Игровой плюсик из скоростного состава
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Игровой плюсик из скоростного состава Игровой плюсик из скоростного состава](/images/main/igrovoy-plyusik-iz-skorostnogo-sostava-970d8a.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/9898057c009879aaa00ed288871d65a48bdac806/LvDYBcp3g_wEXIrUf9DvYYR6fdIl8e5FR-whZog6EIb1z4OAHQR24NgqQd29V0LfLohRQ-cPR3V3x2llsE7uuw)
В те времена многие японские бизнесмены коротали время чтением. Однако, как-то в 1979 году, по пути из одного города в другой, Гумпэй Ёкой заметил, что его сосед делает что-то совсем необычное: он держал в руках электронный калькулятор, и просто нажимал на нём разные кнопки, играясь с числами.
Японец понял, что этот мужик просто пытается убить время, занимая свой мозг какими-то простыми упражнениями.
![Игровой плюсик из скоростного состава Игровой плюсик из скоростного состава](/images/main/igrovoy-plyusik-iz-skorostnogo-sostava-e1d980.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/9335c4aec4e646e1ef785d83b56df1481635c07b/LvDYBcp3g_wEXIrUf9DvYYR6fdIl8e5FR-whZog6EIb1z4OAHQR24NgqQd29V0LfXqKB2HCNHOAoQcm08Blweg)
Вот как выглядели в 1970е японские синкансэны
![Игровой плюсик из скоростного состава Игровой плюсик из скоростного состава](/images/main/igrovoy-plyusik-iz-skorostnogo-sostava-230f26.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/36c9c51074d63d788229fed4db876b0945764eb4/LvDYBcp3g_wEXIrUf9DvYYR6fdIl8e5FR-whZog6EIb1z4OAHQR24NgqQd29V0LfEETQp3eoBSKuDO8WImS9gA)
В то время компании Sharp и Casio устроили жёсткую конкуренцию за калькуляторный рынок. В результате этого цены на жидкокристаллические дисплеи, батарейки, и прочие компоненты были довольно низкими.
Под руководством Ёкой, Nintendo разработало портативное игровое устройство размером примерно с калькулятор, только вместо цифр, на его экране появлялся робот, который жонглировал мячиками. Игра вышла на рынок в 1980 году. Она была предельно проста: смешной робот двигался вправо-влево с помощью двух круглых кнопок, расположенных по бокам от экрана:
![Игровой плюсик из скоростного состава Игровой плюсик из скоростного состава](/images/main/igrovoy-plyusik-iz-skorostnogo-sostava-357359.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/32f434f43c6fa4ca8c6410c06999edcde655c129/LvDYBcp3g_wEXIrUf9DvYYR6fdIl8e5FR-whZog6EIb1z4OAHQR24NgqQd29V0Lfl1dEq4mK6zQUaHKe-Ie_eg)
Название у неё тоже было незамысловатое - "Ball" ("Мяч"). Вот как выглядела игра в действии:
Когда игра заканчивалась, дисплей в правом верхнем углу показывал время. Так как похожих карманных игр раньше никто не делал, Nintendo пришлось выдумывать названию этому типу развлечений, и они назвали его "Game & Watch" ("Игра и часы").
Впоследствии компания выпускала много подобных игр - всего вышло 60 разновидностей. Каждая из них была довольно простой, всё таки возможности жидкокристаллического экрана были сильно ограничены. Зато простота игр компенсировалась относительной дешевизной - они продавались где-то за $20.
Не секрет, что серия стала прообразом электронных игр, выпускаемых в СССР под маркой "Электроника". Проще говоря, советские изобретатели попросту скопировали эти устройства, не заключая никаких лицензионных контрактов с японской фирмой. Эти изделия начали производиться в 1984, но до самого конца 80х были в жутком дефиците. Помню, классе эдак в пятом (это был уже 1989 год) родители "достали" мне игру из этой серии "Тайны Океана".
![Игровой плюсик из скоростного состава Игровой плюсик из скоростного состава](/images/main/igrovoy-plyusik-iz-skorostnogo-sostava-1c7fbd.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/d6a233778167b1608b37cfd7848dcf9a8042a179/LvDYBcp3g_wEXIrUf9DvYYR6fdIl8e5FR-whZog6EIb1z4OAHQR24NgqQd29V0Lf2QoRM6HNjj3rEYbMOjcbIQ)
Я помню, как завидовал мальчишкам в классе, у которых была более популярная "Ну Погоди". Игра с волком была в два раза круче, потому что в ней было целых четыре игровых кнопки, тогда как у клона Нинтендовского "Осьминога" было всего две.
Нинтендо же не остановилось на достигнутом, и продолжало совершенствовать технологии. В 1982 году вышла игра Donkey Kong с одноимённой гориллой. (О том, как годом раньше коллега Гумпэй Ёкой, Сигэру Миямото, придумал этого персонажа, я уже рассказывал.) Интересная фишка в карманной версии игры была в том, что она использовала не один, а два экрана. Почему бы и нет, если технология продаётся за копейки?
Две половинки игры складывались книжечкой, таким образом защищая кнопки и экраны. Впоследствии, Нинтендо использует этот принцип для своих карманных игр Game Boy SP и Nintendo DS.
![Игровой плюсик из скоростного состава Игровой плюсик из скоростного состава](/images/main/igrovoy-plyusik-iz-skorostnogo-sostava-449d0f.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/152d17889473fab48c3fe7c8f13c379b5305f77e/LvDYBcp3g_wEXIrUf9DvYYR6fdIl8e5FR-whZog6EIb1z4OAHQR24NgqQd29V0LfM_lFTPeDtT-TBsoxaJiwzA)
Но главное нововведение этой модели изменило мир электронных игр навсегда. Вы не заметили его? Это D-Pad, кнопка из четырёх стрелок в форме плюсика в нижнем левом углу. Игра Donkey Kong была первой, где использовалась такая кнопка. До того движение в четырёх направлениях производилось только с помощью джойстиков, как правило на стационарных игровых автоматах, или домашних приставках.
Так как игра Гумпэй Ёкой должна была помещаться в карман, ему пришлось разрабатывать новый способ управления. Впоследствии Нинтендо запатентует эту кнопку, и будет использовать её во многих своих игровых приставках, первой из которых станет NES (в России был популярен её клон, Dendy).
А в конце 1980х, как раз когда я только начинал портить себе зрение Тайнами Океана в Москве, команда Ёкой выпустила на рынок новую карманную игрушку: Game Boy. Это была смесь Game & Watch и NES - чёрно-белый жидкокристаллический дисплей, и сменные картриджи с играми. Как видите, тут есть и классические круглые кнопки, и плюсик со стрелочками.
![Игровой плюсик из скоростного состава Игровой плюсик из скоростного состава](/images/main/igrovoy-plyusik-iz-skorostnogo-sostava-ff254f.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/5a2a01064d67689631bfc3c30ebb78c4621cbcd3/LvDYBcp3g_wEXIrUf9DvYYR6fdIl8e5FR-whZog6EIb1z4OAHQR24NgqQd29V0Lfz87ivtB--0v_nxx3HhMRKw)
Родители купили мне такой в 1992 по приезду в Америку. Получив полноценный компьютер я продал свой Game Boy и коллекцию игр, но лет 10 назад купил себе новенький в коробке. До сих пор лежит у меня где-то.
К сожалению, карьера Гумпэй Ёкой закончилась не очень удачно. Выпущенный им в 1995 аппарат виртуальной реальности Virtual Boy оказался громоздким, неуклюжим, и некрасивым. Публика, готовая терпеть монохромные игры в карманной системе 1989 года отказалась соглашаться на это в середине 90х. Плюс, через полчаса у игроков начинала сильно болеть голова. Тот факт, что аппарат подавал разные картинки на правый и левый глаза, создавая стереоскопическое изображение не смог его спасти, и Нинтендо тихо свернуло проект через несколько месяцев. А Гумпэй Ёкой ушёл в отставку.
![Игровой плюсик из скоростного состава Игровой плюсик из скоростного состава](/images/main/igrovoy-plyusik-iz-skorostnogo-sostava-2b6c34.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/a2934fc0e2c8d0b7e2397ad320bc93672c1bc113/LvDYBcp3g_wEXIrUf9DvYYR6fdIl8e5FR-whZog6EIb1z4OAHQR24NgqQd29V0LfjMnlO9CSX6nulmB70q6GsQ)
Пару лет спустя, в 1997 году он погиб в автокатастрофе. Но его изобретения живы по сей день. А началось всё с поездки в синкансэне.
Ещё про историю видео игр:
|
</> |