Икона

Отмечая недавно 1000-летие Крещения Руси, и богословы, и историки, и деятели культуры много размышляли о том, что дало христианство России. Сегодня, перейдя грань юбилея, может быть, уместно поставить вопрос иначе: что внесла Россия в общую сокровищницу мирового христианства? В чем Вселенская Церковь и христианская культура стали бы беднее, не будь в них Русской страницы?
Думая над этим вопросом, вспоминаешь о русской богословско-религиозной мысли XIX—XX веков, об особом колорите русской святости, о еще более своеобразной литургичности восприятия русскими христианства. Но, пожалуй, с особой отчетливостью и бесспорностью суть этого 1000-летнего поиска Правды Божией на Русской земле видна в русской иконе.
На западе религиозная живопись была свидетельством веры, там ее называли «азбукой» или «Библией» для неграмотных. На православном Востоке, и особенно в России, иконопись стала свидетельством не столько о вере христиан, сколько о жизни во Христе, о том, что может произойти в человеке, который не образно и символически, а личностно и всерьез воспринял слова Спасителя: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).
И если византийская иконопись подчеркивает, что путь к этому совершенству проходит тернистой тропой духовного подвига, то русская традиция являла более не сложность пути, но светлость свершившегося преображения, лучезарность духовного плода.
Этот плод не вырастал из культуры. Но рост русской культуры был нераздельно связан с ним. Взращенная христианством русская культура как бы вобрала в себя многие и неустанные духовно-нравственные труды, совершаемые подвижниками и святыми Церкви. Среди этих подвижников — преподобные Алипий иконописец, Андрей Рублев и Феофан Грек, а также тысячи многих, чьи имена ведомы только Богу. Создаваемое ими зиждилось на духовном опыте Церкви, который стал и их личным опытом.
И если их молитва умом и словами кажется труднопостигаемой для современного светского человека, то их молитва кистью все же может отчасти приоткрыть тайну их духовного видения и помочь понять, каким видит Церковь человека и в чем видит она надежду на его исцеление.
Предлагаю эту книгу нашему, в том числе и внецерковному, читателю как возможность остановиться перед миром духовной реальности, замедлить свой бег и через икону, как через окно, посмотреть в этот мир, который, как верит Церковь, таится в глубине каждого из нас.
Известно, что подобное открывается подобному. Взирая на икону, дозволим иконе взглянуть в наше сердце и найти в глубине его нечто созвучное ей. По нашему убеждению, духовный опыт иконы и Церкви не может быть до конца чуждым человеку — даже такому, которому кажется, что он бесконечно далек от религии. Ведь, по слову одного из первых христианских мыслителей, «душа по природе своей христианка».
Если эта книга поможет читателю лучше познать самого себя, — это уже немало. Если она поможет прикоснуться к познанию тайны Церкви, — это уже много. Если же человек поймет, что второе имеет отношение к первому и что духовный опыт Церкви это не только сокровищница прошедших столетий, но прежде всего рука, протянутая не из прошлого, а из Вечного к нему самому, значит, свершилось чудо. Христос тихо постучался еще в одну душу.
Тем же, кто работал над этой книгой, — руководствовались ли они сугубо культурными или же и религиозно-духовными мотивами — хочу выразить искреннюю благодарность. Их стараниями с «темных ликов» древних икон снят еще один слой незнания и предубеждения.
Молю Господа нашего Иисуса Христа, да осенит Его Дух всех нас любовью, разумом, миром и надеждой!
АЛЕКСИЙ Патриарх Московский и всея Руси
30 августа 1990 года
***
Это была "проба пера": проверочное задание, которое дал мне патриарх Алексий перед тем, как принять на работу.
|
</> |