Их цель - быть на высоте!

топ 100 блогов fotografersha06.06.2019 Горные массивы и бескрайние степи, джунгли и тундра, палящее солнце и полярная ночь. Говорят, что человек может приспособиться к любым условиям. Ну а наш человек, мало того, что сам перенесёт все испытания, он и других научит стойко терпеть невзгоды. И так уж вышло, что Россия, по словам конструктора Михаила Миля, создана для вертолётов, а вертолёты, созданные в России, покорили весь мир.

Не верите?

Тогда смотрите на карту и отмечайте: Евразия и Австралия, Африка и Антарктида, Северная и Южная Америка – всюду побывали винтокрылые машины марок "Миль" и "Камов".

Впрочем, сегодня у нас урок географии пройдёт по сокращённой программе.

Машины, выпущенные Улан-Удэнским авиационным заводом, эксплуатируются "всего" в четырёх с лишним десятках стран. Посещая разные страны, я показывала, как там летают Ми-Ми-Ми Теперь самое время познакомиться с тем, как они появляются на свет в самом солнечном регионе России – в Бурятии.

Их цель - быть на высоте! UU_agregat_14




Город Улан-Удэ начался с зимовья Удинское в 1666 году, Верхнеудинском стал в 1735, а статус города обрёл в 1775 году. 85 лет назад городу присвоено его нынешнее имя. А ещё спустя пять лет город стал авиационным – здесь начала работу первая очередь самолётостроительного завода №99.
В довоенный период он освоил ремонт истребителей И-16 и бомбардировщиков СБ, а затем стал выпускать знаменитые Ла-5. В 1950 году здесь началась реактивная эра: завод освоил производство учебно-тренировочного истребителя МиГ-15УТИ.

Их цель - быть на высоте! UU_MiG-15_012



Завод оказался мастером на все руки: во-первых, это единственный авиазавод в нашей стране, который выпускал и самолёты, и вертолёты, а заодно ещё и крылатые ракеты.
С заводского аэродрома поднимались в небо самолёты-разведчики Як-25РВ, истребители-бомбардировщики МиГ-27, штурмовики Су-25УБ.
Самый крупный летательный аппарат, освоенный здесь – легендарный Ан-24Б, который до сих пор трудится на региональных линиях.
Словом, продуктовой линейки завода хватило бы на авиационный музей средней руки...

Их цель - быть на высоте! UU_MiG-15_023


Но, как говорится, не только самолётами едиными живо предприятие. Эра винтокрылов пришла сюда в 1956 году вместе с камовскими машинами Ка-15 и Ка-18. Небольшие поршневые вертолёты соосной схемы сменили газотурбинные Ка-25 и его модификации. Кстати, выпуск Ка-25 завершился в 1974 году, но теперь УУАЗ снова работает с "Ка-226Т.
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_034


Выпускаться машина будет в кооперации с другими предприятиями холдинга "Вертолеты России".
Для агрегатной и финальной сборки уже готовится производственная линия.
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_045


Вертолёты Ми-8 – настоящая легенда мировой авиации. В 1970 году в Улан-Удэ к легенде прикоснулись так, что до сих пор остановиться не могут: прикипели душой!
Число выпущенных "восьмёрок" идёт уже не на сотни, а на тысячи! Старичков Ми-8Т и Ми-8П сменили "свежие" Ми-8АМТ...
Их цель - быть на высоте! UU_heli_ready_016


А на смену им идут суперсовременные Ми-171А2, уже запущенные в серийное производство.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_287


В нынешнем году завод встретит своё 80-летие, подарком к которому будет новый корпус окраски вертолётов. Спустя год рядом возникнет складской логистический комплекс.
Их цель - быть на высоте! UU_fiture_018


Глядя на масштабную стройку, понимаешь, что роман УУАЗ с вертолётами будет иметь бурное продолжение...
Их цель - быть на высоте! UU_fiture_02 Их цель - быть на высоте! UU_fiture_03


У руководства настрой соответствующий. Управляющий директор АО "Улан-Удэнский авиационный завод" Леонид Белых трудится на предприятии с 1969 года. За пять десятилетий прошёл путь от сборщика-электромонтажника до заместителя гендиректора по сбыту, а с 1998 года возглавляет завод.
Их цель - быть на высоте! UU_direktor11


Впервые на УУАЗбыл организован пресс-тур для блогеров. Местных человек десять и троих московских мажоров пригласили тоже.

Как рассказать о сборке вертолёта, чтобы сразу стало понятно, что к чему? Представьте себе блюдо, которое вы хотите приготовить по поваренной книге. Сколько места занимает один рецепт? Пару абзацев? Целую страницу? А целый шкаф документации не хотите? И это только на одну модификацию.

А Улан-Удэнский авиационный завод выпускает известные всему миру Ми-8 в современной версии "АМТ", осваивает Ми-171А2, Ка-226Т, ведёт другие проекты. На всю эту технику шкафов не напасёшься! Впрочем, теперь уже и не надо, потому что конструкторская и технологическая документация создаётся в электронном виде.
Их цель - быть на высоте! UU_ingeneer_00112



Конечно, полностью обойтись без бумаги и других традиционных носителей невозможно: суровые айтишники заругают за всяких котиков-собачек на рабочем столе.
А на коврике для мышки – можно.
Их цель - быть на высоте! UU_ingeneer_00213


Ладно, повеселились – и хватит. Дальше – настоящий завод, станки и всё такое. Чтобы было страшно, как у стоматолога!
Их цель - быть на высоте! UU_0214


И ведь несчастный металл режут без наркоза, прямо по живому! Делают это в зубоврачебном кабинете цеха механообработки на станках с числовым программным управлением.
Оператор спокойно смотрит, как фреза слой за слоем выгрызает из заготовки деталь. Спокойно – потому что степень автоматизации высокая, процент брака низкий. Значит можно рассчитывать на квартальную премию (;
Их цель - быть на высоте! UU_0115


Очень наглядно показывают процесс механообработки картинки "было – стало". Вот заготовка, а вот – готовая деталь (кликабельно).
Их цель - быть на высоте! UU_stupica_0316

Их цель - быть на высоте! UU_stupica_01 Их цель - быть на высоте! UU_stupica_02



Чем заняться пассажиру, а тем более фотографу, во время полёта на вертолёте? Правильно, смотреть в иллюминатор и делать шедевры! Но только если стекло будет кривым, то и снимки получатся так себе, в самый раз для инстаграма корзины. Поэтому мы, фотографы, очень требовательны к качеству остекления!


19 – блистер
Их цель - быть на высоте! UU_ogrsteklo_0719


Цех №36 занимается деталями из оргстекла. Причём не только для вертолётов, которые собираются в Улан-Удэ: стёкла поставляются и на другие заводы холдинга. Более того, к продукции присматриваются и коллеги из ОАК, которые высоко оценили производство.

20 – вывеска цех 36
Их цель - быть на высоте! UU_ogrsteklo_0220


Номенклатура цеха очень обширная: на одном вертолёте используется до двух десятков наименований изделий из оргстекла. Всего по холдингу "Вертолеты России" их три сотни!
Их цель - быть на высоте! LYS_024221


Листы оргстекла толщиной от 4 до 8 миллиметров попадают в формовочную машину...
Их цель - быть на высоте! UU_ogrsteklo_0822


...после чего плоский лист обретёт объём, глубину.
Их цель - быть на высоте! UU_ogrsteklo_0523



При этом он сохранит высокую прочность и прозрачность.
Их цель - быть на высоте! UU_ogrsteklo_0924


Затем из листа вырезают несколько заготовок.
Особое требование к соблюдению эталонного профиля, что гарантирует отсутствие искажений. Это важно, ведь при выполнении поисково-спасательных работ оператор должен видеть поверхность так, чтобы правильно оценивать обстановку.
Их цель - быть на высоте! UU_ogrsteklo_0325


Наконец, стекло с уже с защитным покрытием обрабатывают под размер.
Их цель - быть на высоте! UU_ogrsteklo_0626


Теперь мы снова увидим детали в цехе окончательной сборки. Каждое стекло снабжено предупреждающей надписью, относиться к нему нужно предельно бережно.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_2327


От частного мы постепенно идём к общему. В цехе агрегатной сборки отдельные листы металла и силовой набор соединяются в целые конструкции: пол, рампу, хвостовую балку, кабину.
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_0128



Корпус, в котором осуществляется сборка, спроектирован по принципу улитки. Из центра производство разворачивается, на периферии – собранный фюзеляж. Сейчас мы осматриваемся по сторонам, стоя посредине цеха.
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_0929


Опыт выпуска пассажирских Ан-24 пришёлся в вертолётостроении как нельзя кстати. Освоив клеесварные соединения, разработанные киевским институтом электросварки имени Е.О. Патона, улан-удэнские мастера стали применять это решение и при производстве вертолётов.
В сравнении с заклёпочными соединениями выигрыш достигается в прочности и долговечности конструкции, а также меньшей трудоёмкости и стоимости изделий. Здесь продольные швы сделаны методом точечной сварки, а поперечные – традиционной клёпкой.
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_0830



Постепенно заготовки обретают формы, в которых угадываются будущие части планера. Тут ещё непонятно, что это за большой лист с поперечными и продольными планками...
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_1131


...когда же их рядом несколько, в голове начинает складываться пазл...
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_1032


...это же хвостовая балка!
Их цель - быть на высоте! LYS_027933


Осталось только несколько штрихов, и агрегат можно передавать на финальную сборку.
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_1234


Отдельно собирают кабины. Отсюда кажется, что они все одинаковые...
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_1535


...но это обман зрения. Заказчики могут выбрать конфигурацию со сферическим иллюминатором (справа и слева), или с "дельфиньим носом" (в центре).
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_1836


Агрегаты собирают на стапелях, которые обеспечивают точное взаиморасположение деталей. Именно благодаря этому на окончательной сборке прилегающие агрегаты можно состыковать без танцев с бубнами.
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_1637


Следом за носовой частью фюзеляжа следует центральный отсек. Собирать его несколько проще, чем другие агрегаты – тут можно спокойно встать во весь рост.
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_1738


Особняком стоит филейная часть - рампа. Она обеспечивает погрузку колёсной техники, а при необходимости даёт возможность подавать носилки или выбросить десантников. Конструкция прочная, жёсткая и в то же время относительно лёгкая. Впрочем, заказчику она может быть без нужды, тогда в хвостовой части будут установлены привычные створки.
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_0739


Предприятие готовится к выпуску вертолётов Ка-226Т и сегодня в агрегатной сборке уже есть задел для новых машин. Узнать их может даже неискушённый в конструкции вертолётов зритель: ядовитым розовым цветом выкрашены стапеля для сборки агрегатов камовской машины, в то время как старый знакомый "Миль" удостоен зелёных штанов стапелей.
Их цель - быть на высоте! UU_agregat_0240


Основу конструкции планера составляют алюминиевые сплавы. Но без композитов не обойтись. Кроме остекления, о котором я уже писала, на этой фотографии видны серая сдвижная дверь, люк аварийного выхода – они выполнены из композитов.
Их цель - быть на высоте! LYS_029941


Наконец мы добрались до сладкого – до цеха окончательной сборки. Здесь фюзеляжи наконец встретятся с двигателями и редукторами, внутрь заползут змеи жгутов, кабину пилотов украсят телевизорами оборудуют авионикой, для пассажиров смонтируют удобные кресла... впрочем, если заказчик предполагает возить преимущественно грузы, кресла будут откидными, устанавливаемыми вдоль бортов.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_2642


В золотые годы автомобилестроения в Америке некоторые производители говорили, что количество комбинаций цвета кузова, вариантов отделки салона, вариантов двигателей, коробок передач и многочисленных опций больше, чем атомов во Вселенной. Проверять не будем. Но можно с уверенностью сказать, что возможностей по кастомизации вертолётов потрясающе много! Завод готов исполнить и исполняет любой каприз заказчика.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_2443



В середине мы видим Ми-171А2. От соседей внешне он отличается конфигурацией носовой части – тут используется так называемый "дельфиний нос". Обзор вперёд вниз при установке такого обтекателя почти не ухудшается. Зато возможности комплекса бортового радиоэлектронного оборудования Ми-171А2 на голову выше, чем у вертолётов предыдущего поколения. А ещё у него более мощный двигатель, новая несущая система, малошумный Х-образный рулевой винт.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_2144


Продолжаем знакомство с продуктовой линейкой завода. Вот Ми-171Е – новая модификация, от предшественников будет отличаться применением двигателей ВК-2500, новых композитных лопастей, другими улучшениями.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_2745


Бронелисты выдают в этой машине многоцелевой Ми-8АМТШ для госзаказчиков.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_2546


Во время сборки фюзеляж вывешивается на подъёмниках, рядом размещаются леса.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_3047


Монтаж жгутов электросистемы.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_3248


Иногда кажется, что вертолёт сделан из жгутов и проводов. И это вы ещё приборы не видели!
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_4749


Кстати, о приборах. Заказчик нынче пошёл требовательный, ему нужна ситуационная осведомлённость, чтобы на многофункциональном дисплее были и основные параметры полёта, и навигационная информация, и сведения о состоянии вертолётных систем. Желание заказчика – закон. Правда, многие не горят желанием полностью отказываться от электромеханических приборов – "будильников". Оно и верно – такой и в минус 50 по Цельсию не замёрзнет, так что в качестве резерва он нужен.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_4250


Кабина с покрытым защитной бумагой остеклением изнутри смотрится космически.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_3951


Как говорят мотористы, тягу создаёт только двигатель, остальное – сопротивляется. С вертолётами всё сложнее. Там мало того, что тяги особо двигатели не создают, там главное – мощность.
А чтобы лошадиные силы и ньютон-метры от двух моторов добрались до лопастей, нужен редуктор, нужна втулка.

А ещё есть автомат перекоса, который в каждый момент времени устанавливает лопасть под таким углом, чтобы она создавала подъёмную силу.
И ещё нужно защищать силовую установку от пыли, гасить вибрации...

На одной этой фотографии интеллекта и промышленной мощи не меньше, чем в иной европейской державе! Но чтобы не выдать секреты Родины, привожу кадр с закрытыми капотами ;)
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_3152


Вроде на вертолёт уже похоже, но чего-то не хватает. А вот и пропажа – топливные баки! Кстати, пока "голый" фюзеляж находится на сборке, его стоимость, в зависимости от комплектации, увеличивается в 5-6 раз. На выходе из цеха машина не укомплектована только лопастями, их навешивают уже на лётно-испытательной станции.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_4653


Но не стоит спешить. Перед тем, как впервые подняться в небо, машина проходит испытания водой. Представьте себе эксплуатацию в условиях тропических ливней. Требования предельно простые – как бы снаружи не бушевала стихия, внутри должно быть сухо. В ходе дождевания вертолёт поливают из брандспойта под изрядным давлением. 2-3 капли внутри допускается, но это – предел.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_4154


Зеркальная гладь полов, ряды стапелей, чистота, комфортная температура и влажность... сегодня машиностроительное производство радикально отличается от того, что мы привыкли видеть на картинках 20-30-летней давности. Здесь приятно работать. Именно поэтому У-УАЗ – один из самых привлекательных работодателей в городе, да и в регионе в целом.
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_3755


Из сборочного цеха вертолёт выходит бледным, жёлто-зелёным. Таким заказчика точно не обрадуешь. Так что следующий этап - солярий покраска.
Их цель - быть на высоте! UU_pokraska_0156


Цех, в который можно закатить целый Ту-154, сейчас целиком пропитан запахами красок и растворителей. Производство, прямо скажем, вредное для тех, у кого не атрофировано обоняние. Но не беда – скоро будет построен и оснащён новый цех, в котором применят самые современные технологии покраски, а заодно – вытяжку, очистку воздуха и все прочие решения.
Их цель - быть на высоте! UU_pokraska_0257



Насмотревшись на то, как вертолёты собирают, выбираемся на площадку, где находятся готовые к передаче заказчикам машины. Вот этот Ми-8АМТ уже передан заказчику – авиакомпании "Конверс-Авиа".
Их цель - быть на высоте! UU_heli_ready_0458


Две однотипных машины будут работать в интересах предприятий нефтегазового комплекса. Их задача – перевозка грузов внутри и на внешней подвеске.
Их цель - быть на высоте! UU_heli_ready_0759


При необходимости можно возить и пассажиров.
Их цель - быть на высоте! UU_heli_ready_0560


Заказчик выбрал конфигурацию с традиционными "будильниками".
Их цель - быть на высоте! UU_heli_ready_0661


Ну и какой же праздник без ёлочки? Какой тур на авиастроительный завод без демонстрационных полётов? Вот и нам показали товар лицом, да во всей красе.
Их цель - быть на высоте! UU_Mi8AMT_1162


Готов прокатить желающих!
Их цель - быть на высоте! UU_Mi8AMT_0163


Машина отрывается от бетона и зависает на месте, позволяя сделать несколько кадров крупным планом.
Их цель - быть на высоте! UU_Mi8AMT_0464


Затем динамичный разгон над полосой.
Их цель - быть на высоте! UU_Mi8AMT_0665


Несколько эффектных виражей. В этот момент повезло с освещением.
Их цель - быть на высоте! UU_Mi8AMT_1066


Кое-кому внутри "захорошело"...
Их цель - быть на высоте! UU_Mi8AMT_0867


Чтобы не укатился после посадки.
Их цель - быть на высоте! UU_Mi8AMT_1268


Впечатлений от полёта масса.
Довольный Их цель - быть на высоте! usolt вчера уже отчитался репортажем с завода, теперь ждём от него видео на ютубчике.
Их цель - быть на высоте! UU_Mi8AMT_1369


Я осталась поснимать вертолёт с земли, но полетать тоже получилось – в авиационном учебном центре У-УАЗ есть современный тренажёр пилотов Ми-171.
Их цель - быть на высоте! UU_training_0470


Внутри кабина ничем не отличается от оригинала. Разве что в оригинале для того, чтобы полетать в зимнем Сочи и в летнем Мурманске надо полгода ждать и несколько тысяч часов лететь, а на тренажёре – просто загрузить другой файл с данными.
Их цель - быть на высоте! UU_training_0371


Не знаю, как вы, а мы от посещения Улан-Удэ остались очень довольны!
И хотя нас после экскурсии не экзаменовали на предмет точности запоминания всех подробностей организации производственных процессов...
Их цель - быть на высоте! UU_training_0272


...мы постарались не отставать от завода и быть на высоте!
Их цель - быть на высоте! UU_final_sborka_2073


Вот такая красота!



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как комфортно сегодня на улице было, -1...-2, и меленький снежок привозили. А завтра... завтра нам обещают -8...-4 (или, мама видела, -12 даже)... Я так не играю. Отмените ваш прогноз на завтра, я с конца октября не брала в руки зеркалку, не ездила никуда (то здоровье, то морозы), я ...
Разоблачением преданного анафеме Филарета занялся Никита Михалков. Напомнил, что у "владыки" имеется гражданская жена и трое детей, которых заставляют называть отца "владыкой". Причем, проживает нечестивая женщина и незаконорожденные дети вместе с ним в епархиальных покоях. Полная ...
В наличии и торты да пирожные 2. Их собственного приготовления     В пост строго постные, но не менее вкусные 3. Под трели канареек 4. Поскольку часто их выпечку показываю, начнем с цен на нее 5. Не все кадры получились, вот поближе ...
Игорь Стрелков сегодня в 17:08 Поскольку в личку по-прежнему приходит очень много вопросов по нижеуказанному поводу, еще раз изложу свою точку зрения на то, как должна быть ("в идеале" и по моему личному мнению) обустроена будущая Украина. Считаю, что единственно ...
Видос - провинциальная бытовуха о школьнике, который утонул на свой выпускной. Друзья, родственники, пейзажы - ололо. ...