Икона дом себе сама найдет
roizman — 07.01.2013 Теги: Рязанов В предыдущем посте показал замечательную Невьянскую икону "Рождество", 1780х годов. И дал две фотографии - до реставрации и после. А там действительно разница ощутимая. И началось. "Была древняя икона, стал новодел!". С чего вдруг-то? Та же самая икона, просто раскрыта. Я знал, что она такая будет. "Исчезла намоленность!" Как это? Куда делась-то? Загрязнения, копоть, потемневшая олифа действительно исчезла. А с намоленностью ничего не сделается. Намоленность - субстанция не материальная.Кто посмотрел внимательно, тот увидел, что часть иконы и большинство ликов были под записью. Икона проклеена и раскрыта. Небольшие тонировки только по полям, по фонам и по одеждам. Все лики - родные.
Икона сейчас такая, какой её задумал и написал очень сильный иконописец, обладающий высоким художественным вкусом и мастерством, 230 лет назад. Он написал её яркой, сверкающей и радостной, и не предполагал, что оценивать её будут воинствующие дилетанты, которые уверены (или привыкли), что древняя икона должна быть темной, строгой и суровой.
Когда кто-то пытается сказать, что икона должна быть в храме, объясняю: икона никому и ничего не должна.
Вот еще одна история про реставрацию:
В начале 90х в городе ходила одна икона "Усекновение главы Иоанна Предтечи". Привезли её в конце 80х из Режа, и несколько лет пытались продать за пятьсот долларов. Четыреста им давали, но им надо было пятьсот. Поэтому дело не шло.
Мне показала фотографию этой иконы Лида Рязанова, замечательный реставратор, жена одного из первых исследователей Невьянской иконы Ю.М. Рязанова. Я дал пятьсот долларов по фотографии, не задумываясь. Вот эта икона:
После чего икона была проклеена и раскрыта. Справа вверху осталась небольшая контролька. Потом был подведен левкас.
А вот теперь началось самое серьезное. Что делать с иконой? Автор - высококлассный иконописец 1760х годов. Дорисовывать за него нельзя. Это будет уже новодел. Ну и просто не получится - слишком высокий уровень и сложные технологии. К тому же, зацепок в правой части средника не осталось. Что делать?
И Лида Рязанова приняла решение - она заполнила все залевкашенное белое пространство...пуантелью! Тысячи и тысячи касаний кисти. Но! Попав в тон, принципиально оставила границу между авторской живописью и реставрационным вмешательством. При этом не нарушается цельность восприятия и никто не позволил себе вторжения в авторскую живопись. Вот, посмотрите, что получилось:
Специалисты считают этот случай образцом реставраторской работы и вкуса. По времени это заняло полтора года.
Этот памятник можно посмотреть в Музее Невьянской иконы (угол Энгельса-Белинского, рядом с Фондом)
|
</> |