Икона Сошествие во ад
zhivopis_vl — 28.03.2023Икона «Сошествие во ад» относится к православным образам, свидетельствующим о Воскресении Христа. Иконография берет начало в византийском искусстве VIII века. Сюжет изображали на миниатюрах и рукописях. В русской иконописи схождение Христа в ад начали изображать с X-XI века, по византийским правилам. В православной живописи наиболее известны четыре иконописных памятника, среди которых образ кисти Андрея Рублева.
Таинство Пасхи священно и непостижимо, поэтому непосредственно Вознесение Господа иконописцы не изображают. Пасхальная иконография косвенно указывает на главное событие праздника с помощью предшествующих сюжетов из Евангелия. Одним из пасхальных образов является икона «Сошествие во ад». Образ символизирует пророчество об обретении праведными душами бессмертия, неоднократно упоминаемое в Старом Завете.
В основе сюжета лежат апокрифические, святоотеческие и богослужебные произведения:
— «Евангелие Никодима» II века;
— «Слово якорное», составленное святителем Епифанием Кипрским в VI веке;
— проповеди Евсевия, епископа Александрийского, датированные V-VI веками.
Икона XII века изображает выход из Преисподней Иисуса и Адама. Христос спускается во Тьму, держа в руке крест, и выводит прародителя. Позднее авторы развили сюжет. На псковской иконе XV века у разбитых врат преисподней стоит Христос, справа от него — Адам. За спиной прародителя изображены фигуры царей Соломона, Давида, других правителей и пророков, упоминаемых в Ветхом Завете. Слева изображена Ева. Прародительница в раскаянии преклонила колени перед Спасителем. За ней следуют ветхозаветные жены. Вверху изображен Иоанн Предтеча. Редко на иконах о сошествии Христа в ад встречаются три праведные жены, стоящие вокруг Евы. Одна из праведниц протягивает к Спасителю руку. Он тянет руку в ответ, призывая выйти из сумрака преисподней. На православных иконах XVI века появляются ангелы в красных одеяниях, поверженный ими Сатана и праведники в белом, восстающие из гробов. Художники VII века усложнили икону «Сошествие во ад» сериями клейм, соответствующих главным поминальным дням и праздникам. В центре помещали сложное изображение схождения. Пример развернутой иконографии — Муромская икона. Кроме ключевых фигур Иисуса, Адама, Евы и Иоанна Предтечи, на среднике присутствуют изображение рая, шествующие к нему праведники, благоразумный разбойник, беседующий с праотцом Енохом и пророком Илией. Вверху витают два ангела со свитками в руках.
Древние иконы с усложненным сюжетом и большим количеством фигур служат образцами для написания храмовых образов и церковных росписей. Православные изображения спуска Христа в ад С X века образ «Сошествие во ад» прочно укоренился в русской православной живописи и вошел в состав пасхальных икон. Древние образцы хранятся в Государственном Эрмитаже, Музее Московского Кремля, Государственном Русском музее и Третьяковской галерее. Сюжет вышивали на праздничном архиерейском одеянии.