такой Калом Бур ) на мягкие и незлобивые нравы коренных обитателей Северной Америки, которые жили, как пони и срали бабочками, пока их не испортили вредные бледнолицые. Лишь когда все войны кончились, Вашакай позволил себе один раз выйти из себя. В 1885 году его непутевый сын бухал с плохими белыми людьми, после чего все произошло почти как у русских, и собутыльники грохнули инджуна. Старый вождь объявил, что его терпение лопнуло и он лично выходит на тропу войны, потому что теперь-то племени точно уже ничего не грозит - большие войны закончились (это говорит нам о том, что будучи прозорливым человеком, пророческого дара Вашакай не имел и не предвидел веселухи, которая ждала Северо-Запад через какие-то пять лет). Положение спас миссионер Американской Епископальной Церкви Джон Робертс. Миссионер был направлен в этот район двумя годами ранее и уже успел отгрохать в резервациях Шошонов и Арапахо, а также окрестностях, семь церквей. Кроме того, он учил шошонский язык и помогал разбираться, когда инджунам недодавали пайки. Робертс пришел к вождю и предложил свою жизнь за жизнь его сына. Вождь согласился и взял дробовик. Робертс опустился на колени и начал молиться. Вашакай понял, что белый не шутит. "Ну, охуеть теперь!" - сказал восьмидесятипятилетний вождь, понимая, что больше не хочет никого убивать. Вождь и поп подружились. Робертс окончательно выучил язык Шошонов и написал ряд работ об этом народе. Вашакай помог попу открыть школу для девочек, где юных школьниц(тм) учили английскому языку и всяким полезным в нормальной жизни ремеслам, потому что навыки скобления шкур снятым с карабина латунным затыльником на рубеже столетий выглядели несколько старомодно. За три года до смерти вождь крестился и упокоился в лоне Епископальной Церкви.
Но это все была прелюдия, а сейчас будет собственно главный анекдот. В пятидесятые годы, когда через равнины потянулись караваны сперва на Восток, а потом обратно (как ни странно, но Айдахо и Вайоминг заселялись белыми, которые переселялись ИЗ Калифорнии), Шошоны стали думать, какой политики им придерживаться. С одной стороны, от белых они получали всякие полезные ништяки, которые единственно и спасали сравнительно малочисленный народ от добросердечных соседей, часть из которых горела желанием напомнить Шошонам события полуторавековой давности, а другие просто выпиливали к херам всем, потому что у краснокожих тоже были популярны идеи о Манифест Дестини и Лебенсраум. С другой, всякие молодые горячие головы петушились, что, мол, нахер белых, понаехали тут, давайте на них набигать. Осенью банды собрались в одном месте, чтобы посоветоваться и обсудить. Большинство представителей старшего поколения стояли за сохранение статус кво в отношениях с белыми. Молодые, как водится, обзывали старших бабами и говорили, что те зассали. Слово взял Вашакай и сказал, что как раньше жили с бледнолицыми в мире, так и будем дальше. Вашакая в лицо бабой называть было сыкотно, но из дальних рядов всякими тонкими голосами потребовали пояснить за такой странный пацифизм. Вашакай, ни слова не говоря, достал из расшитой бисером кобуры Кольт Драгун, который ему вручили во время подписания Договора у Форта Ларами:
Все как-то сразу ощутили, что вечер перестает быть томным. Молодежь притихла. Вождь поднял револьвер над головой и сказал:
"Вот это сделали белые".
Затем Вашакай обвел взглядом толпу и, выбрав патриота помоложе и понепримиримей, приказал ему выйти в круг. Воен, конечно, ссал, но отступать было некуда, и он вышел. Вашакай отечески дал ему подзатыльника, после чего снял с юноши колчан с луком и стрелами, поднял другой рукой и сказал (по-шошонски, естественно):
"А вот это все, что умеем делать мы"
"Еще вопросы будут, ебанашки?"
Вопросов больше не было. До окончания индейских войн Шошоны оставались верными союзниками белых, и в результате выторговали себе отличные резервации. Как, впрочем, и их союзники Кроу.
На этом обеденный перерыв подошел к концу.
|
</> |