
Иллюстратору на заметку: Логика и персонажи

Сейчас уже мало кого удивляют ситуации, когда иллюстраторы детских книг сами становятся авторами забавных и вполне успешных историй. Однако мало кто из сторонних наблюдателей задумывается над тем, какую огромную работу проделывает книжный иллюстратор и по совместительству автор книг с вымышленными персонажами. Ведь для книги нужно, как правило, придумать целый мир, работающий по собственным, доселе невиданным правилам.

С людьми-персонажами часто всё понятно и просто, потому что автор может использовать привычную логику отношений. Но как поступать, когда главный герой — котик или собачка? Тогда сложно ответить даже на такой простой вопрос, какого размера будут герои. Будут ли это говорящие существа в мире людей или полностью новый мир? Если в этом мире всё же будут люди, то насколько антропоморфными будут герои-животные? Каковы будут пропорции, время, место, развитие технологий? Какой будет логика изображений и повествований?
Порою можно оставить всё так, как есть и показывать обычный мир глазами милого, даже глупого животного, как в случае с персонажем известной и всеми любимой Юдит Керр в сказках о приключениях кошки по имени Мог, которая обожала вареные яйца.

А можно сделать, как у Фёдора Хитрука в «Каникулах льва
Бонифация»: «Однажды артист цирка, маленький лев Бонифаций, с
удивлением узнал, что у всех детей бывают… каникулы! И – о чудо!
Его тоже отпустили из цирка на каникулы. Решено – он едет к бабушке
в Африку. А там столько интересного! Столько новых знакомств и
прекрасных приключений!» Бонифаций — просто часть общества, такая
же, как остальные люди-звери.
Типы историй
В принципе большинство историй для детей можно условно разделить на
5 категорий:
{1} книги, в которых существуют миры, параллельные
человеческим, иногда c возможностью перехода между ними (например,
«Алиса в стране чудес»);
{2} книги о человеческом мире со сказочными
существами (например, «Петтсон и Финдус», «Щелкунчик», «Золушка»,
«Пиноккио»);
{3} фентезийные книги с альтернативными сценариями
развития человечества и населяющими его существами (например,
«Властелин колец»);
{4} книги, в которых существуют разумный мир
полностью без людей, а логика человеческих взаимоотношений
переносится на жизнь животных персонажей (например, «Ветер в
ивах»);
{5} книги, в которых разумный, точнее говорящий
мир — это только люди (например, «Филипок»).

Думаю, что с {3} и {5} сценариями всё понятно — можно не рассматривать их детально. Что до остальных, тут возникает целый ряд изобразительных проблем, связанных с пропорциональными соотношениями героев, детализацией и правдоподобием миров. Например, будет ли герой-слон иметь такой же размер, как герой-волк?




Насколько изображаемые персонажи будут близки к реальности или
наоборот, насколько сказочными?
В каком времени будут разворачиваться события?
В какой реальности или измерении?
Мотаем на ус: Смотрим, как подобные проблемы решили иллюстраторы в уже существующих книгах, и насколько разрыв шаблонов помогает художнику или осложняет ему жизнь.
Человеческий мир со сказочными персонажами
Начну с примера, когда в книге речь о человеческом мире, отношения
героев в котором выстраиваются по логике, придуманной автором:
серия историй Свена Нурдквиста о Петтсоне и Финдусе.

В самом начале Финдус — просто домашний кот, который
оказывается особенным: начинает говорить, просит штаны, шапку и
лыжи, ходит на двух лапах, учится читать и писать, да и вообще
воспринимается скорее как маленький мальчик, чем домашнее животное.
В мире Петсона и Финдуса есть другие люди и другие домашние
питомцы: говорящие куры и Муклы - некие существа-домовушки,
второстепенные персонажи, дополняющие картину мира.

Только вот из животного мира Финдус может разговаривать только с курицами. Собака Густавссона — просто глупая, лающая собака, как и быки, коровы, поросята и прочие. Правило Нурдквиста: Финдус общается только с домашними.
Мотаем на ус: Какое правило будет в вашем мире? Как персонажи будут общаться друг с другом и по каким законам жить?
Мир без людей
Один из упрощённых видов
историй, когда не нужно соображать, как себя ведут животные среди
людей. Животные в таких историях — новые люди. Как, например, в
истории Кеннета Грэма (1859–1932) «Ветер в Ивах». Барсук, жаба,
крот и выдра — все практически одного роста. Они прототипы людей и
связанных с ними качеств: старший друг, мечтатель,
авантюрист, приземлённая практичная личность. И хотя в книге
нет точных описаний размеров героев, практически все иллюстраторы
этой сказки изображают животных антропоморфными.
Такого же плана — связать характеристики людей и животных придерживались и создатели мультипликационного сериала «Beastars», в котором персонажи изображены по сути дела как люди с головами животных. Сюжет как у Йоханнеса выше в иллюстрациях «Лис Райнеке».


Мотаем на ус: Если вы продумываете свою историю, которую соберётесь иллюстрировать, то подобные визуальные упрощения во многом облегчат вам жизнь.
Мир с людьми и другими говорящими
существами
Куда труднее пришлось создателям мультипликационного фильма «Bee
movie», в котором создатели были вынуждены придерживаться пропорций
в мире, где люди умеют разговаривать с пчёлами, комарами и прочими
существами со своими микро эко-системами.

Подобную проблему ещё в позапрошлом веке довольно удачно решила Сельма Лагерлёф в «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». Нильса просто уменьшили и даровали ему способность говорить с животными.
Например, серии историй Ханса де Бера о белом медвежонке Ларсе и его друзьях — люди всего лишь статисты. Мир людей и животных существует параллельно друг от друга и пересечение происходит только в тех случаях, когда Ларс забредает на станцию полярников или нечаянно улетает на воздушном шаре.


Естественно, о детских книгах и персонажах можно говорить бесконечно. Какие персонажи поселятся на страницах ваших книг? С кем они смогут общаться из фантастических существ? Какие задачи решать? Выбор за вами!


|
</> |
