Императорский фарфоровый завод

Завод был основан ещё в 1744 году, но период его настоящего расцвета и общероссийской популярности пришёлся на годы советской власти. Сейчас он выпускает в год два миллиона изделий, четырёх тысяч наименований.

Для получения фарфоровой посуды или статуэтки необходимо выполнить до 80 технологических операций. Фарфоровая масса изготавливается из тонких смесей каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов и включает до 40 различных добавок.
В первом цеху, который мы увидели, работают живописцы, они вручную расписывают посуду по уже имеющимся образцам

Живописец-штамповщик украшает золотыми оттисками посуду.

Наиболее сложные и редкие узоры в виде схем записаны в блокнот, а что-то можно просто сходить и посмотреть на стенде с образцами.

Золотую краску разводят лавандовым маслом и над рабочим местом стоит приятный аромат )
Вот такая красота в результате получается.

За день мастер должен сделать от 35 таких чайных наборов.

Золотая краска хранится в отдельном помещении и только единицы имеют туда доступ

Для изготовления посуды с ровной поверхностью используют деколь — переводную картинку, напечатанную керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытую специальным лаком. При обжиге уже декорированного изделия плёнка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остаётся рисунок.




Белая посуда пока ждёт своего часа )

Следующий цех - отливочный
Фигурки животных и скульптуры изготавливаются из «мягкого» фарфора, обжигаемого при температуре до 1280°С. В его состав входят те же компоненты, только с более высоким содержанием полевого шпата.


Жидкая фарфоровая масса (шликер) подаётся в цех по специальному трубопроводу

И заливается в готовые гипсовые формы: мастер Дина нам всё подробно показала и рассказала.


Некоторое время отстаивается, затем сливается лишний раствор

И петушок почти готов !

Осталось только довести до ума : зачистить швы, обжечь и расписать )


Вазы и крупные скульптуры отливаются в другом цеху

Работка эта не для слабаков и мастер Ольга живой тому пример!


Ворочить тяжеленные формы - силушка нужна !

А у ловкой Ольги легким движением рук, на свет появляется ещё один медведь

Лапку приклеили и вуаля )


Костяной фарфор имеет особую прочность, изящность и прозрачность за счёт добавления в раствор костяной муки (изготавливают которую только из бедренных костей КРС).

Ручки к чашечкам тоже приклеивают вручную

Сушат

И глазурируют

Для того чтоб глазурь покрывала посуду равномерно и были видны все огрехи в неё добавляют фуксин, который окрашивает всё в сиреневый цвет.

После обжига краска выгорает, и посуда приобретает привычный белый цвет.

Ещё запомнилась очень доброжелательная и уютная обстановка в цехах. Все улыбчивые и приветливые, с удовольствием отвечали на все наши, порой довольно дурацкие вопросы ) Люди работают на заводе по 30 и более лет, недавно один мастер отмечал 60ти летний юбилей трудового стажа. И практически каждый мастер, с которым мы общались, говорил что самое приятное в его работе это дружный коллектив!
А по окончанию экскурсии мы все пошли в магазин )






|
</> |