рейтинг блогов

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте

топ 100 блогов gelio18.11.2021 Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте

Город расположен на берегу Енисея, в 1300 км к северу от Красноярска. Игарка находится за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты и относится к районам Крайнего Севера. В городе есть единственный в мире Музей Вечной мерзлоты, созданный на базе подразделения Академии Наук.

Долгие годы Игарка считалась центром лесоэкспорта Красноярского края. Это был один из крупнейших в мире северных морских портов - за короткую навигацию он принимал более 120 судов, которые доставляли продукцию местного лесоперерабатывающего комбината в десятки стран. Сейчас производство почти свёрнуто. С этим связано значительное сокращение численности населения города — с 18 до 4,5 тысяч человек.


1. Впервые Игарскую протоку исследовали и нанесли на карту участники Великой Северной экспедиции в 1733-1743 годах. В 1929 году здесь начали строить порт по вывозу леса. До 50-х сюда ссылали политических, военных и других заключённых. Во многом благодаря их труду, а также труду тысяч вольнонаёмных энтузиастов, были созданы лесопромышленные предприятия города. Из Игарки также строили железнодорожную магистраль до Салехарда — так называемая «дорога на костях», часть недостроенной Трансполярной магистрали, унесшая тысячи жизней заключенных и впоследствии заброшенная.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте



2. Администрация город Игарка.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте




3. В 1962 году в городе разразился «Большой Игарский пожар», который полностью уничтожил склад готовой продукции лесоперерабатывающего комбината, 65 жилых и административных зданий. В результате Играка была фактически отстроена заново.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте




4. С 2009 года жизнь в Игарке сосредоточена в двух микрорайонах с пяти- и девятиэтажными зданиями на территории «Нового города».

Сейчас Игарка это порт, доступный для морских судов из Енисейского залива; есть также аэропорт, используемый для перевозки грузов и рабочих вахт на нефтяные месторождения. Недалеко от Игарки находится активно разрабатываемое Ванкорское нефтегазовое месторождение.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте



5. Среднегодовая температура воздуха в районе Игарки 10,5 °С ниже нуля. В течение двух первых месяцев лета солнце практически не заходит за горизонт, а в декабре — январе — полярная ночь.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте




6. Памятник самолёту Ли-2.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте



7. Это был последний летающий самолёт Ли-2 Игарского авиаотряда, который поставили на вечную стоянку в 1979 году. Первоначально в решении исполкома горсовета предполагалось назвать это место памятником покорителям Северных воздушных трасс, но сегодня за ним держится гордое название памятника полярной авиации.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте



8. Игарка связана с другими городами воздушным и водным сообщением: зимой и летом добраться до Игарки можно на самолёте и вертолёте, а в период летней навигации — на теплоходе по реке Енисей. В зимнее время из других посёлков можно добраться по зимникам.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте



9. Выселенный дом. Суровый климат города и угасшее с советских времен производство значительно сократили численность населения.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте



10. Последствия «Большого Игарского пожара» 1962 года.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте




11. Бывший дом культуры Лесокомбината.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте




12. «Музей вечной мерзлоты».

Игарка целиком стоит на вечной мерзлоте, толщина которой в некоторых места достигает 50–60 метров. Музей вечной мерзлоты создан на базе научной лаборатории, которая, в свою очередь, появилась в 1936 году. Ученые работали тут несколько десятилетий, а в 1996 году подземелье перешло музею. На сотнях квадратных метров можно увидеть образцы льдов, встречающихся в природе, — от речного енисейского до реликтового, добытого из древних ледников. Здесь же фрагменты деревьев, возраст которых колеблется от 24,5 тыс. до 49 тыс. лет. В тоннеле глубиной 10 метров проводились эксперименты по заморозке растений и рыб, по сохранности музейных предметов в условиях отрицательных температур.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте




13. На территории музейного комплекса есть отдельное здание, посвящённое «Стройке 503».

После войны в направлении Игарки началось строительство железной дороги — знаменитая сталинская стройка № 503 Салехард-Игарка. Прокладку линии вели сразу на трёх участках — от начальной точки на станции Пур (ныне в городской черте Нового Уренгоя), от Игарки и от посёлка Ермаково на берегу Енисея. В период 1947—1953 годов было проложено более 200 километров пути. По всей протяжённости будущей магистрали была устроена очередь постоянной линии связи. Такая же линия шла от Игарки дальше на север, в направлении Норильска. После смерти Сталина работы на проекте сначала законсервировали, а затем и вовсе прекратили. В начале 1960-х годов рельсовый путь от Игарки разобрали.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте




14. Бывший Игарский лесопильно-перевалочный комбинат (ЛПК).

Раньше это был экспортно-ориентированной крупнейший в стране комплекс по переработке высокосортной древесины. Наибольшего пика ЛПК достиг в начале 70-х - комплекс мог поставлять на экспорт до 1,5 миллионов кубометров пиломатериала ежегодно. Всего здесь было задействовано 4 лесопильных завода, производящих продукцию достаточно широкой номенклатуры, начиная с бруса и досок, заканчивая мелочью типа рейки и тарной дощечки. Постоянно вводились новые технологии подготовки продукции к продаже: искусственная сушка, антисептики, транспортные пакеты, автоматизированная сортировка лесоматериалов и т.д. Предприятие работало на древесине, доставляемой по Енисею из южных районов Красноярского края.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте




15. За продукцией комбината в порт приходило до сотни морских судов за навигацию, а мощности морского порта позволяли обслуживать сразу 25 крупнотоннажных кораблей. По объёму поставок древесины Игарский морской порт занимал второе место в стране после Архангельского.

Но в конце 70-х была построена железная дорога практически до самого Енисейска, началось возведение нового города-порта Лесосибирск. Перевалка леса постепенно смещалась туда. С этого момента объёмы производства комбината понемногу уменьшались, что не могло не сказаться и на городе. Кризисные 90-е окончательно погубили экономику Игарки. В настоящий момент производство практически свернуто.

Игарка — первый советский город на вечной мерзлоте




Мой instagram: @stepanovslava


Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
А вы заметили, как ловко Запад присвоил себе право быть моральным камертоном? Вот ни разу не помню такого, чтобы Китай заявил: "В России нарушаются права человека и мы вводим санкции". Или Япония? Когда Япония возникала в адрес России по вопросам, не связанным с островами? Иран - никогда. ...
Россиянам предложили придумать кличку для новой собаки Путина Пресс-секретарь премьер-министра РФ Владимира Путина Дмитрий Песков предложил россиянам придумать кличку для новой собаки руководителя российского правительства. Об этом ...
С Новым годом, дорогие сопесочники!Не знаю как вам, а мне с завидной регулярностью ...
"Россия снова стала увеличивать свои вложения в ценные бумаги правительства США, хотя до этого наблюдалась тенденция к снижению российских вложений в американские облигации. Так, в мае Россия увеличила свои вложения на 4,1 млрд долларов до 70,6 млрд долларов, сообщил американский минфин." ...
Ладно, уговорили. Сегодня – одни только котики и кошечки. Но много. А позже про саму выставку напишу, там много любопытного было. На мой взгляд… Чтобы не скучно было рассматривать, вот вам весёлая песенка. Listen or download Жанна Агузарова и Браво Кошки for free on ...