Дамы и господа!
В Иерусалим можно и нужно возвращаться. Одному, с
друзьями, семьёй, детьми. И наслаждаться.
Впитывать окружающее не только двумя широко открытыми глазами,
но и третьим - мистическим, волшебным, иерусалимским.
На этот раз мы бродили по Иерусалиму целый день. История
увиденного и услышанного пересказана тысячекратно. Постараюсь
поделиться ощущениями и деталями.
В Старом Городе чрезвычайно важна личность экскурсoвода. В
Иерусалиме я бы назвал его проводником, сталкером, ведущим нас
сквозь переулки пространства и времени, под землёй, по жарким
каменным плитам или высоко по крышам. Нет в Городе простых
дорожек и переходов. Из другого материала сделан Иерусалим. В
любой момент опасность из виртуальной может превратиться в реальную
угрозу существованию. Так и живём.
С Ольгой Баркон нам повезло. Горящие глаза, очаровывающая
гиперактивность и знания, занания, знания.
Созданный три тысячелетия назад по велению царя Давида (точнее,
завоёванный у иевусеев) Город с тех пор не исчезал ни на одно
мгновение истории.
Город Давида. Внизу арабское село Сильван (оно же Силуан или
Шилоах) расположившееся к Югу от Старого Города в Кедронской
Долине. К Городу Давида и знаменитому кладбищу на Масличной Горе
подступило вплотную и даже частично новыми постройками наползло на
древние могилы.
Именно отсюда в конце времён, когда Мессия взойдёт на Масличную
гору, по звуку трубы Иезекииля начнется воскресение
мёртвых.
А до той поры место предназначено для живых. Одиночки и
группы, взрослые и дети.
У каждого, из бесконечной цепочки поднявшихя в Иерусалим (сюда не
приезжают, прилетают, приходят, являются, а поднимаются) он свой
личный незабываемый. Пространственно-временной дуализм. Стены
города, и то, что время прячет под ними. На любой глубине. Не зря
археологи называют вечный город слоёным пирогом. Но "укусить"
трудно. Везде жили, живут и будут жить люди. Поэтому, площадка для
раскопок, площадью в квадратный метр - уже мечта.
А тут - невероятное "лакомство". Раскопки на бывшей стоянке
Гивати. 3,500 квадратных метров археологического рая.
Мы с Ольгой "ныряем" в подземный водовод. Выросшие на
берегу бурных рек или глубоких пресных озёр не понимают жизненную
важность близости к воде.
Вот одесситы поймут. Море солёное, а пресная вода дефицит.
Особенно во время войны, когда враг "перекрывает кран". Или во
время "стихийных бедствий", когда серебрятся обломками льда
сломанные ветки, а воды в кранах нет.
Иерусалим накрепко выучил, что такое жажда. Арабы
вовсю пользовались искусством "обезвоживания" во время осады
Города. Водоводы спасали Иерусалим со времён царя Давида.
Давали воду жителям и позволяли партизанам прятаться в каменных
подземных туннелях и совершать оттуда дерзкие вылазки. Римляне
изучили эту технику на своей шкуре.
Водоводы строили вручную под
городом. Масштабы строительства поражают. Некоторые уже раскопаны и
по ним фырча и расплёскивая воды хлюпают туристы. А этот водовод
открыт недавно.
В некоторых местах протискивались боком. Но и здесь глубоко
под землей среди огромных глыб - жизнь.
Мы выбрались навстречу свету и куполу мечети Аль-Акса,
пытающемуся диктовать свои условия миру.
Археологический парк "Центр Дэвидсона". Тем, кто там не
побывал, идти обязательно. Раскопки под открытым небом и
интересные выставки. Схемы, макеты, артефакты, история Иерусалима,
спрессованная в пространство знаний. И не только древности.
Старенький радиоприёмник, из которого звучит музыка 50-летней
давности и голос Рафаэля Амира, корреспондента израильского радио,
под огнём ведущего репортаж об освобождении Стены Плача. Интересный
факт, победа была одержана утром в 10.20, но трансляцию задержали
до шести вечера, чтобы не раскрывать раньше времени перед
вражескими армиями масштабы победы.
Позже Амир рассказывал:
"Дети в классе смеялись над моей младшей дочкой, потому что
я плакал в радиопередаче.
Ничего, доченька. Я плакал в 10.20, а в 6 вечера рыдал весь
народ."
Ещё один артефакт. Шломо Горен, в то время - главный раввин
израильской армии, вспоминает День:
"...Я побежал по направлению к Львиным воротам под огнём
снайперских винтовок и гранотомётов. Не думал о том, выживу или
погибну. Главное было - добраться до Старого Города. В Торе сказано
играть на трубе или на шофаре во время войны. И добежав до Львиных
ворот, я начал дуть в шофар."
Вот он, тот самый шофар Шломо Горена и книга Торы, по которой
он читал молитвы в День Освобождения Иерусалима.
В конце первой части рассказа повторю личную историю.
На заре новой Израильской жизни преподаватели ульпана
(курса изучения иврита) повезли нас пожить в празднично опустевшую
Йешиву Стены (единственное место в мире, где молятся не просто
повернувшись в сторону Стены Плача, но непосредственно глядя на неё
из окна). Более четверти века прошло, а тех ощущений не забыть.
Поздние прогулки по безопасному тогда Старому Городу,
бесцельно-прекрасные блуждания по пустынным улицам и сама Стена,
возвысившаяся в темноте и обрушившая на ночных посетителей энергию,
копившуюся тысячелетиями. Тогда впервые ощутил кожей, что Такие
Места жаркими многолюдными днями дремлют, а оживают пустынными
ночами. Им ведь тоже необходимо не суетливое общение.
Иерусалим незабываем и ошеломляющ в любое время дня и
ночи.
В жару и холод, дамы и господа.