Имеют ли депортированные народы моральное право на обиды?

Проверить это можно только одним научным способом, схожим с изучением спила дерева, где по годовым кольцам можно понять какой год был худой, а какой благоприятный. В роли спила будет выступать данные переписи 1970 года, которая зафиксировала численность живущих поколений от 0 до 100 лет. Для примера сравненим ситуации Чечено-Ингушетии и Смоленской области:

Данные отсюда.
На графике розовым я выделил область спада рождений в период 1941-45 годов. Правее по шкале численность поколений, рожденных до войны. Ближайшее поколение 1936-1940 годов рождения я выделил желтым. Полагаю, что тем больше разница между этими поколениями, тем хуже пришлось населению региона в годы войны. Так жителям Смоленской области, бывшим под оккупацией немцев явно пришлось хуже, чем чеченцам и ингушам, которые были в депортации с 1944 года.
По этому принципу сравнения численности двух поколений я сделал диаграмму с регионами, бывшими под оккупацией и не бывшими, но не попавшими под депортацию:

Как видно из нее, чечены и ингуши пострадали в годы войны меньше этих регионов. Это логично, ведь пока наши деды воевали и погибали, а наши бабушки надрывались на колхозных полях и работали за станками, некоторые народы массово дезертировали из Красной армии в ожидании прихода нацистов. Потому у них и с рождаемостью в годы войны оказалось гораздо лучше и детская смертность была меньше, чем у всего советского народов, воевавшего с Гитлером не на жизнь, а на смерть.
Им не обижаться нужно на Сталина, пощадившего их дедов от трибунала и скоротечного суда по законам военного времени, а ставить ему памятники за спасение нации от вымирания, если бы он поступил с их мужской частью населения по законам СССР.
И кстати, а должны ли требовать компенсации 17 млн. эвакуированных гражданских в годы войны? Ведь их увозили на Восток в гораздо более худших условиях, чем депортированных.