Иконоксероксы
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
"Копируя икону человек всесторонне познает ее и невольно приходит в соприкосновение с тем миром, который в ней заключен".
В иконе не заключено никаких миров. Это как раз и есть особенность иллюзорности светской живописи, которая формирует ощущение некоего иного мира, а картина - дескать, окно в него.
Духовный мир не в иконе, он в действительности, а икона не клетка для духовного мира, а указание связи с Первообразом для души.
И я могу представить, что при копировании человек знакомится с техникой, обнаруживает цветовые решения , привыкает к особенностям рисунка и светотени (ой. простите, пробелов с санкирем) . Но как он узнает, почему и как автор первоначальной иконы поступил так , а не иначе, например, святой изображен именнно так ? Разве для этого не надо его житие например читать и иконописный подлинник?
Я уже не говорю о том, что на практике при копировании человек не в соприкосновения с мирами входит. а в проблемы точного воспроизведения пропорций и цветовых оттенков, которые мало того что недуховны, но даже недушевны а сугубо материальны, математически и я бы даже сказал механические. В той же "Ерминии" автор не в тайны соприкосновения с мирами посвящает, а сколько надо взять водки, чтоб позолота не отлетала и сколько какой краски взять чтобы составить телесный цвет.
Копирование в принципе - сугубо механический и технический процесс, и где там авторы "труда и болезни иконописца" нашли духовный мир - не объясняется.
-----------------------
Вообще , у иконописных "ксероксов" есть одна огромная проблема, которая почему-то даже не приходит к ним в головы.
А с чего они взяли, что те древние и святые иконы , которые мы имеем сейчас, при написании выглядели именно так, как они выглядят сейчас?
Вопрос совершенно непраздный.
В свое время один иконописный киевский авторитет - давно почивший (по крайней мере в ЖЖ) byzantuim с пеной у рта доказывал, что черные крылья у святых ангелов - это иконописный образец, который можно и нужно воспроизводить. И ссылался на древние иконы и росписи , в которых действительно черные крылья у ангелов. Поезжай и посмотри.
А крылья эти при написании были белыми, но написаны были свинцовыми белилами (а другие белила в древности были очень редки) , поэтому с течением времени как и положено свинцовым белилам почернели.
За столетия и тысячелетия со всеми красками и с древесиной и происходят большие изменения,
Извините, про вечную яичную темперу автор может рассказывать в каком-нибудь дурдоме на факультете эпилептических припадков.
Когда иконоксероксы, учат, что единственной практикой обучения и идеалом является копирование древних икон, подобны дурным юным послушникам, которые увидев, что их 80-летний старец кашляет и , согнувшись в три погибели хромает , сами стали надрывно кашлять , согнулись в три погибели и будучи здоровыми захромали, потому что они хотят во всем быть , как их святой старец.
Это не послушание, это издевательство над святыней. Которое простительно для глупых учеников, но совершенно неизвинительно для людей, которые с таким пафосом и с такой требовательностью пытаются учить других.
|
</> |