Игнораскетизм

топ 100 блогов lex_kravetski25.01.2019 Телефон должен звонить. Нет, ну правда, а что он ещё должен делать? Только звонить: ведь он называется «телефон».

Но позвонить можно из дома — с улицы люди звонят только из-за своей неорганизованности. Вот тридцать лет назад люди как-то умудрялись ведь встречаться и договариваться без телефонов.

И в транспорте они книги читали или разговаривали друг с другом, а не смотрели в экран телефона. Да. Вот и сейчас тоже можно было бы книги читать и разговаривать, а не смотреть в экран.

В будущем, когда настанет коммунизм, люди станут обязательными и пунктуальными. Будут читать книги. Общаться между собой. И реклама уже не будет убеждать людей, что им очень нужен мобильный телефон. Поэтому мобильные телефоны отомрут.

Да и компьютеры тоже отомрут — вон, почитайте советских фантастов, как они себе представляли будущее: ни у кого там нет телефонов.

И этих ваших компьютеров нет.

А роботы-пылесосы есть, но мало. Только для того, чтобы показать, что у нас кругом прогресс. Но так-то правильный коммунист и веником может подмести — не развалится.

Зато, эта, космические корабли везде бороздят. И ещё все люди там постоянно выживают на рубежах, жертвуют собой, вступают в неравный и ведут вперёд.

Нет, я знаю, что количество тех, в глазах кого при коммунизме мобильников не будет, стремительно сокращается (и я даже дальше скажу, почему), но всё равно что-то типа такого прочитать всё ещё можно.

Знаете, борьба с «обществом потребления» зашла так далеко, что означенное общество потребления уже стало очень выгодно смотреться на фоне борцов с ним. Даже человек, увлечённо собирающий себе целые шкафы туфель или покупающий раз в две недели новый айфон, выглядит гораздо более вменяемым, чем изрядное количество борцов со всем этим.

Дело в том, что собиратель стапицот пар туфель подобен коллекционеру. Какие-нибудь, там, марки тоже сами по себе человеку не нужны — особенно сейчас. Однако это такое вот развлечение: набрать много разных, найти недостающие, которые очень хочется заиметь, показать другим ценителям, обсудить с ними нюансы.

Да, оно раздражает, когда такой человек начинает тебе жаловаться, что туфли уже некуда складывать и все деньги на них уходят, — ну, типа, ты ж сам их покупаешь, тебя не заставляют, чего об этом плакаться-то? — однако в целом он весьма безобиден. И, вообще говоря, в его действиях можно даже отыскать что-то типа тяги к «духовной пище», недостаток которой скорее можно было бы заподозрить, напротив, при сосредоточенности исключительно на фактически полезных покупках и отсутствии при этом всех остальных увлечений.

Однако Борец со всем этим предлагает вообще совсем странное: даунгрейд, который он почему-то называет «прогрессом». Человечество откажется от всех плюшек цивилизации на том основании, что «наши предки и без этого обходились», и займётся чем-то другим.

Чем же?

О, тут всё зависит от личного пристрастия Борца. То ли все десять миллиардов стартанут в космос, то ли будут ежедневно лично встречаться по шесть человек и беседовать о Высоком, то ли — в особо запущенных случаях — будут, одевшись в одинаковые серые робы, целыми днями что-то там производить «своими руками» на заводах.

В последнем случае не вполне ясно, а кто же будет потреблять ими произведённое, если все они «излечатся от потребительства»? Или, быть может, они будут производить, а потом сразу обратно разбирать — просто чтобы не расслабляться?

Впрочем, и с первыми случаями тоже явно что-то не так. Что там эти десять миллиардов будут делать в космосе, например?

Ну да не важно. Тут главное, что причиной тому, на мой взгляд, в большинстве случаев является не обоснованное презрение к каким-то конкретным вещам и не боязнь падение Духовности Человечества, а гораздо более банальная вещь: отсутствие у данного человека моделей использования всех тех «бесполезных штук», от которых он обещает принудительно избавить человечество в Светлом Будущем.

Реально, мой папа, например, совершенно не нуждается в интернете. И в смартфоне тоже. Просто потому, что без понятия, что там вообще можно делать. Про что это, блин, всё.

Ровно так же многие из Борцов почти что вообще не понимают, зачем все эти люди смотрят в экраны, едучи в транспорте. Кое непонимание можно вычислить из того, что Борцы в этих случаях говорят.

«Вот раньше люди общались и читали, а сейчас смотрят в экран».

А зачем они туда смотрят-то? Не для того ли, чтобы читать и общаться? Причём, если бумажные книги с собой ещё можно было бы возить (хотя лишь малое их количество и с меньшим удобством использования), то таскать повсюду всех своих приятелей было бы затруднительно. И вот с этими своими приятелями «смотрящие в экран» в этот момент как раз и общаются. И вот эти-то книги они в экране как раз и читают. И вот эти-то статьи, которые раньше «продвинутые советские граждане» читали в газетах.

Ну ОК, какая-то часть людей ещё играет в игры, однако не все же и не всё время. Основная масса, ведь, занимается именно тем, чем призывает их заниматься Борец.

Однако у Борца в голове зачастую отсутствует модель всех этих занятий. Быть может, он иногда читает в интернете какие-то отдельные статьи, но у него нет модели постоянной переписки с друзьями, отслеживания новостей, выяснения значения непонятных слов, узнавания подробностей прямо на месте или выяснения маршрута способом, отличным от «спрашивать всех встречных, как проехать вот туда-то». И даже про чтение электронных книг он, возможно, имеет лишь самые смутные представления.

А то и не имеет представлений вообще, поскольку никогда этим не пользовался.

И это правда зачастую так. Меня, например, неизменно поражает, когда среди причин, по которым человек не читает книги на электронных девайсах, он указывает на «мелкий шрифт» или «слишком большая яркость». Блин, все, кто хотя бы по минимуму знаком с темой, в курсе, что шрифт и яркость можно поменять.

Не меньше поражает и то, что люди, по смартфону выясняют у своих приятелей, как куда-то проехать.

Это ж — смартфон. Поставь, блин, туда карту города и прямо у неё спрашивай маршрут. Можешь даже следить прямо по смартфону, правильно ли ты по этому маршруту движешься.


В общем, в результате, Борец с «лишними» вещами, опираясь на какие-то свои интуитивные прикидки, моделирует у себя в голове причины поведения людей настолько далёкими от реальности, что сделать правильные выводы по этой модели попросту невозможно.

Не, ну ведь тупо же просто смотреть в экран. Зачем так много людей подобным занимается? Наверно их всех заставила реклама. Ну ничего, потом мы их излечим от этой опасной болезни.

Ignorance is power. Человек собирается исправить проблему, которая существует исключительно в его ошибочных представлениях. И не одну — множество таких проблем.

Такого рода аскетизм проистекает из непонимания, а вовсе не из-за обоснованного чем-то разумным отказа от «лишнего». Вполне понятно, например, что постирать можно и руками. Но ведь можно положить всё в стиральную машину, и стирать будет она, а ты в это время займёшься чем-то гораздо более интересным. Можно включить робот-пылесос, и он сам за тебя всё уберёт. Можно не таскать в рюкзаке Тургенева восемь томов, а положить в карман всю Ленинскую библиотеку.

Однако означенное непонимание — это ещё относительно светлая сторона вопроса. Тут человек хочет как лучше — просто не понимает, что ввиду собственного невежества делает хуже.

По соседству же расположился другой тонкий момент. Гораздо более тёмный.

Вот представьте, что вы случайно попали в компанию любителей футбола, но при этом сами про него не знаете почти ничего. Или, если вам это тяжело представить, то представьте, что вы сидите в компании программистов, но вообще не умеете программировать. Или ещё что-то в этом роде — в зависимости от ваших знаний и пристрастий.

И вот все эти люди бодро беседуют между собой о футболе или программировании, а вы сидите, как дурак, будучи неспособным даже слово вставить. Просто потому, что вам вообще непонятно, о чём они говорят, и единственное, что вы могли бы в данной ситуации сказать: «а я чего-то не аллё во всём этом».

Люди веселятся, а вам не весело. Они шутят, а вам не смешно. Какие-то вопросы на ходу решают, а вам неясны даже сами вопросы, не говоря уже про их решение.

Вы — чужой на этом празднике жизни.

Поэтому очень хочется им сказать, что это у вас это не просто так. Вы не просто не знаете, а сознательно не хотели про всё это узнавать. Поскольку футбол и программирование — порочны. Вообще хорошо было бы всё это нафиг запретить, чтобы вы больше не чувствовали себя дураком в компании.

Человек таким образом пытается себе найти место. Хорошую компанию, где он будет в своей тарелке. Но он не пытается овладеть тем, в чём разбирается имеющаяся компания, и не ищет себе другую компанию, с которой они совпадают в интересах. Вместо этого, чтобы у него было место, он надеется запретить все остальные, «неправильные» места — чтобы все ходили только в это, в его.

Ведь если всё ему непонятное запретить, то ему станет лучше: все будут вынуждены разговаривать именно о том, что нравится лично ему. Именно и только такое в его рассуждениях о Духовности Светлого Будущего фигурирует как «настоящее», «подлинное», «реально необходимое» и «объективное». Ну и ещё пара–тройка вещей, в которых он тоже не разбирается, но отрицать их полезность у него не поворачивается язык.

Когда-то у Борца ушло много лет на то, чтобы всё-таки привыкнуть к тому, что телефон можно носить с собой. Он долго откладывал, убеждая себя, что «домашнего достаточно», но в какой-то момент совсем припёрло — ведь у всех этих потреблядей мобильники и с ними приходится как-то общаться. Было сделано некоторое усилие и… как назло почти сразу же появились смартфоны. Ну не подлость ли? Только-только удалось, претерпевая и преодолевая, хоть как-то вписаться, и вот опять.

Причём, этот опять даже хуже. Если мобилка в основном копировала стационарный телефон, то в смартфоне ещё куча каких-то неясных штук, с которыми надо разбираться. И людям они почему-то нравятся. Люди зачем-то смотрят в экран. И даже что-то там обсуждают.

Нет, только не ещё раз, с меня хватит. Теперь я навсегда с кнопочным телефоном, а смартфоны однозначно не нужны.

Ну а поскольку из-за этих девайсов я постоянно оказываюсь в обществе чужаков, сценарии которых я не понимаю, сразу понятно: Зло началось с мобилок. Не только смартфоны, но и мобилки — порождение порока.

Под видом духовного аскетизма, иными словами, в обоих описанных аспектах выступает аскетизм от невежества. Аскетизм, вызванный не стремлением всё своё время посвятить любимому занятию, но аскетизм, вызванный желанием избавиться от дискомфорта, причиняемого почти полным непониманием того мира, в котором ты вдруг оказался.

Как отличить одно от другого? Элементарно. Аскет, который аскет потому, что не тратит время на неинтересное ему, относится ко всему этому почти нейтрально или даже с некоторой долей любопытства (да, я сам не нахожу времени разобраться, но могу воспользоваться случаем, чтобы мне рассказали). Аскет же, который аскет из-за невежества и вызванного им дискомфорта, яростно изобличает саму порочность всех тех вещей, сценариев использования которых у него нет, а изучать оные он опасается. Равно как и порочность тех, кто этими вещами пользуется.

Некий человек мог бы знать и про стиральные машины, и про стирку вручную, а потому встретив кого-то, кто стирает руками, он бы мог рассказать тому про стиральные машины, как про способ достичь того же результата, но проще и приятнее. Предложить отказаться от чего-то ради лучшей альтернативы.

Другой человек, напротив, мог бы жить в шалаше в очень жарком климате, где ему не особо-то есть чего стирать, а потому не пользоваться стиральной машиной. То есть не пользоваться чем-то просто по причине отсутствия той задачи, которую эта штука призвана решать.

Оба эти варианта вполне нормальны (несмотря даже на некоторую натянутость второго). Однако игнораскет (аскет от невежества) проявляет себя тем, что предлагает каждому городскому жителю стирать вручную, обосновывая это заведомой порочностью и бездуховностью автоматической стирки. И возможно даже мечтает ввести уголовное наказание за использование стиральных машин.

К этому потом прицепляется какое-то произвольное обоснование. Ну, я не знаю, «потому что это слишком легко, а Человеческий Дух укрепляют только трудности». Или «потому что, стирая в машине, вы разучитесь стирать руками». Или «потому что в книгах Ефремова стиральных машин не было».

Про последнее, кстати, надо отметить, что в книгах фантастов так мало, например, упоминаний смартфонов не потому, что фантасты видели в них какое-то особое зло. А потому, что большинство из них тоже не имели у себя в голове сценариев использования смартфонов и не смогли их придумать.

Сами фантастические прототипы «универсальных портативных устройств» в книгах фигурируют, но как бы в эпизодах. Персонажи изредка используют для подачи сигнала бедствия или для «компьютер, перескажи мне своими словами статью из энциклопедии про вон ту штуку», но практически на этом всё и кончается.

Социальные сети и чаты фантасты придумать не смогли, как и интернет в целом. Портативные музыкальные плееры почему-то тоже (хотя наушники, блин, были с начала двадцатого века). Опять же, какие-то намётки имелись, однако никто из них явно не предполагал столь массового их использования вообще всем человечеством.

Фотоаппарат или «видеофон» ими полагались навсегда отдельными девайсами. Да и вообще роль компьютеров в фантастических книгах сильно смещена «в сторону пятидесятых»: только для вычислений и энциклопедического хранения информации. То, что на компьютерах будут проектировать дома и девайсы, то, что на компьютерах будут рисовать и снимать кино, то, что на них будут писать тексты и делать для себя записки, видимо, казалось слишком уж фантастичным — наверняка даже к звёздам начнут летать быстрее. Ведь в этих книгах летают к звёздам, но вот компьютеров почти не видно.

Что-то фантасты, конечно, угадали, но не всё. В частности, роль компьютеров, вытекающую из их возможностей, в обществе будущего они не угадали от слова совсем.

Поэтому «у наших советских фантастов будущее не так описано» — довольно слабое обоснование. Притянутое за уши. Ровно так же какой-нибудь верующий игнораскет сослался бы на отсутствие упоминаний о смартфонах в библии, что однозначно указывает на их небоугодность.

Однако такое обоснование всё-таки приводят в числе прочих подобных. И за этим, по-моему, в 99% случаев стоит именно что описанное тут явление: «всё, в чём я плохо разбираюсь, людям не нужно и даже вредно».

Впрочем, каких-то особых усилий для борьбы с данным явлением предпринимать не имеет смысла. Поскольку оно излечивается само собой. Новые поколения растут в новых условиях, а потому с детства привычны ко всем этим «новым штучкам», которые их родители увидели уже в солидном, а то и в преклонном возрасте. Для новых поколений, таким образом, смартфоны столь же «новые», сколь лифты, автомобили или самолёты.

Одновременно с тем ignorance не всегда перманентен, и иногда обстоятельства складываются так, что игнораскет всё-таки что-то узнаёт о предмете своей ненависти, что, во-первых, проясняет ему реальную полезность оного, а во-вторых, устраняет те неловкие ситуации, когда вокруг все говорят о чём-то, ему совершенно непонятном.

Я выше приводил в пример моего папу — не нуждающегося. Однако тут уже, на самом деле, правильно было писать «не нуждавшегося». После четверти века «компьютеры и смартфоны не нужны», он нашёл где-то в лесу разбитый, но всё ещё работающий смартфон. До этого ему предлагали такой купить, но они ведь типа не нужны, а тут как бы своя добыча.

Звонить по мобильному он уже и так умел, но тут начал для себя потихоньку открывать, что там, внутри этого девайса, есть игры, например. Или видеоролики про фокусы (он думал, что они прямо в самом смартфоне хранятся, а не транслируются из интернета). Потом вдруг обнаружил там внутри географические карты. И что есть возможность через него читать книги.

В общем, ненужная вещь потихоньку нужнела. Как бы сама собой.

А на самом деле, всего-то становились понятны сценарии её использования.



doc-файл

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Бывало, дед любил выпить, и посылал маму, молодую еще девушку за водкой. А ибти надо было не просто далеко, а как в известном фильме с Леоновым "За спичками". В общем, идти надо было 8 километров и по лесу. А в это время река разлилась, и многие овраги наполнились водой. И вот, прошли они ...
СЛАДКОЕЖКИ, Ау!!! Сегодня любители сладкого отмечают Всемирный день шоколада (World Chocolate Day). День шоколада впервые был придуман французами в 1995 году. Потребление шоколада в Европе ограничивалось лишь аристократическими кругами. ...
Друзья, вот и наступил мой 34 день рождения. Этот день я проведу с самыми дорогими и близкими для меня людьми , так как это самый лучший для меня подарок. ...
Путин позвонил на мобильный телефон Хренову, чтобы поинтересоваться, что на самом деле происходит сейчас в Иванове. Премьер выразил искренние сомнения в том, что в больнице все произошло именно таким образом как рассказал врач, - говорит ...
Цветение одуванчиков - каждый раз радует безмерно! А еще интересно было порисовать тот же вид, что рисовала еще со льдом на воде ) а окошко синего - все то же, и на том же месте ...