Игра в литературные сравнения
nikolamsu — 09.08.2011
Общим местом в наше время стали страдания по умирающей в наши годы
массовой культуре, которая вот только двадцать пять лет тому назад
цвела и пахла.
[Здесь по правилам хорошего тона должна быть ссылка на конкретные
предложения постыдится за нынешних писателей-поэтов-певцов, но я
слишком не хочу ругаться с хорошими людьми и слишком хочу
разобраться…].
А меня эти разговоры, эти сравнения культуры 90/00-ых с культурой
70/80-ых всякий раз оставляют с тоскливым осознанием собственного
дурновкусия.
Ну не понимаю, не понимаю я, чем Хелависса и Калугин хуже,
бездарней Высоцкого с Окуджавой. Но это музыка, в которой я ничего
не понимаю – и тем могу сердце успокоить.
Хуже обстоит дело с, например, жанровой литературой, которую я
люблю и ценю, и где признавать собственную безграмотность ну ох как
не хочется. С русской медиевистикой – такая же история.
И тем не менее.
Я все равно не вижу, кто в жанре исторического
(историко-фантастического) романа может хотя бы сравниться с
«Чердынью…» или «Рекой…» Алексея Иванова (2003 и 2005).
Дмитрий Балашов? Валентин Пикуль? Приближается к
уровню Иванова Василий Шукшин в своей «разинщине», да только
роман «Я пришел дать вам волю» был закончен в 69-ом, до начала
рассматриваемого двадцатилетия. И в любом случае – чтобы найти в
историческом жанре что-то превосходящее «Реку теснин» и «Княгиню
гор» придется опускаться в прошлое как минимум до времен товарища
Шолохова. Где я не прав? Кого я не вижу?
Братьев Стругацких с их «фэнтезийной историей» Арканара
я не вижу? Но «Трудно быть богом» -- это снова 60-ые. Да и есть
90/00-ым чем ответить на дона Рэбу с Арьятой Красивым. Шаваш Ахди и
Киссур Белый Кречет у Юлии Латыниной соотносятся со своими
«прототипами» примерно также как яркий, страшный и живой мир Веи
соотносится со страшным, невнятным и серым миром
Арканара-Ирукана-Эстора.
В 70/80-ые успехов, подобных ТББ и ПНС, у братьев Стругацких уже не
было.
Парень из преисподней неплох, но ребята из Лучшего экипажа
Солнечной Дивова – лучше.
«Хромая судьба» в своё время впечатлила. Но Vita Nostra
Дяченок раскрывает и закрывает тему обучения опять же ярче и
страшнее.
Ну а «Отягощённые злом…» оказались явной неудачей и просто не
соответствуют по уровню выбранной теме. Замахиваясь на апокрифы,
стоит бить как следует, да. У Сергея Лукьяненко в «Искателях
неба» получилось проще, точнее, чище и лучше.
70/80-ые запомнились хорошими работами «деревенщиков»
Виктора Астафьева и Валентина Распутина . Но тот же
«Год крысы» от Ольги Громыко ничуть не уступает лучшим
образцам советской «деревенской» проза (а то и превосходит
их).
Зато «тихие зори» Бориса Васильева не знают себе равных
среди «военных вещей», пусть и вышла это повесть в 69-м. В начале
70-ых завершилась публикация «Живых и мертвых» Симонова. С тех за
сорок лет ничего подобного по силе слова сказано не было.
Но за пределами военной темы позднесоветскому двадцатилетию
похвастаться почти и нечем. «Остров Крым» Василия Аксенова
действительно стоит особняком и не имеет себе равных в
«альтернативно-историческом» жанре. «Спартак», «Диомед» или «Поход
Семерых» Валентинова и Дубинина мне нравятся больше – но это
все что-то совсем-совсем другое.
Зато в жанре «сдержанного безумия» довлатовский «Заповедник»
и «Чонкин...» Войновича не впечатляет на фоне
пелевинского «Чапаева…» и «Желтой стрелы». А есть ведь еще
«Алая аура протопарторга» от Евгения Лукина и много-много
интересного и разнообразного в литературе новейшего времени…
Ну и, наконец, не могу не отметить, что качество уже чисто
научной, научно-исторической литературы с отходом от
ортодоксального марксизма-ленинизма, вопреки заверениям отдельных
ув. юзеров, упало не слишком сильно, если вообще упало. Подборку
лучших книг последнего времени по русской медиевистике вы можете
увидеть вот здесь: http://old-rus.livejournal.com/392553.html#cutid1.
"Слово о полку Игореве", "Выбор имени у русских князей", "История
Ногайской орды", "Меж Русью и Литвой" – все это весьма достойные
вещи по меркам 70/80-ых. А чтобы ярче прочувствовать сравнительные
уровни исследований – просто прочитайте последовательно «Древнюю
Русь на международных путях» Назаренко и «Дипломатию Древней
Руси» Сахарова (http://www.fidel-kastro.ru/history/rossia/saharov.htm).
Боевая ничья: и 70/80-ые, и 90/00-ые я не могу назвать великой
эпохой в русской литературе и русской историографии, но и говорить
о какой-то деградации жанровой литературы и исторических
исследований – смешно. Где я не прав, кого из великих
позднесоветских писателей, позднесоветских историков я не вижу??
Может, и не вижу кого.
Но уж точно огромным плюсом для новейшей
литературы и новейшей историографии стала сходящая на нет претензия
учить и вести, претензия работать совестью нации да еще и нашим
всем на полставки. Значение этого благодатного превращения
переоценить трудно.
P.S. 199 взаимных френдов было вчера :-) Как-то изменится это число
после разговоров о литературе? :-)