"Имеешь жатку — ты кулак"...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Имеешь жатку — ты кулак...](/images/main/imeesh-jatku-ti-kulak-f2a6c4.jpg?from=https://sun9-28.userapi.com/impf/Yd8h3P36CMnU09N-2e-8PZn4j8uTAFIGw9jZ-g/tH1vjUlKDmQ.jpg?size=800x592&quality=96&proxy=1&sign=987eaf4e64644576ec724339864fd1d3&type=album)
Стремоусов Леонид Григорьевич, 1918 год, дер. Кривошеи
Помню коллективизацию… По нашей деревне и округе происходило одно и то же. Это было бурное очень время. Крестьянину не так-то было просто отказаться от своей собственности, скота, инвентаря, земли, которая была нажита дедами и отцами. После Октября земля была разделена по душам, и каждый крестьянин обрабатывал свой надел земли. Как он ее обработает, удобрит — зависел урожай зерновых, овощей и т. д. Перед коллективизацией года за три-четыре появились в продаже молотилки, жнейки и плуги «Мцыри» двухколесные — Белохолуницкие с одним колесом, очень удобные и легкие в работе — вместо деревянных сох. Крестьянин на последние гроши все это приобретал. Бороны делали сами. Но не каждый мог купить, особенно молотилку и жатку. Ну, плуги были почти у каждого. Которые жили получше, имели не по одному плугу. А если у крестьян было побольше сыновей, то есть было кому работать, — и жили получше. Ведь жили все одной семьей, не отделялись. Раньше хозяин был в доме дед. Жили два-три сына да у них дети большие. Все не могли ослушаться деда. Вот в таких семьях и стали заводить технику. Имели не по одной корове, овцы, свиньи, лошади. Ведь каждую семью кормить надо.
Правда, некоторые семьи перед коллективизацией разделились. Которые были пограмотней, уехали в города. Коллективизация была в 1930–1931 годах. Кто не шел в колхоз, облагали твердым налогом и одновременно начинали раскулачивать крестьян. Вот эта самая техника и сыграла роль в раскулачивании. Имеешь молотилку, жатку(1), плуг — ты кулак, и пошло-поехало. Да и была, видимо, установка такая для раскулачивания: не должно быть в деревне, чтоб не было кулака.
Раскулачивали самых трудолюбивых мужиков. Беднота, были и такие крестьяне — кто один, кто больной. Но были бедняки и лодыри, сейчас мы их называем тунеядцами. Средним считался: имеешь одну-две лошади, корову с подростками «полуторных и мекишних», т. е. теленок. Овец три-четыре, два поросенка. У всех было по четыре-пять и более детей, работали много, но дети умирали. Всех ведь накормить, одеть, обуть надо. Плели лапти, ходили все лето, весной и осенью в них, кожаной обуви было мало.
Конечно, не все сразу шли в колхозы — боялись. Но колхозы организовывали повсеместно.
(1) жатка - машина для скашивания сельскохозяйственных культур.
В. А. Бердинских
Речи немых (Глава 2. Сплошная коллективизация)
Пропагандистский плакат "Долой кулака из колхоза!", 1930
Найдено здесь: https://vk.com/kto_takoi_russkii?w=wall-188278273_452
![ÐобавиÑÑ Ð² дÑÑзÑÑ Ðнопка](/images/main/imeesh-jatku-ti-kulak-0295f4.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/von_hoffmann/11888770/227671/227671_original.jpg)
или
![Имеешь жатку — ты кулак...](/images/main/imeesh-jatku-ti-kulak-00458e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/von_hoffmann/11888770/221184/221184_original.jpg)
|
</> |