Икигай, кайдзен, синрин-ёку: почему саморазвитие по-японски завоевывает мир

топ 100 блогов bookmatejournal24.11.2021

Поиск своего предназначения, постоянное совершенствование и «лесные ванны»

Парк в Японии. Фото: Amy Tran / unsplash.com
Парк в Японии. Фото: Amy Tran / unsplash.com

В последние годы в списки бестселлеров все чаще попадают книги о саморазвитии, которые основаны на японских понятиях и практиках. Разбираемся, с чем связана такая тенденция, что авторы этих произведений предлагают читателям и почему сами японцы предпочитают читать совсем другие пособия по селф-хелпу.

Икигай, кайдзен, синрин-ёку: почему саморазвитие по-японски завоевывает мир

Как мы разлюбили традиционный селф-хелп

В 2011 году в Японии вышла книга Мари Кондо «Магическая уборка». Наведение чистоты описывалось в ней как самотерапия, которая помогает привести в порядок мысли и успокоиться. Свои идеи Кондо почерпнула в синтоизме, традиционной японской религии. Ее важная часть — почтительное отношение к неодушевленным предметам, поскольку в них могут обитать божества. Книга стала хитом продаж, стремительно завоевала популярность в разных странах и открыла дорогу множеству других текстов, учивших читателей саморазвитию по-японски. Многие из них повторили судьбу «Магической уборки» и стали мировыми бестселлерами. 

«Богатство, успех и образование стоят того, чтобы к ним стремиться, но лишь до того момента, пока мы не почувствуем, что нам этого достаточно» Пол Долан «Счастливы когда-нибудь. Почему не надо верить мифам об идеальной жизни»
«Богатство, успех и образование стоят того, чтобы к ним стремиться, но лишь до того момента, пока мы не почувствуем, что нам этого достаточно» Пол Долан «Счастливы когда-нибудь. Почему не надо верить мифам об идеальной жизни»

Такой успех связан с чем-то большим, чем просто любовь к экзотике и погоня за восточной мудростью. Японские идеи обрели популярность из-за того, что люди перестали верить в старые идеалы счастья и успеха, о которых говорилось в традиционном селф-хелпе. Разочарование в них хорошо описывает книга Пола Долана «Счастливы когда-нибудь» — оказалось, что престижная работа и высокий доход далеко не всегда связаны с радостью от жизни. Когда ежегодный заработок достигает 50 тысяч фунтов, уровень счастья перестает расти. Долан приводит данные статистики о том, что после этой суммы хлопоты о сохранении финансов перевешивают все положительные эмоции от богатства. На самом деле, людям не нужны мечты о красивой жизни и успехе. В них скорее нуждается идеология капитализма, которая поддерживает экономический рост — погоня за счастьем в виде роскоши и престижа обеспечивает постоянную конкуренцию. 

«Современный мир все чаще предоставляет нам возможность почувствовать себя неудачниками» Уилл Сторр «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет»
«Современный мир все чаще предоставляет нам возможность почувствовать себя неудачниками» Уилл Сторр «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет»

Воплощением этой идеологии стала нарциссическая и токсичная культура социальных сетей. Уилл Сторр в книге «Селфи» наглядно показывает, как соцсети учат оценивать личность по количеству лайков. Они же приучивают к мысли, что внимание к себе необходимо удерживать. Тем, у кого не получается собрать достаточно подписчиков, грозят зависть, депрессия и страх упущенных возможностей. Традиционный селф-хелп ничего не может дать в этой ситуации. Такая литература не приносит утешения. Наоборот, она учит зацикливаться на себе, волноваться об успехе и социальном статусе. 

Изобрести заново книги о саморазвитии помогли японские понятия и практики. Культура далекой восточной страны оказалась готова к проблемам социального давления, нарциссизма, навязанных критериев успеха и требований преодоления себя. Концепции икигай и кайдзен стали особенно популярны на Западе, потому что предложили оригинальный взгляд на успех, место личности в мире и удовольствие от жизни.

Как дожить до 90 лет и быть счастливым

Икигай — это японское слово, которое можно перевести как «причина существовать». Для книги «Икигай. Японские секреты долгой и счастливой жизни» Франсеск Миральес и Эктор Гарсиа взяли интервью у ста жителей деревни Огими, префектуры Окинава. Ее часто называют «деревней столетних», потому что 80% населения Огими доживает до 90 лет. Долгожители рассказали, что своим здоровьем они обязаны следованию икигай. По их словам, икигай — это «движущая сила, заставляющая нас просыпаться утром и встречать новый день». Однако, это не какая-то грандиозная мечта или великая цель. Напротив, икигай можно найти в чем-то незначительном, даже скучном. 

«Я каждый день плету корзины из ивовых прутьев, это мой икигай. Я просыпаюсь и первым делом молюсь, потом завтракаю и делаю зарядку. В семь я начинаю работать. К пяти я устаю и иду встречаться с друзьями».
Жители деревни Огими. Фото: okinawa.stripes.com
Жители деревни Огими. Фото: okinawa.stripes.com
«Икигай живет внутри каждого из нас, но, чтобы отыскать его, необходимо терпение» Франсеск Миральес, Эктор Гарсиа «Икигай. Японские секреты долгой и счастливой жизни»
«Икигай живет внутри каждого из нас, но, чтобы отыскать его, необходимо терпение» Франсеск Миральес, Эктор Гарсиа «Икигай. Японские секреты долгой и счастливой жизни»

Поиск икигай — это поиск предназначения, «экзистенциального топлива человеческой жизни». Вместо беспокойства о себе и одержимости успехом, икигай предлагает самоотрицание. Личность как бы уходит в тень, меркнет перед выбранным делом. Этот эффект Миральес и Гарсиа сравнивают с состоянием «потока», который исследовал психолог Михай Чиксентмихайи. В таком состоянии личность сливается с деятельностью, ее наполняет чувство радости и свободы. 

Важно, что икигай каждый человек ищет сам и найти его может в чем угодно. Кен Моги в книге «Икигай. Смысл жизни по-японски» связывает эту мысль с идеей синтоизма о восьми миллионах богов. Это метафора, означающая бесконечные источники смысла и ценностей, которые не требуется переводить в конкретные достижения. Икигай, как причина жить и вставать с кровати, не связан с успехом или одобрением других людей. Это своеобразный ритуал и зона комфорта. Хороший пример — Кэйко Фурукура, героиня романа «Человек-комбини». Она 18 лет работает в круглосуточном магазине, лишена амбиций и желания завести семью. При этом Кэйко полностью довольна собой и своей жизнью. Скромная работа — это ее икигай.

Как постоянно совершенствоваться

«Если вы будете продолжать делать все так, как привыкли, прогресса вам не достичь» Масааки Имаи «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний»
«Если вы будете продолжать делать все так, как привыкли, прогресса вам не достичь» Масааки Имаи «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний»

Постоянство и ритуальность важны для другой японской концепции, кайдзен. Это слово буквально означает «улучшать». Особую окраску ему придал Имаи Масааки в книге «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний», которая вышла в 1986 году. Работая специалистом по консалтингу, Масааки критиковал западных предпринимателей, которые стремились построить идеальный бизнес, а потом эксплуатировать его. Ведь даже хорошо налаженное дело рано или поздно потребует изменений, поэтому стоит наладить механизм непрерывного совершенствования. Он поможет бизнесу быть гибким, быстро и с минимальными потерями реагировать на колебания рынка. Этот подход, который предлагает небольшие и постоянные изменения, Масааки и назвал кайдзен.

«Первый шаг кайдзен: попробуйте на несколько вечеров устроить коммуникационный блэкаут и посмотрите, окажет ли это какое-нибудь воздействие на качество вашего сна» Сара Харви «Кайдзен. Японский метод трансформации привычек маленькими шагами»
«Первый шаг кайдзен: попробуйте на несколько вечеров устроить коммуникационный блэкаут и посмотрите, окажет ли это какое-нибудь воздействие на качество вашего сна» Сара Харви «Кайдзен. Японский метод трансформации привычек маленькими шагами»

Сара Харви в книге «Кайдзен. Японский метод трансформации привычек маленькими шагами» предлагает использовать такой подход не для бизнеса, а для саморазвития. В соответствии с идеями Масааки она рекомендует найти цели, вырабатывать полезные привычки и вводить небольшие постепенные корректировки, которые помогут достигнуть желаемого. В то же время Харви замечает, что при таком подходе размывается представление о конечной цели и результате. Это совсем непохоже на традиционный селф-хелп, который требует резких изменений, преодоления себя и начала новой жизни с завтрашнего дня.

«Кайдзен — это стремление к переменам на протяжении всей жизни, так что ваша мотивация иногда неизбежно будет ослабевать. Или вас будут преследовать неудачи (если только вы не самый удачливый человек на свете). Никто не идеален, и достичь полного совершенства невозможно».
«Наш икигай ведет нас вперед сквозь самые мрачные времена. Знать, что все плохое минует, и отыскать движущую первооснову, которая покажет вам дорогу к полноте существования, — в этом и состоит икигай» Эрин Ниими Лонгхёрст «Японизм. Маленькая книга японской жизненной мудрости»
«Наш икигай ведет нас вперед сквозь самые мрачные времена. Знать, что все плохое минует, и отыскать движущую первооснову, которая покажет вам дорогу к полноте существования, — в этом и состоит икигай» Эрин Ниими Лонгхёрст «Японизм. Маленькая книга японской жизненной мудрости»

Однако не все подобные работы выстраиваются вокруг одного понятия. Эрин Ниими Лонгхёрст в книге «Японизм» предлагает целый калейдоскоп идей и практик. Она рассказывает о синрин-ёку — оздоровительных прогулках на природе, которые японцы называют «лесными ваннами». Описывает, как чайная церемония о-тэмаэ помогает справиться с рабочей и семейной рутиной. Приводит три веских довода практиковать японскую каллиграфию сёдо: это красиво, развивает память и еще дисциплинирует.

Отдельное внимание Лонгхёрст уделяет тем частям японской культуры, которые воспевают изменчивое, неидеальное, незавершенное. Это подчеркивает смену тона в новых книгах о саморазвитии. Вместо переосмысления себя, они предлагают искать удовлетворение в той жизни, которая у нас есть, со всеми ее недостатками и неудачами. 

«Согласитесь с тем, что ни одно дело не может быть доведено до полного завершения. Если посмотреть достаточно внимательно на любую вещь, непременно можно увидеть то, что можно поправить и улучшить. Значит, надо принять это как должное и действовать методом последовательных приближений, вместо того чтобы ограничить круг зрения и застыть».

О том, как не умереть от стресса и переработок, а также ссылки на другие книги по теме — в продолжении в Bookmate Journal

Икигай, кайдзен, синрин-ёку: почему саморазвитие по-японски завоевывает мир

Bookmate Review — такого вы еще не читали!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Примерно раз в месяц мы выезжаем в цивилизацию, чтобы пополнить запасы снеди и всякого прочего необходимого для жизни. Очередная такая поездка состоялась 20 июня сего года, о ней я и поведаю вам. Под катом 63 фото. 1. Просыпаюсь сегодня во столько: 2. Традиционный утренний ...
У многих Чечня ассоциируется с горами. Да, в принципе они правы, но есть одно "но"... Проехал я республику с севера на юг, и понял, как же прекрасен мой край. Посмотрите сами: Это север Чечни, такие пески можно увидеть в Наурском и Шелковском районах. ...
Путина целующегося с Брежневым арестовали ещё на подступах. Поэтому, на ...
У меня вот тут возник вопрос к женщинам. представим гипотетическую ситуацию - у вашего любимого мужа и вашего единственного ребенка смертельные проблемы со здоровьем, одновременно. обоим требуется почка на пересадку. вы можете отдать свою мужу ...
Если кто-то просто имеет степень и пишет претенциозные книги, одно это не делает его профессионалом. Профессионал – это тот, кто реально реконструирует действительность, а не симулирует реконструкцию, который действительно помогает людям понять, как устроен наш мир, и как сделать этот мир ...